Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 28

Культура России середины - второй половины XVIII в.

 

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по—разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

Наиболее широко было распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др. Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условие подготовки введения просвещенным монархом свобод.

Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян, и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину.

За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Вольность» и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции, он отказался от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.
С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.
На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Государственная политика в области образования. В Екатерининскую эпоху тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новой породы людей. В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

Книжное дело. Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую Грамматику М. Смотрицкого.


Система учебных заведений

Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

В 1786 г. был издан Устав народных училищ - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система.

Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана Академии трех знатнейших художеств (в 1764 г. преобразована в Императорскую Академию художеств, бывшую одновременно и учебным заведением, и правительственным учреждением, регламентировавшим всю художественную жизнь). При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета «Московские ведомости».
Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.
В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

Итоги. К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

 

НАУКА и техника


Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности. Постепенно утверждалась картина мира, противоположная средневековой.

Государственная политика в области науки. Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В Екатерининскую эпоху отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие.

В то же время, опасаясь всякого вольнодумства, императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня.

География, геология, картография, этнография, ботаника. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 физических экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое Описание земли Камчатки; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.
Медицина достигла во второй половине XVIII в. значительных успехов. Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И.Щепин, педиатр С.Г.Зыбелин и основоположник русской эпидемиологии, организатор и участник борьбы с эпидемиями чумы Д.С.Самойлович. В 1768 г. была сделана первая прививка от оспы.

Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

Техника. Значительных успехов достигла во второй половине столетия отечественная техническая мысль. Выдающийся русский ученый-самоучка И.И.Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, осуществить который ему не удалось, а через 2 года по другому проекту на 20 лет раньше Д. Уатта построил паротепловую установку для заводских нужд (Ползунов скончался за неделю до ее пуска). Русский механик-самоучка И.П.Кулибин создал зеркальный фонарь (прототип прожектора), семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву и многое другое. Изобретения К.Д.Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.
К сожалению, многие изобретения этого периода не получили практического применения и были забыты, а их авторы умерли в нищете и безвестности.
Гуманитарные науки во второй половине столетия достигли своего расцвета.
Исторические науки. Под влиянием исторических работ М.В.Ломоносова и В.Н.Татищева во второй половине столетия М.М.Щербатовым и И.Н.Болтиным впервые были предприняты попытки выработать общую концепцию российской истории. И.Н.Болтин также заложил основы отечественного источниковедения, а В.В.Крестинин и П.И.Рычков - основы исторического краеведения. Историческое описание Российской коммерции М.Д. Чулкова стало одним из первых сочинений по экономической истории России.

Развитию исторических наук способствовала публикация документов: в 1767 г. была опубликована открытая Татищевым «Русская правда», Н.И.Новиков опубликовал 20 томов «Древней Российской Вивлиофики».

В 1769 г. появилось первое в России исследование о происхождении религии - диссертация преподавателя логики, метафизики и математики Д.С.Аничкова.
Философия. В середине столетия сложились предпосылки для формирования отечественной философии. В 1755 г. профессором философии Московского университета был назначен ученик Ломоносова в области словесных наук Н.Н.Поповский, который впервые в России стал читать курс философии не на латинском, а на русском языке, утверждая, что нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было не возможно.

Филология. Во второй половине века исследования в области языкознания продолжил А.А.Барсов.


ЛИТЕРАТУРА


Основные особенности. Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов.

Жанровое разнообразие. XVIII в. часто называют веком од. Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть – «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина).
Стилевые направления. До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. Яркий представитель дворянского классицизма А.П. Сумароков писал в различных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни, комедии, трагедии. Сумароков заложил основы новой русской драматургии. Большую известность у современников имели его трагедии «Хорев», «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор», в которых автор поднимает проблемы гражданского долга. Сумароков издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Элементы нового стиля использовал Г.Р.Державин, в творчестве которого реалистическая направленность сочеталась с классицизмом. Основным жанром его произведений была ода, но поэт внес в нее элементы живой речи, бытовые зарисовки, пейзаж, реалистические картины современной ему жизни. Комедии Д.И. Фонвизина Бригадир и Недоросль, также совмещавшие зародыши реализма с классицизмом стали первым опытом обличительно-реалистической драматургии.
Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести Бедная Лиза, Деревня, Наталья, боярская дочь).
Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся Повесть Пахринской деревни Камкина, Сказание о деревне Киселихе и песня беглого крестьянина Плач холопов.
Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

 

АРХИТЕКТУРА.


Основные особенности. В архитектуре второй половины XVIII в. получили дальнейшее развитие основные тенденции архитектуры предшествующего периода: демократизация, преобладание гражданского строительства, расширение градостроительных работ и дальнейшее сближение русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Важной особенностью архитектуры, отразившей характерные для этого периода социокультурные процессы, стало увеличение количества построек общественного характера (здания учебных заведений, больниц, библиотек).
Стилевые направления. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм, для которого характерны логичность и симметричность планировки, геометризм, четкость вертикальных и горизонтальных линий. В основе классицизма лежит обращение к античной архитектуре.

Ранний русский классицизм сохраняет некоторые черты барокко и рококо (Ж.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов - здание Академии художеств, А.Ринальди - Мраморный дворец, Ю.Фельтен - набережная Невы и решетка Летнего сада).
Зрелый классицизм. В последней трети столетия начинается период расцвета русского классицизма. Зодчие зрелого классицизма создали классические типы дворца-усадьбы и комфортабельного жилого дома. Выдающимися мастерами русского классицизма являются В.И.Баженов (дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно), И.Е.Старов (здание Таврического дворца), ученик и друг Баженова М.Ф.Казаков, создавший большое количество общественных зданий и особняков (здания Московского университета и Благородного собрания, Голицынская больница, Сенат в Кремле, Петровский дворец в Москве).

Градостроительство. Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства. В этот период формировались ансамбли центров Костромы, Твери, Ярославля и других городов.

Деревянное зодчество. Несмотря на дальнейшее сближение отечественной архитектуры с архитектурой Запада, исконные традиции русского зодчества не были забыты. Наиболее ярко они проявились в русском деревянном зодчестве. Важным событием культурной жизни стало продолжение строительства Кижского ансамбля. В 1764 г. народными мастерами без единого гвоздя была построена 9-главая Покровская ц., ставшая наряду с Преображенской одним из выдающихся памятников не только русской, но и мировой архитектуры.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Русское изобразительное искусство второй половины XVIII в. развивалось в русле общеевропейского.

Основные особенности. Вторая половина XVIII в. - время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств.


Живопись


Художественные стили. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.

Жанровое разнообразие

- Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов (Неизвестная в розовом платье), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В.Боровиковский (портрет М.И.Лопухиной).

- Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П.Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная (обманки Г.Н.Теплова, П.Г.Богомолова) живопись. В акварелях И.Ерменева и картинах М.Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

Скульптура. Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма. Ярким представителем классицизма был скульптор и рисовальщик М.Козловский, прославивший себя памятником А.В.Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса.

Сын крестьянина-помора Ф.Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет. Его творчество отличается достоверностью, выразительностью и глубоким психологизмом (бюсты М.В.Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М.Голицына, М.Р.Паниной и др.).

Одним из символов Петербурга стал памятник Петру I Медный всадник, созданный французским скульптором Э.Фальконе при помощи его ученицы М.А.Колло. Открытие памятника, работа над которым продолжалась 12 лет, состоялось в 1782 г.

Эрмитаж. В конце столетия с покупки Екатериной II ряда частных европейских коллекций начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира. Картины, гравюры, изделия прикладного искусства размещались в Эрмитаже зимнем дворце российских императоров.


ТЕАТР

 

Во второй половине XVIII в. театр приобрел огромную популярность.
Господствующее положение в русском театральном искусстве занял профессиональный театр.

Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский).

В 1779 г. известный русский актер И.А.Дмитриевский, игравший в театре Волкова в Ярославле, открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) частный театр. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И.Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.

Увлечение Екатерины II оперой и балетом (для некоторых балетных постановок императрица даже сама написала либретто) способствовало их последовательному развитию во второй половин XVIII в. В 1766 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.

Крепостной театр достиг в это время своего наивысшего расцвета. Как и в предшествующий период, особой известностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И.Жемчуговой (Ковалевой), исполнившей около 50 оперных партий, и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). В 1798 г. Прасковье Жемчуговой была выдана вольная и вскоре тайно состоялось ее бракосочетание с графом Н.П. Шереметевым; после скоропостижной кончины Жемчуговой в память о жене граф основал в Москве Странноприимный дом для неимущих.

Многие крепостные актеры получили специальную подготовку: Шлыкова например, училась у известного танцовщика Ле-Пика в школе при крепостном театре. Крепостной театр из любительского стал превращался в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.
Дальнейшее развитие получил школьный театр.

 

МУЗЫКА


Основные особенности. Во второй половине XVIII в. отечественное музыкальное искусство достигло больших успехов. В последней трети столетия начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И.Фомин, М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский) учились у итальянских композиторов. Им удалось соединить в своем творчестве современный опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными песенными традициями.

Традиционные музыкальные направления (народная и духовная музыка) получили дальнейшее развитие.

Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, характеризующаяся формированием новых жанров. Появляются бытовая опера (Соколовский М.М. Мельник-колдун, обманщик и сват), песенная опера на национальные русские сюжеты (Е.И.Фомин Новгородский богатырь Боеслаевич, Ямщики на подставе), романс (О.А.Козловский Российские песни), героико-патриотический полонез (О.А.Козловский Гром победы, раздавайся).
Духовная музыка. Композиторы М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский создали новый тип духовного хорового пения.

Народная музыка. По-прежнему были широко распространены традиционные обрядовые и бытовые, бурлацкие и рекрутские песни. Возросла популярность разбойничьих песен, широкое распространение получили песни, посвященные предводителям народных движений Булавину, Пугачеву и др.
Началось формирование системы общего образования; шире стал круг русской творческой интеллигенции.

На смену религиозной средневековой системе мышления пришел рационализм, что в значительной степени способствовало развитию отечественной науки, в кратчайшие сроки сделавшей значительный рывок вперед. В области естествознания отечественная наука приблизилась к мировому уровню.
Искусство второй половины XVIII в. развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы. Практически во всех видах художественного творчества были достигнуты большие успехи. Русские живописца, зодчие, скульпторы получили признание в лучших академиях Европы: архитектора Баженова избрали профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.

К концу XVIII в. на основе преодоления локальной замкнутости подошел к завершению длительный процесс становления национальной культуры.
Усилилась, в то же время, социокультурная поляризация общества, различия между элитарной дворянской и народной формами культуры стали еще глубже.
Победа светского направления во всех областях культуры, утверждение господства рационалистического сознания и связанные с этим успехи науки, а также расширение и укрепление международных культурных связей, подготовили блестящий расцвет русской культуры в XIX в. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова " История России с древнейших времен до конца ХХ века"

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М. Павлоград | Документ 1
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал