![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На пути к постижению природы счастья
В своей книге Размик Месропович рассматривает ряд вопросов, в которых пытается разобраться. «Вопрос влияния одиночества на счастье. Живя в обществе, человек не может быть свободен от контактов с людьми – деловых, психологических, бытовых и т.д., как приятных, так и неприятных. Стремление человека к одиночеству зависит от двух условий. Во-первых, от возможности уединения: если у человека нет такой возможности, то для него одиночество становится большим благом, обладание которым совершенно необходимо для счастья. Во-вторых, чем духовно богаче человек, тем чаще и дольше он страдает от отсутствия такой возможности. В то же время одиночество причиняет страдание, если оно вынужденное и длительное. Оно может вести к деградации личности».[4] Словом, одиночество доставляет удовольствие тем, кто лишен такой возможности уединения, и превращается в муки для тех, кто на него обречен. Другой вопрос связан с возникновениями искажений в оценках счастья. « Трудность оценки собственной прошедшей жизни, из-за которой возникают искажения в оценке, обусловлена несколькими особенностями психики человека. Одна из них выражается в том, что прошедшие огорчения видятся как бы через уменьшительное стекло, а прошедшие радости – через увеличительное. Кроме того, память редко меняет знаки чувств с минусов на плюсы – часто негативные прошлые переживания впоследствии при воспоминании приобретают положительную эмоциональную окраску. Это явление психики называется оптимистической тенденцией памяти. Другая особенность психики выражается в том, что люди часто создают в уме сильно идеализированную реконструкцию прошлого. «Наше счастье зависит не только от действительного прошлого, но и от вымышленного, которого на самом деле никогда и не было» - В.Татаркевич. Третья особенность психики состоит в «многоцветности», разнокачественности сиюминутно протекающих психических переживаний. Такие негативно «окрашенные» чувства, как печаль, грусть, меланхолия, тоска, могут доставлять удовольствия и наслаждения, т.е. одновременно и быть позитивно «окрашенными». Наконец, четвертая особенность психики, которая обуславливает искажения в оценках, состоит в закономерной склонности многих людей преуменьшать свои удовольствия и преувеличивать чужие. И, наоборот, преувеличивать свои страдания, а чужие – преуменьшать. Искажения в оценках возникают не только при оценках в удовольствий и страданий, но и их источников. Человек недооценивает блага, которые есть у других: «чужая невеста всегда кажется красивей» и т.п»[5]. Следующий вопрос в книге Р.Айдиняна связан с факторами счастья, т.е. всего того, что способствует его достижению. «Благом является все то, что способствует счастью человека и пользе общества. При помощи понятия «благо» можно описывать полезные человеку природные явления, полезные качества самого человека. Понятия «добро» и «зло» - это категории для оценки полезности или вредности поведения и деятельности человека. Добро – это мера полезности поведения и деятельности человека для окружающих и для общества в целом. Соответственно, зло – это мера общественной вредности человека. А доброта – это свойство человека приносить пользу окружающим. Всякий фактор счастья выступает как та или иная разновидность блага. Блага бывают внешними (по отношении к человеку) и внутренними (добродетели) – находящимися в нем самом. Перечень всех внешних благ и добродетелей одновременно представляют собой и совокупность всех факторов счастья»[6].
|