Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18 Подстройка к будущему






 

Хотя подстройка к будущему – эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему – процесс обеспечения уверенности, что изменения, осуществленные в результате терапии, станут обобщенными и станут доступны в соответствующих внешних контекстах. Слишком часто изменения, которые происходят в терапии, остаются привязанными к терапевту или месту терапии, как специфическим якорям, а не доступными клиенту в ситуациях, когда как раз особенно необходимо новое поведение и новые реакции.

Первый и основной метод подстройки к будущему новых форм поведения или новых реакций – это привязывание их к якорям сенсорных стимулов, которые естественно возникают в соответствующих контекстах. Пятый шаг шестишагового переформирования подстраивает новое поведение к будущему, спрашивая соответствующую часть личности, согласна ли она взять на себя ответственность за проявление нового поведения в подходящем контексте. В примере с переформированием Тома я спросила, как он узнает, что нуждается в выборе новых возможностей. Для него сигналом было ощущение, что на него давят, и я привязала новые возможности поведения с помощью якоря к этому чувству. В изменении истории подстройка к будущему осуществляется с помощью задания клиенту вопроса, в каких обстоятельствах в будущем ему снова понадобится этот ресурс, доступ к которому вы обеспечили. Когда будущие обстоятельства определены, клиент создает внутреннюю проекцию этих обстоятельств, в которых требуемый ресурс присутствует и выражен. Таким образом ресурс становится привязанным к контексту, в котором он находится. Терапевтическая метафора обеспечивает подстройку к будущему, включая ведущее или будущее поведение как часть в конструкцию. Подстройка к будущему изменений, достигаемых в визуально-кинестетической диссоциации, лучше всего осуществляется предъявлением клиенту актуальных стимулов, которые в прошлом запускали фобическую реакцию. Если это страх высоты, нужно предложить клиенту пойти на высокое место и выяснить, достигнуто ли изменение. Подстройка к будущему может быть осуществлена прямо и непосредственно. Один из способов – спросить клиента: «Что будет первым, что вы увидите, услышите или почувствуете, что покажет, что вам нужен этот ресурс?» Когда специфическое переживание определено, попросите клиента вызвать его внутренне и привяжите к нему якорем нужный ресурс. Теперь, когда стимул появится во внешнем опыте, он естественно запустит подходящее чувствование и поведение. Например, можно поставить на якорь страсть (ресурс), привязав ее к слышанию шепотом произносимого имени, виду желтой розы и т.п. Такой процесс может быть осуществлен с парами, с помощью привязывания нового, более полезного поведения к феноменам, которые естественно имеют место: к тому, как он покачивает головой, к виду двери в квартире, к звуку выключаемого телевизора. Все это может служить запуску нового, приобретенного поведения у клиентов. Но наиболее предпочтительно предоставить клиенту актуальную ситуацию, в которой должны использоваться новые возможности. Хотя в работе с сексуальными дисфункциями это обычно невозможно, тем не менее – это лучший способ проверить свою работу и убедиться в полной интеграции нового поведения.

В подстройке к будущему наиболее важно, чтобы вы не предполагали, что сознательный ум клиента может автоматически перенести достижения терапевтической встречи в повседневную жизнь. Хотя сознательный ум может очень стараться, он обычно вспоминает про новое поведение лишь после того, как человек потерпел неудачу, проявляя старое поведение. Бессознательные же процессы работают автоматически. Ваша задача – поместить новые возможности на бессознательный уровень, убеждаясь, что триггеры для нового, более полезного поведения будут работать, так что новое поведение обязательно проявится в входящий момент. Подстройка к будущему – это не глазурь на терапевтическом торте. Без правильной подстройки к будущему достижения терапевтической сессии часто оказывается потерянными. Подстройка к будущему – заключительный шаг всякого эффективного терапевтического вмешательства.

 

 

В заключение

Понятия и представления, изложенные на этих страницах, дают возможность нового и полезного понимания вербальной и невербальной коммуникации. Они могут быть полезны для клинициста-практика, для развивающегося терапевта, и для всех, кто хочет стать более эффективным в личных и профессиональных отношениях. Я представляла в этой книге мои собственные методы и стиль терапии. Структура, на которой я основываю свои методы и стиль, состоит из трех шагов: во-первых, сбор информации и установление раппорта; во-вторых, переведение клиента из нынешнего состояния в желаемое; в третьих – подстройка к будущему.

Начальный шаг собирания информации включает определение первичной репрезентативной системы клиента, ведущей системы и естественно возникающих якорей, которые запускают последовательности внутренних и внешних процессов, составляющих нынешнее состояние клиента и желательное состояние. Эта информация собирается как путем словесных распросов, так и путем наблюдения за поведением клиента в терапевтическом контексте. Глаза и уши должны быть хорошо натренированы, чтобы получить информацию из поведения, демонстрируемого каждым клиентом. Мета-модель служит лингвистическим средством составления максимально полного словесного описания нынешнего состояния и желательного состояния клиента.

Во время собирания информации вы также стремитесь к определению хорошо сформированного результата. Удовлетворяя пяти условиям, вы обеспечиваете необходимую обратную связь для себя и для вашего клиента. Убедитесь также, что вы организуете ресурсы клиента и собственную деятельность для достижения изменений, которые доступны и экологичны.

Собрав всю информацию, необходимую для понимания структуры нынешнего состояния, вы выбираете методы терапевтического вмешательства, которые приведут к переживанию клиентом желательного состояния. Затем вы переводите клиента в желательное состояние, используя выбранную технику или сочетание техник. Методы, описанные здесь – якори, изменение истории, визуально-кинестетическая диссоциация, переформирование, наложение, метафора, смотрение на себя глазами любящего, нейтрализатор порога и метод оценки отношений, – лишь немногие из возможных.

Когда желаемое состояние достигнуто, ваша задача состоит в том, чтобы укрепить и интегрировать изменения, чтобы они могли включить в привычное поведение клиента. Эта подстройка к будущему обеспечивает продолжительность переживания желаемого состояния. Процесс обобщения обеспечивается привязыванием поведения или новых реакций к сенсорным стимулам, которые наверняка присутствуют в соответствующем контексте.

Есть два компонента, за которые необходимо отвечать для эффективного использования этих представлений и системы методов. Как уже говорилось, эти два компонента – гибкость поведения и гибкость чувственного опыта. Гибкость поведения касается возможности выбора стиля общения, равно как методов вмешательства. Здесь изложен ряд методов, но важно и то, как они применяются. Профессиональный коммуникатор должен обладать бесконечным разнообразием способов поведения, доступным ему в любой момент. Мы должны рассматривать сопротивление со стороны клиента как комментарий на наше поведение, а не как особенность клиента. Это наше дело – быть способными приспосабливаться к модели мира, свойственной клиенту и вызывать реакции, обходящие сопротивление. Это требует от нас гибкости, мы должны быть способны пойти навстречу поведению клиента и использовать аспекты его поведения (как и нашего собственного) для получения нужных реакций. Разумеется, важно, чтобы терапевт мог выражаться таким образом, чтобы быть понятным клиенту в зависимости от его культурного и образовательного уровня. Однако не менее важно, чтобы терапевт обладал достаточным сенсорным опытом, чтобы по реакциям клиента видеть, понимает ли тот его. Вы должны быть способны изменить все аспекты вашего поведения и коммуникации, и использовать все возможности чувств, чтобы удостовериться, что используемый вами стиль подходит к работе с данным клиентом.

Помогая клиентам в совершении изменений, часто необходимо вызывать в них широкий диапазон реакций. Следовательно, очень важно добиться доверия и расположения клиентов. Когда же это достигнуто, может оказаться необходимым вызвать многие чувства, от открытого гнева до униженной безнадежности, от глубокой симпатии до неудержимой радости, чтобы достичь терапевтической цели. Это также требует способности варьировать поведение, используя сенсорные обратные связи, чтобы приспособиться к реакциям и достигнуть успеха. Имея ввиду действие, которое ваше вербальное и невербальное поведение производит на других, вы захотите вести себя так, чтобы вызывать желаемые реакции. Когда сенсорный опыт покажет, что вы не получаете желаемых реакций, измените различные аспекты коммуникации, мягко или внезапно, пока сенсорный опыт не укажет на успех.

Терапевты, признаваемые гениями в своих областях, всегда обладали таким разнообразием возможностей поведения. Особенно полезные примеры диапазона поведения Милтона Эриксона можно найти в книгах Хейли «Необычная терапия» и «Новые техники гипноза и терапии». Менее известен, но не менее эффективен Фрэнк Фарелли, уникальный стиль которого представлен в его книге «Провокативная терапия». Терапевтические чудеса, происходящие на семинарах Майкла Лебо и Дэвида Гордона, также свидетельствуют об их гибкости поведения и сенсорного переживания.

Возможно, кому-то эти тактики покажутся манипуляциями. Хорошо, если манипуляция – это использование всех доступных сознательных и бессознательных возможностей для помощи людям в совершении изменений, которых они хотят, то это манипуляции. Я часто находила необходимым поставить под угрозу позитивные чувства, испытываемые по отношению ко мне клиентами, чтобы создать у них переживания, необходимые для изменений. Но хотя я могла временами казаться манипулятивной, грубой и даже жестокой, моим высочайшим приоритетом всегда было благополучие клиента. А ему не всегда способствует поддерживающее или оправдывающее поведение с моей стороны. Более важно, чтобы клиент изменился, чем чтобы я завоевала популярность. Люди приходят на терапию не ради моей пользы, а ради своей. У меня нет ограничений в поведении, кроме физического нападения, соблазнения или обмана, я свободна идти любой дорогой, ведущей к продуктивному изменению. Как со всяким новым материалом, изучение представленных здесь паттернов может показаться трудным начинанием. Но после некоторого периода практики вы сможете использовать их систематически и в значительной степени бессознательно. Поскольку они свободны относительно содержания, их можно использовать в разных контекстах и с разными людьми. Чувствуйте себя свободными в наполнении их собственным стилем и обаянием. Теперь перед вами стоит задача взять из этого текста все, что покажется вам полезным, и интегрировать в свое поведение. Используйте это для обогащения будущих переживаний, ваших и ваших клиентов. Всегда помните, что у коммуникации нет ошибок, есть только результаты. У вас есть возможности, необходимые для достижения счастливого конца.

Каждый раз, когда вы связываете человека с необходимыми ему ресурсами, возникающими в нем самом, ваш опыт обогащается. Помните, что ключ успеха в том, чтобы найти, что привязывает людей к их ограничениям, а затем развязать узлы – может быть по одному и постепенно, может быть разом. И важнее всего, помните, что будущее вырастает из того, что находится здесь и теперь. Людям, которые не свободны и жаждут измениться, вряд ли следует придумывать лучшее будущее для кого бы то ни было.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал