Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности диалога.
Во-первых, диалог-речь поддерживаемая. Во-вторых, диалог ведется при непосредственном контакте говорящих. (Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом). В-третьих, в диалоге обсуждается наличная ситуация. (Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности). Тематически направленный диалог называется беседой. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности: – он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим); – он должен быть последователен и доказателен; – в нем должна правильно употребляться грамматика. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты. Виды монолога: – устный рассказ (Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неизвестное для слушателей). – лекция. (в ней дается не только описание явлений, но и ведется доказательство тех или иных научных положений). – доклад и речь (выступление). (Доклад-продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об" итогах учебного года, доклад о результатах проведенного научного эксперимента и т. д. Задача речи иная – она должна пробуждать определенную, мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника). Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи – выступление перед микрофоном и телевизионной камерой. Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки. Письменная речь. Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре. Внутренняя речь. Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговорившие и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
|