![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4 Налоговый контроль
Для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно: 1) создать специальный государственный орган (органы) и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы; 2) законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет. Налоговый контроль – это особый организационно-правовой механизм взаимоотношений уполномоченных органов с обязанными лицами, основные элементы которого (субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов) определяет государство. Таким образом, налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством, которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и т.д.), а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д. Основными элементами налогового контроля является: 1. субъекты налогового контроля: · контролируемые (налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые объекты), · контролирующие (налоговые органы, прочие); 2. объект налогового контроля – деятельность подконтрольного субъекта, связанная с уплатой налогов и сборов, 3. порядок осуществления налогового контроля, 4. формы и методы налогового контроля: · Формы проведения налогового контроля это: Налоговые проверки, Получение объяснений налоговиков, Проверки данных учета и отчетности, Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др. · Методы налогового контроля: Общенаучные (анализ, синтез, статистические методы и т.д.), Специально правовые методы (визуальный осмотр, арифметическая и формальная проверка документов, выборочной и сквозной методы проверки документов и т.д.); 5. техника и технология налогового контроля, 6. категория должностных лиц (кадры), 7. периодичность и глубина налогового контроля. Субъекты налогового контроля можно разделить на: 1) контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, и 2) субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие свои частные интересы. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Объектом налогового контроля является непосредственная деятельность подконтрольного субъекта, связанная с уплатой налогов и сборов. Контролирующий орган вправе проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнение установленных налоговых обязанностей, а контролируемый субъект обязан создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. Реализация налогового контроля осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом. Уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается: o правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения; o проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов; o проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов; o правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов; o выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства. При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.
|