Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение о бытии
1. МАТЕРИЯ - это: 1. Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной. 2. То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию. 3. То, из чего все возникает и во что возвращается. 4. Объективная реальность. 5. Первовещество; то, что есть во всем. 6. Масса вещества. 7. Вещество, поле, плазма, вакуум. 8. То, что независимо от сознания человека.
2. ИДЕАЛЬНОЕ – это: (указать, что не входит в понятие этого термина) – 1. Эталонное, абсолютно совершенное. 2. Мыслимое. 3. Шедевр художественного творчества. 4. Производное от материального. 5. Противоположность реального. 6. Свойство предмета, отраженное в свойствах другого предмета.
3. СУБСТАНЦИЯ – это: 1. Внутренняя сущность, определяющая всевозможные формы материального и духовного бытия. 2. Средневековый термин для обозначения творца мироздания. 3. Логический термин для обозначения объекта, который имеет свойства, но сам свойством не является. 4. Все перечисленное.
4. АТРИБУТ – такое свойство, которое характеризуется: 1. Неотъемлемостью. 2. Необходимостью. 3. Существенностью. 4. Периодичностью. 5. Объективностью. 6. Причинностью. 7. 1-3. 8. 4-6.
5. ОБЪЕКТИВНОЕ: указать лишний пункт 1. Само по себе существующее. 2. Независящее от сознания и воли человека. 3. Истинная характеристика объектов. 4. Противоположность субъективному. 5. Категория, не применимая к мыслям.
6. СУБЪЕКТИВНОЕ: 1. Духовное. 2. Личное. 3. Индивидуально неповторимое. 4. Совокупность чувств и мыслей. 5. Синоним понятия душа. 6. Все, что связано с субъектом. 7. Внутренний (культурный) мир человека. 8. Все перечисленное
7. Какие понятия входят в содержание ДВИЖЕНИЯ: 1. Развитие. 2. Изменение. 3. Филогенез. 4. Онтогенез. 5. Прогресс. 6. Регресс. 7. Катаклизмы 8. Все перечисленное.
8. ПРОСТРАНСТВО – это: 1. Характеристика элементов мироздания со стороны структурности, протяженности, сосуществования и взаимодействия. 2. Пустое вместилище, где находится вещество Вселенной. 3. Априорные схемы чувственного познания. 4. Мыслительный конструкт для удобства пользования познавательным материалом.
9. ВРЕМЯ – это: 1. Форма бытия материи, выражающая последовательность развития и длительность существования ее параметров. 2. Форма чувственного созерцания, упорядочивающая комплексы ощущений. 3. Вектор мирового движения. 4. Неотвратимость будущего. 5. Все перечисленное. 6. Все перечисленное, кроме 2.
10. РАЗВИТИЕ – это изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся: 1. Объективностью. 2. Необратимостью. 3. Закономерностью. 4. Причинностью. 5. Преемственностью. 6. Накоплением положительного. 7. Направленностью. 8. 2, 3, 7.
11. БЫТИЕ. Что лишнее? 1. Бытие - космос, совершенный, вечный, материальный. 2. Бытие - мир идей, порождающий мир чувственного Бытия. 3. Бытие - это поле Бога, который сам есть истинное Бытие. 4. Бытие - это природа в целом. 5. Бытие - это время существования чего-либо от песчинки до Вселенной. 6. Бытие - это внешний по отношению к человеку мир. 7. Бытие - это предметный мир, противостоящий познающему субъекту. 8. Бытие - это целостность жизни, материальной и духовной.
12. ВИДЫ МАТЕРИИ: 1. Вещество. 2. Произведения искусства. 3. Электромагнитное поле. 4. Плазма. 5. Аура 6. Вакуум. 7. Общество. 8. 1, 3, 4, 6.
13. ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ (отметить лишнее): 1. Механическое. 2. Физическое. 3. Химическое. 4. Геологическое. 5. Археологическое. 6. Растительное (фитодвижение). 7. Животное (зоодвижение). 8. Кибернетическое.
14. КОГДА ВОЗНИКЛА НАША ВСЕЛЕННАЯ? 1. Никогда, вечно была и будет. 2. Около 20-ти миллиардов лет назад. 3. Создана Богом более 6, 5 миллионов лет назад. 4. 5 миллиардов лет назад. 5. Время установить невозможно, ибо сначала не было времени. 6. Этот вопрос не имеет никакого ответа.
15. ОПИСАНИЕМ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ТЕКСТ: «Сверхгорячая плазма элементарных частиц. Из них легкие атомы гелия - 4, дейтерия. Потом смесь фотонов, нейтрино и разряженного ионизированного газа. Затем протоны и электроны в атомы водорода, из которых все элементы Периодической системы Менделеева. Тогда же топология времени — порядок и направленность»?
1. Процессов в сопле космических ракет. 2. События после «Большого взрыва», нарушившего бесконечную плотность вещества, бесконечную кривизну пространства, нулевой момент времени, бесконечность массы, равной нулю, тождество бытия и небытия. 3. Астрономическое описание рождения звезд. 4. Физический процесс в атомных реакторах.
16. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА: «Как неизменен порядок частей времени, так неизменен и порядок частей пространства... время и пространство составляют как бы вместилище самих себя и всего существующего»? 1. Демокрит. 2. Птоломей. 3. Авиценна. 4. Ньютон. 5. Галилей. 6. Ломоносов. 7. Эйнштейн.
17. ЧТО НЕ ВХОДИТ В ХАРАКТЕРИСТИКИ НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ И НАШЕЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ? 1. В Галактике 150 млрд. звезд. 2. Длина - 100 тыс. с. л., ширина - 1500 с.л. 3. За 200 млн. - 1 оборот вокруг оси. 4. Солнце за 5 млрд. лет всего 25 оборотов. 5. Диаметр Солнечной системы 10 млрд км 6. Ближняя Галактика - Магеланово облако (200 тыс. л.). 7. До Туманности Андромеды - 1800 тыс. с.л. 8. Во Вселенной сейчас насчитано более 1 млрд галактик.
18. ГИЛОЗОИЗМ — это: 1. Учение о всеобщей одушевленности природы (универсума). 2. Учение о «жизненной силе». 3. Учение о сверхъестественных душах и двойниках. 4. Представление о космосе как о живом организме. 5. Учение о тождестве Бога и Природы. 6. Учение о правомерности двух начал мира - материального и идеального.
19. Что входит в характеристику ЖИЗНИ? 1. Обмен веществ. 2. Раздражимость. 3. Размножение. 4. Рост 5. Приспосабливаемость к среде. 6. Обмен энергией, веществом, информацией. 7. Рождение и смерть. 8. Все перечисленное.
20. ОБЩЕСТВО (социум, социальная материя) - это: 1. Разумная жизнь. 2. Часть природы, представляющая собой жизнедеятельность людей. 3. Мыслящая материя. 4. Совокупность человеческих индивидов. 5. Ограниченная группа людей, специально созданная для осуществления какой-либо цели. 6. Часть животного мира, где не действует закон естественного отбора. 7. Часть мира, где природные законы дополняются «культурными законами». 8. Все, кроме 5.
21. Кто был НАТУРФИЛОСОФОМ? 1. Фалес. 2. Д. Бруно. 3. Парацельс. 4. Шеллинг. 5. Энгельс. 6. Х. Дриш. 7. Уайтхед. 8. Все, кроме Энгельса
22. КОСМИЗМ — это: 1. Учение о единстве человечества и природы. 2. Учение о том, что человек есть микрокосм. 3. Учение о грамонизации космической и социальной жизни. 4. Учение о том, что космос через человечество реализует степени своего совершенства.
23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: (отметить не экологическую) 1. Загрязнение атмосферы и гидросферы. 2. Уничтожение растительного и животного миров. 3. Разрушение плодородной почвы. 4. Нерациональное использование полезных ископаемых. 5. Отношения между бедными и богатыми странами и людьми. 6. Проблемы, возникающие во взаимодействии человека с природой.
24. НООСФЕРА включает: (исключить ненужный пункт) 1. Сферу деятельности человека. 2. Общественные отношения. 3. Производственные, политические, научные, религиозные, нравственные и эстетические отношения. 4. Семейно-брачные отношения. 5. Отношения живых и неживых компонентов природы. 6. Культурные отношения между людьми.
25. ДЕИЗМ — учение о том, что: 1. Бог есть творец мира. 2. Бог, сотворив мир, не вмешивается в его закономерное развитие. 3. Учение, отвергающее авторитарную идеологию. 4. Бог растворен в мире. 5. Индивидуальная душа равна Богу. 6. Все перечисленное.
26. ПАНТЕИЗМ — учение о том, что: 1. Все религии придуманы людьми. 2. Бог скрывается за природой. 3. Природа содержит в себе Бога. 4. Бог и Природа тождественны. 5. 1-4. 6. 1-3. 7. 2-4.
27. ДЕМИУРГ — это: (указать неправильный ответ) 1. «Творец и отец этой Вселенной». 2. Создатель низших богов. 3. Создатель мировой души и бессмертной человеческой души. 4. Творец космоса из первоматерии по вечному прообразу - эйдосу. 5. Творец мироздания из ничего. 6. Сверхъестественное божество.
28. АБСОЛЮТ — это понятие, которым обозначали: 1. Духовное первоначало всего сущего. 2. Бога. 3. Мироздание. 4. Природу. 5. Активное начало в мире. 6. «Я» — в философии Фихте. 7. Саморазвивающийся мировой дух 8. Все перечисленное.
29. ТЕЛЕОЛОГИЯ — учение о том, что: 1. Все в мире происходит ради какой-либо цели. 2. Существует некая конечная цель развития природы. 3. Бог — цель всех людей. 4. Цель есть особый вид причинности. 5. Все в природе и обществе имеет целесообразный характер. 6. Технический (кибернетический) термин, указывающий на наличие обратной связи в системе. 7. 1, 2, 4, 5. 8. 3, 6. 30. «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ» — означает: 1. Сверхъестественный. 2. Сверхчувственный. 3. Алогичный. 4. Связывающий две и более систем. 5. Внешний по отношению к объекту и субъекту познания. 6. Внеопытный. 7. 1-3. 8. 4-6.
КОММЕНТАРИИ
3.1 2. 3.1 В античности понятием «материя» обозначали «первовещество» мироздания, неделимые и неизменные первочастицы, бесформенную субстанцию. С средневековой философии «материя» часто отождествлялась с телесностью, отягощающей духовность. В Новое время понятие «материя» стало синонимом понятия «масса», которую (массу), после открытия электромагнитного поля, стали трактовать как лишь вид материи наряду с другим ее видом - полем. Современная наука добавила еще два вида: плазму и вакуум, оставив вопрос о других видах материи открытым. Итак, сегодня будет правильным понимание материи как объективной реальности, доступной познанию.
3.2 3. 3.2 Категория «идеальное» не включает в свое определение такой признак как «быть шедевром художественного творчества», хотя, в каждом таком произведении есть идеальное во многих смыслах.
3.3 1. 3.3 Этимология «субстанция» означает «сущность». Хотя содержание термина исторически изменялось, общим остается понимание субстанции как внутренней сущности, определяющей формы материального и духовного бытия при любых интерпретациях их взаимосвязи.
3.4 7. 3.4 Атрибут - категория, обозначающая неотъемлемое, необходимое и существенное свойство предметов, событий, отношений.
3.5 3. 3.5 Объективно то, что не зависит от сознания и воли человека. Характеристика истинности лишняя.
3.6 8. 3.6 «Субъективное» обозначает все то, что составляет «совокупность отличительных признаков субъекта (человека) от всего того, что не зависит от него (объективного). Указание на истинность или ложность не обязательно.
3.7 8 3.7 Движение есть способ существования материи (неживой, живой, разумной). Все, где есть элементы прерывного или непрерывного изменения, охватывается этой категорией.
3.8 1. 3.8 Проблема пространства волнует умы людей с древности. От Демокрита через Ньютона до сегодняшнего дня тянется представление о пространстве как абсолютном вместилище. Субъективные идеалисты и рационалисты считают, что пространство - это врожденная способность чувствования или ума человека. Конвенционалисты, отрицая как объективную, так и субъективную основу пространства, объявляют его условностью, определяемой по договоренности между учеными (вообще людьми) для удобства общения и понимания. Большинство современных взглядов близко к представлению, что пространство есть характеристика элементов мироздания со стороны их структурности, протяженности, сосуществования и взаимодействия.
3.9 1. 3.9 В истории философии обращали внимание на разные характеристики времени, чаще всего подчеркивая, что время - форма бытия, выражающая последовательность развития и длительность существования его параметров.
3.10 8 3.10 Развитие является одной из форм движения материальных и идеальных объектов, характеризующаяся: а) необратимостью, б) закономерностью, в) направленностью. Если нет необратимости, пред нами не развитие, а функционирование; если - закономерности, то - катаклизмы и катастрофы; если - направленности, то - аморфная трансформация.
3.11 5. 3.11 Определение бытия совпадает с обыденным значением глагола «быть», т.е. существовать, значиться в действительности, иметь конкретные реалии. Хотя и все девять пунктов имеют (имели) своих приверженцев, наиболее точным является вариант (5).
3.12 7. 3.12 Современная наука видами, уже известными, материи считает вещество, поле, плазму, вакуум.
3.13 5. 3.13 К пяти формам движения, выделенным Ф.Энгельсом - механическая, физическая, химическая, биологическая (фито- и зоодвижение), социально-современная наука добавляет геологическую и кибернетическую формы движущейся материи.
3.14 2. 3.14 «Большой взрыв» («момент сингулярности», «первичный взрыв») произошел по данным современной науки около 20 миллиардов лет назад. Одним из главных методов определения возраста Вселенной является изучение так называемого «реликтивного излучения».
3.15 2. 3.15 Это описание рождения Вселенной (Новиков И.Д., Эволюция Вселенной. М., 1983).
3.16 4. 3.16 Здесь приведены слова представителя концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона. (См. Математические начала натуральной философии. - СПб., 1915, с.31).
3.17 8 3.17 Магеланово облако, Туманность Андромеды, Вселенная - объекты не входящие в нашу Галактику (И.С. Шкловский. Вселенная, жизнь, разум. -М., 1983).
3.18 1. 3.18 Гилозоизм (от греч. гелио - материя и зоо - жизнь) - учение, отрицающее границу между живым и неживым, полагающим «жизнь» всеобщим свойством, содержащимся в основе всего мироздания.
3.19 8. 3.19Попытки найти один единственный специфический признак живой материи закончились безуспешно. Поэтому в суммарную характеристику жизни входят все перечисленные свойства.
3.20 8. 3.20 Какими бы не были исходные позиции философов, все единодушны в признании общества совокупностью разумных существ, являющихся частью природы. Особенно подчеркивается при этом противоположность «культурных законов бытия» дикости, «зоологическому индивидуализму».
3.21 8. 3.21 Натурфилософия, как и другие философские течения, имеет свою историю, в ходе которой она уточнялась и совершенствовалась. Фалеса можно отнести к основоположникам натурфилософии. Его идеи о единстве космоса и человека продолжили Д. Бруно, Парацельс, Шеллинг. а в близкое к нам время развивали Х. Дриш и Уайтхед. Специфика натурфилософии состоит в умозрительном истолковании природы, т.е. там, «где они не знали, они заполняли пробелы с помощью воображения» (Ф. Энгельс).
3.22 4. 3.22 Космизмом называется учение, где речь идет не только о связи человека и космоса, а о том, что космос (мир, природа, Вселенная) с помощью им порожденных разумных существ сам себя поднимает на более высокую ступень бытия.
3.23 5. 3.23 Экология (греч. эко - обиталище, логос - учение) - наука, изучающая взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Поэтому область отношений между странами, людьми, нациями и т.д. в экологию не входит.
3.24 5. 3.24 Ноосфера (греч. ноо - разум и сфера - шар) учение об облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочке, (Т. де Шарден, Э. Лерца) представляющей собой новый геологический слой (В.И. Вернадский), высший слой биосферы, которой служит связывающим звеном между земным разумом и космосом.
3.25 2. 3.25 Деизм (лат. деус - бог) - учение, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в дальнейший ход развития природы, которое происходит в силу естественных ее законов.
3.26 7. 3.26 Пантеизм (греч. пан - все и теус - бог) - учение, отождествлявшее бога и мир. Варианты, где бог растворен в природе или где природа равна богу, обозначают идеалистические и материалистические нюансы пантеизма. Д. Бруно утверждавший: «Природа... есть не что иное, как Бог в вещах», - является пантеистом - материалистом. Н. Мальбранш считал, что не бог существует в мире, а мир в боге, - это позиция пантеиста - идеалиста.
3.27 5. 3.27 Демиург - термин древнегреческой философии для обозначения творца и управителя Вселенной, который также обустраивает весь мир, создавая низших богов, мировую душу и ту часть человеческих душ, которая бессмертна. Демиург отличается, например, от христианского тем, что творит мир из совечной ему материи, а не из «ничего».
3.28 8. 3.28 Абсолют (от лат. абсолют - безусловный, неограниченный), понятие, которое вошло в философию на пороге 19 века, но быстро было спроецировано на прежние представления о духовном первоначале всего сущего, о Боге, о мироздании, о природе в единстве всех аспектов ее бытия, об активном начале в мире, о саморазвивающемся мировом духе и т.д.
3.29 7. 3.29 Телеология (от греч. телео - результат, цель; логос - слово, учение) - понятие которым обозначали наличие в мире какой-либо конечной цели, к которой все устремлено, и которая играет роль своеобразной (целевой) причины, придающей всему, что происходит в природе и обществе, целесообразный характер.
3.30 7. 3.30 Трансцендентный (от лат. транс - выходящий за пределы) - этим термином обозначали все то, что за пределами чувственного и логического познания, за чертой «естественности» мироздания; то, что является объектом особого алогического (религиозного, метафизического) постижения истин универсальных, всеобщих определений бытия и небытия Абсолюта.
ТЕСТ 4 ДИАЛЕКТИКА, ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ,
|