Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третья составляющая Души — воля
В предыдущей книге «Самоанализ и познание внутреннего мира» в разделе «С почтением к инстинктам» я уже рассказывал о воле. Напомню Вам некоторые моменты. Воля человека связана с сердцем и является как бы составляющей двух векторов: вектора стремления сердца и вектора желания сердца. Выходит, что свобода воли человека копится в тайниках его сердца. Главная роль воли — восприятие и оценка окружающего мира. Помните, я еще приводил слова священника А. Ельчанинова: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Т. е. что хочу, то и вижу. Хочу — вижу мир страшным и жестоким, приближающимся к краху и войне, хочу — вижу возрождающимся и прекрасным, а захочу — вообще буду считать, что все мне просто снится. Это естественно, ибо человек создан по образу и подобию Бога, следовательно, и со свободной волей. Свободен Бог, свободен и человек, свободна и его воля. Всех животных Бог подчинил определенным законам, например закону стадности, закону миграции, лишь человек может оставаться тем, кем хочет. Он может опуститься до самой низшей ступени в мире животных и может подняться до самого благородного способа жизни. Он может подчиняться светилам и планетам, обстоятельствам и начальникам, а может никому на подчиняться, кроме Бога. Бог всегда предвидит, как сложится судьба Его подопечного... Вот это предвидение, с одной стороны, и свобода воли человека — с другой, являются противоречиями, или «антиномиями», указывающими на присутствие иной нечеловеческой логики. Здесь мы сталкиваемся с одной из Божественных тайн, которую человеческий разум не в состоянии постичь. А вот последователи Кальвина, например, говорят о «предопределенности судьбы». К ним присоединяются и астрологи, и некоторые оккультные школы. Это жуткое заблуждение, так как если есть предопределенность судьбы, тогда у человека нет свободы воли. Вообще в вопросе понимания свободы воли проявляют себя все мыслители. Читая философский трактат, обращайте, дорогой Читатель, внимание на то, как говорит автор о свободе воли, это очень важно для понимания основной мысли произведения. Скажем, как Вам покажется высказывание Л. Н. Толстого о том, что в «мире нет виноватых»? Так и хочется воскликнуть: «Вот здорово, тогда вообще в жизни нет никаких проблем!» Дело в том, что Л. Н. Толстой таким образом пытался заглушить укоры своей совести. Он говорил: «За что укорять меня, если я связан всей совокупностью причин, заставляющих меня сделать что-либо так, а не иначе». Приезжая в Оптину Пустынь, он вел бесконечные споры с живущими там монахами, но так и не смог до конца жизни уяснить для себя вопросы о свободе воли. Но свобода воли все же не абсолютна. А какова абсолютная свобода? Привожу слова схи-архимандрита Софрония: «Сущность абсолютной свободы в том, чтобы вне всякой зависимости или необходимости, вне всякого ограничения самому во всем определять свое бытие. Это свобода Бога, человек такой свободы не имеет». Человеческая свобода ограничена многими факторами: 1. Законами природы. 2. Запросами тела. 3. Окружающими людьми и обстановкой. 4. Общественными законами. 5. Законами Бога, сообщаемыми через голос совести. 6. Влиянием на Душу Божьей благодати. 7. Влиянием на Душу темной силы при оставлении человека Божьей благодатью. Поэтому человек хоть и свободен, но редко двигается туда, куда хочет. Ибо на его решение действует такая масса сил... Он часто об этом не только не знает, но и не осознает этого. Правда, это не значит, что человек не может правильно судить о жизни и что он полностью зажат обстоятельствами. Нет, истинное понимание жизни существует, но проявляется редко и преимущественно лишь у цельных людей, личностей. Большинство же всю жизнь пребывает в «духовном отлете». Различают людей сильной и слабой воли. У первых проявление воли ярко выражено, и они настойчиво проводят в жизнь свои планы — это большой дар, талант, данный от Бога. Если с таким талантом человек ищет «стяжание Духа Святого», он может достигнуть высоких степеней благородства святости или может получить от Бога сверхъестественные способности. Так было с Апостолом Павлом, имевшим сильную волю и стремление. И наоборот, если сердце жестоко, гордо, тщеславно, то при сильной воле такой человек может принести много бед, особенно если он облечен большой властью (Тамерлан, Иван Грозный, Наполеон, Гитлер, Сталин). Таким же будет и будущий Антихрист... Если у человека слабая воля, то, ввиду агрессивности окружающей материи, он обычно задавлен обстановкой и людьми. Такой человек не в силах осуществить желание сердца. Его «остаток» свободы незначителен. Слабая воля — своего рода духовная болезнь, возможно, она дается детям как наказание за грехи родителей... Человечество всегда бунтовало и будет бунтовать против ограничения своей свободы воли. У человека существует постоянное желание самому создать свое бытие, самому определить его, т. е. самому выполнять функции... Бога, а не принимать покорно то, что дается каждому свыше, так как в этом есть зависимость, которая сковывает человека. У христиан это искушение преодолевается верой в Бога и доверием Богу. Когда человек верит в Бога как в наивысшее совершенство, он приобретает особую способность понимания жизни (благодать), и тогда у него пропадает чувство зависимости. Тогда человек находит особый смысл в том, что ему предоставляет жизнь, и догадывается, почему именно ему дано такое испытание... Как видите, дорогой Читатель, воля человека весьма ограниченна. Можно лишь говорить об остатке человеческой свободы воли. Этот остаток проявляется в жизни очень незначительно, иногда вообще не проявляется. По мнению епископа Игнатия Брянчанинова, «воля моя свободна почти только в одном — в избрании добра или зла; в прочих отношениях она ограждена отовсюду». Свободная воля решает, по какому из двух путей — добра или зла — следовать человеку. Самое главное для человека, ищущего совершенства, чтобы воля очистилась от желания творить зло. Чтобы даже мыслей о зле не было! Тогда в жизни человека наступает качественный перелом-Иоанн Кронштадский говорил, что когда воля человека очистится от зла, тогда все, что приходит к человеку, становится даром свыше. Тогда все события являются исполнением желаний самого человека. Это называется «Царство Божие, пришедшее в силе». Тогда все, что происходит с человеком, — не мало, не много, а значимо. Апостолы об этом говорили так: «Ничего не имеем, но всем владеем».
|