Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава восьмая Любить – значит, доверять
«Всех почитайте…» 1 Пет 2. 17
В своей книге «Дух Христа в человеческих взаимоотношениях» (Зондерван, 1968 г) Джеймс Бишоп пересказывает одну историю, которую он услышал в 1937 году в городе Мадрас (Индия). «Каноник Гольдсмит был посвященным миссионером англиканской церкви и пользовался большой любовью жителей города. Однажды он доверил своему слуге–индусу определенную сумму денег, на которые тот должен был купить необходимые запасы продовольствия. Но вместо того, чтобы купить и принести продукты, слуга исчез с деньгами. Каноник Гольдсмит очень расстроился. Четыре дня он искал этого человека. В конце концов, найдя его, он с глубоким смирением подошел к нему и сказал: «Я прошу прощения. Я платил тебе так мало, что ты вынужден был совершить такой поступок. Возвращайся ко мне. Я назначу тебе более высокое жалование» Слуга был покорен этим выражением любви и доверия. Он возвратился, глубоко раскаялся и стал преданным, надежным слугой каноника Гольдсмита, его другом и братом на всю жизнь». С какой легкостью вы и я расправились бы с этим вороватым слугой! Мы наверняка заявили бы на него в полицию. Его арест и наказание доставили бы нам удовольствие. Возможно, мы даже пожаловались бы своим коллегам на этих «несносных людей», которым никогда нельзя доверять. Каноник Гольдсмит обращался с проворовавшимся слугой не как обычный человек. Как правило, человек стремится как–то отомстить тому, кто причиняет ему зло, или, во всяком случае, не иметь с таковым ничего общего. Нам чуждо желание дать человеку возможность исправиться, реабилитировать себя, оказать ему доверие. С легкой иронией Бог дал нам понять, насколько неприглядна человеческая природа, которой чуждо прощение и доверие: «Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог, а не человек» Осии 11: 9. Мы должны признать, что только Дух Божий может произвести в нас такое великодушие и сострадание к людям, которое имел каноник Гольдсмит Только если в вашем и моем сердце будет жить любовь Божия, мы сможем доверять тем, кто обманывал и обманывает наши ожидания, разочаровывает нас. Иисус Христос был самым доверчивым человеком, когда–либо жившим на земле. Он имел все основания, чтобы разочароваться в людях, однако это не помешало Ему оказывать им безграничное доверие. Его жизнь ясно свидетельствует о том, что лучше доверять людям, даже обманувшись раз–другой, чем лишать себя ощущения глубины во взаимоотношениях с людьми из–за недоверия к ним. Иисус доверял Симону – этому раздражительному, порывистому, хвастливому рыбаку Он также доверял Закхею – хитрому, вороватому и нечистоплотному собирателю пошлин. Он доверял Марии – блуднице. Своим доверием Иисус покорял сердца людей, открывая им путь к спасению. Иисус многим рисковал, доверяя людям. Он доверял Иуде, хотя знал, что Иуда предаст Его. Он доверял ему деньги, Свою репутацию, хотя заранее знал, что Иуда не оправдает этого доверия. И хотя мы много раз оказывались недостойными Божественного доверия, Он по–прежнему верит в нас, и наше спасение будет зависеть от того, сумеем ли мы полностью довериться Господу. Доверие является важной составляющей частью христианской любви. Фактически любовь не может существовать без доверия. «Любовь – это действие веры, – писал Эрих Фромм, – и кто имеет мало веры, не может сильно любить». Любовь проявляется в доверии. Доверяя людям, мы тем самым показываем, что ценим их. Проявляя к человеку доверие, мы поднимаем его достоинство, окрыляем его. Если мы не доверяем людям, мы ничего не сможем для них сделать, ничем не сможем им помочь. В христианской «благой вести» значительный акцент делается на ценности каждого человека. Бог так высоко оценивает каждого человека, что Он послал бы Своего Сына на смерть даже за одного человека – любого из тех, кто когда–либо жил на земле. О, как мы порой бываем далеки от этого, проявляя черствость и бездушие! Мы попираем нежнейшие ростки самых деликатных человеческих чувств. Мы холодно разговариваем с теми, кто остро нуждается в нашем сочувствии и понимании, с теми, кто находится в отчаянном положении. Мы с легкостью отказываемся от некоторых убеждений, не задумываясь о том, что это может означать полный крах для тех людей, которые безгранично доверяли нам. Мы не задумываемся над тем, какой мерзкий грех мы совершаем, бесцеремонно сокрушая самые сокровенные мечты другого человека. Мы профессионально опровергаем доводы наших оппонентов, почти не прилагая при этом усилий. Мы калечим психику тех, кто любит нас; мы грубо и бестактно обращаемся с людьми, созданными по образу Божьему, которых Бог ценит и уважает, просто ради забавы, чтобы посмеяться над ними. Как невнимательны мы друг к другу! Если бы мы только унизили свое «я» перед Богом и проявили доброту, учтивость и сочувствие к нашим ближним, тогда вместо одного человека к Господу приходили бы сотни людей. Мы должны относиться к каждому человеку, с которым мы сталкиваемся в жизни, так, как отнесся бы к нему Иисус – как к самобытной и неповторимой индивидуальности. Мы должны понять, что каждый человек заслуживает нашего внимания и уважения. Бог предлагает каждому человеку все лучшее, что у Него есть. Каждый имеет в Его очах уникальную ценность. «Почему Бог так сильно любит всех нас?» – спросила учительница библейской школы учеников первого класса. Последовало молчание и интенсивное обдумывание вопроса. Затем одна маленькая девочка сказала: «Потому что нас всех у Него по одному». Знать, что Бог послал бы Своего Сына умереть за любого грешника, это – знать о том, как Он ценит каждого из нас. Если бы мы только смогли понять огромную ценность человеческой личности! Если бы мы только смогли понять двойную ценность каждой души! Ведь Бог сотворил каждого человека по Своему собственному образу и искупил каждого через дар Своего Сына Иисуса Христа!!! Кто может определить ценность одной души? Подумайте о Гефсимании, где Христос переносил долгие часы агонии и сверхчеловеческих мучений ради каждого из нас. Подумайте о Спасителе, распятом на кресте, о Его отчаянном вопле: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Map. 15: 34. Подумайте о Его окровавленной голове, о Его пронзенном боке, искалеченных ногах. Христос рисковал всем, чтобы спасти нас – людей. Он рисковал даже самим небом. Помня о том, что Христос умер бы даже за одного грешника, вы сможете лучше понять ценность каждой человеческой души. Если мы ценим человека, мы будем доверять ему Чем больше мы доверяем человеку, тем больше мы ценим его. Оказывая доверие человеку, мы тем самым говорим ему: «Я ценю тебя таким, как ты есть, и верю, что ты можешь стать еще лучше». Библия повелевает: «Всех почитайте» 1 Пет 2. 17 Только доверяя всем людям без исключения, мы можем исполнить эту заповедь. Неизменно доверяя человеку,, мы тем самым оказываем ему наивысшее почтение. Доверие подразумевает надежду и уверенность. Мы должны реально оценивать людей; но сколько бы ошибок они ни допускали, мы можем выразить веру в то, что они могут достичь гораздо большего. Оказывая доверие людям, мы тем самым на деле доказываем, что ценим и уважаем их. Своим доверием мы можем поднять у человека чувство собственного достоинства «вдохновить его на такие поступки, которые он в противном случае никогда бы не совершил. Как сказал психолог Бонаро Оверсти: «Мы являемся не только сторожем нашему брату; во многих случаях мы можем формировать его как личность». Доверие – это инструмент, который Бог дает нам, чтобы мы с его помощью содействовали восстановлению в людях образа Божьего. Мы должны открыть им глаза на те возможности, которыми они обладают как существа, сотворенные и искупленные Богом. Своим отношением к человеку мы можем сделать его хуже или лучше. Подумайте, кем стал вороватый слуга в результате проявленного к нему доверия со стороны каноника Гольдсмита! Ральф Вальдо Эмерсон писал: «Доверяйте людям, и они будут верны вам. Относитесь к ним благородно, и они станут великими». Каждый человек обладает определенными свойствами, определенными качествами характера и личности, определенными способностями и дарованиями, которые могут проявиться в полной мере только в том случае, если человек чувствует доверие и поддержку со стороны окружающих. Иисус всегда искал лучшее в людях. Он никогда не останавливался на слабых сторонах характера. Он всегда помогал людям проявить себя с наилучшей стороны. Этим Он показал нам один из самых замечательных примеров любви. Любовь всегда доверяет, всегда стремится оправдать человека, истолковывая мотивы его поступков в самом благоприятном свете. «Любовь, о которой я говорю, – пишет апостол Павел (перевод Филиппса), – стремится к созиданию» 1Кор. 13: 4. Лоуренс Аравийский прославился тем, что умел налаживать добрые отношения с арабами. Немногим иностранцам это. удавалось. Когда его спросили, как ему это удается, он ответил: «Я отношусь к арабам так же, как к англичанам». Мы должны искать доброе в других людях. Мы должны ожидать этого от них. Мы должны относиться к ним так, как если бы они были достойны наивысшего уважения. Только так можно завоевать их доверие. Только так можно открыть им Евангелие. Как редко мы ищем в людях доброе и хорошее! Как часто мы замечаем только их недостатки! Помните поведение старшего брата в притче о блудном сыне? Когда отец, радуясь возвращению блудного сына, созвал особый пир, чтобы отпраздновать это событие, старший сын не пожелал принять в нем участие. Писание говорит: «Он сердился и не хотел войти» Лук. 16: 28. Своим отношением к брату он ясно показал, что, будь он на месте отца, он не принял бы несчастного. Он был настолько раздосадован, что даже не назвал брата «братом», холодно произнеся «твой сын». Своей настороженностью и подозрительностью он как бы пытался убедить отца в том, что этот транжира вновь хочет воспользоваться его расположением, чтобы высосать из него все соки, и что отец поступит крайне неразумно, если позволит младшему брату снова одурачить его. Всем своим видом и поведением он хотел показать отцу, что этому расточителю нельзя доверять. Но отец доверяет блудному сыну, несмотря на все его ошибки и проступки. Для отца нет ничего дороже, чем его мальчик, который был потерян, но теперь нашелся. Он дает ему самую лучшую, самую прекрасную одежду, драгоценный перстень на руку Он приглашает соседей и музыкантов на особый вечер. Он не стыдится своего сына. Он желает почтить того, кто значит для него все. «Всех почитайте», – говорит Слово Божие. Даже блудных сыновей. Если бы мы только могли видеть людей глазами безграничной любви Отца, тогда мы смогли бы смотреть на всех, как на Его детей, наших братьев и сестер! Мы можем утверждать, что являемся детьми Божиими. Но если это действительно так, то мы должны считать живыми и найденными всех потерянных, духовно мертвых братьев. Они связаны с нами самыми крепкими узами, потому что Бог признает их Своими детьми. Но если мы отказываемся от них, мы тем самым показываем, что мы наемники, но не дети в семье Небесного Отца.
|