![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятка родителю
К пяти годам ребенок должен знать: • свое имя и фамилию; • имя, отчество и фамилию своих родителей; • свой адрес; • номер своего телефона; • номера телефонов служб спасения: скорой помощи, милиции, пожарной, службы спасения МЧС; • телефон знакомого или родственника, к которому можно обратиться в случае проблемы.
Поскольку телефоны служб спасения используются редко (и слава Богу!), малышу их легко забыть или перепутать. Даже взрослые путают номера скорой помощи, пожарной охраны и милиции. В качестве приема, помогающего запомнить телефоны, используют рисуночные «напоминалки». В психологии это называется методом пиктограмм. Делается это очень просто: нужно вместе с ребенком нарисовать слева цифры номеров телефона, а напротив подсказки. Например: «Скорая помощь» – красный крест; «Милиция» – пистолетик или полосатый жезл; «Пожарные» – горящая спичка или дом; «МЧС» – голубая каска. Напротив своего номера телефона – портрет самого ребенка с характерными приметами, например, веснушками или рыжими волосами, а напротив друзей семьи – лицо одного из них, например, усатого дяди Коли. Наш небольшой список должен быть поделен пополам, потому что домашний телефон и адрес, а также данные знакомых не стоит рассказывать кому попало. Их нужно обозначить как «секретную семейную информацию». И, пожалуй, ее нужно изобразить на обратной стороне листка, «лицом к стенке». Свой адрес дети запоминают наизусть точно так же, как они запоминают имена людей, их фамилии. Шпаргалку нужно повесить на видном месте у телефона. «Ну‑ ка, детка, какие циферки набирают, когда нужно звонить в скорую помощь?», – прикрыв «напоминалку» ладонью, спросите сынишку или дочку. Дети любят игры на проверку их смекалки и сообразительности. Заодно они научатся составлять портреты и получат представление об особых приметах людей. Это поможет им в дальнейшем развивать свою наблюдательность не столько в сторону подозрительности, сколько для того, чтобы быть внимательными к окружающим людям. «Мама, почему ты надела эту кофточку? Ты ее одеваешь, когда у тебя плохое настроение», – спрашивает мой сын. «А и правда, – думаю, – нейтральная белая блузка. Может, это флаг внутренней капитуляции? Опять не сдала на водительские права. Надо будет в следующий раз надеть красную или оранжевую – с мощной, оптимистической энергетикой. Вполне возможно, что и результат будет другой». Итак, игра в особые приметы прекрасно тренирует наблюдательность. Она состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку один из законов восприятия: мы узнаем людей по некоторым выдающимся признакам. Например, если на листке бумаги нарисовать только бороду и шапку деда Мороза, то на вопрос «Кто это?», ребенок ответит: «Это дед Мороз». Если изобразить только бороду, то уже труднее – какой‑ то дед или дядя незнакомый, может, даже Бармалей. Веснушки, кольца на руках, банты в косичках, значок на лацкане пиджака могут обозначать людей и персонажей сказок. Все герои сказок имеют свои особые приметы. Нарисуйте дерево, а из‑ за него пусть торчит… пропеллер. – Ну‑ ка, кто спрятался за деревом? – Карлсон! – ответит ваш малыш. – А чьи такие большие коричневые уши торчат из‑ за телевизора? – Чебурашки! – вот ожидаемый ответ. Но помимо портрета есть еще и общий контур тела, по которому, как показывают психологические эксперименты, мы распознаем людей. Грубо говоря, есть толстяки, худые и мускулистые люди. По‑ научному, пикники (изображаются кругом), астеники (изображаются палкой) и атлеты (изображаются квадратом). И эти три типа конституции тела могут совпадать с тремя известными нам мерами роста: высокие, средние и низкие. Получается девять типов: «маленький толстячок», «средний толстяк», «огромный толстый дядька»; «маленький спортсмен», «средний спортсмен», «огромный шкаф‑ а‑ не‑ человек». Про астеников: «худые и длинные» – «каланча», «дядя Степа‑ великан», «хлюпик какой‑ то» (в нашей культуре – худой человек среднего роста). А теперь попробуйте по этой нехитрой классификации оценить членов своей семьи, соседей, случайных прохожих за окном. А потом Терминатора, папу Карло и мальчишку, с которым ваш ребенок не в ладах. Думаю, вы, как и я в своих исследованиях, будете наблюдать одну интересную закономерность: дети быстро учатся классифицировать людей и персонажей, но переоценивают их рост и размер. Они ведь маленькие и им все кажутся большими и толстоватыми! Чем пристрастней мы относимся к человеку, тем тяжелее нам дается объективно оценить его. Количество переоценок в ту или иную сторону может быть очень большим. А неприятные персонажи еще и плохо запоминаются. И взрослые порой могут через неделю после конфликта сказать: «Какой‑ то он неприятный, противный!», – и не вспомнить при этом ни цвета глаз, ни особенностей голоса человека, который им показался хамом. Больше всего с этой особенностью восприятия мучаются милиционеры, когда пытаются провести опознание преступника, который, возможно, приставал к вашей девочке на улице или приглашал вашего мальчишку прокатиться в машине. Еще один вариант игры в приметы – игра в рожицы. Все знают считалочку «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая; палка, палка, огуречик – получился человечек!» Рожица состоит из точек‑ глазок, палочки‑ носика, которые присутствуют практически неизменными на всех лицах. А вот бровки и ротик могут очень сильно менять лицо в зависимости от того, вздернуты они вверх, вытянуты в горизонтальную линию или разъехались в стороны. Помните знаменитые театральные маски в Древней Греции? Линия рта опущена – грустный клоун с домиком отчаянных бровей. Обратите внимание ребенка на разницу в лицах веселого и незадачливого Буратино и печального, грустного Пьеро. Линия рта и бровей – основа психологических портретов людей. Такая игра во время обычных для ребенка занятий рисованием, прекрасно тренирует его наблюдательность, что важно не только в целях безопасности, но для того, чтобы научить дитя распознавать состояния людей, уметь их поддержать, утешить или посмеяться от души вместе с ними. Но на этом история не заканчивается. Наши дети очень много знают, но плохо применяют свои знания на практике. Когда приходит настоящая беда, не всем им и не всегда хватает самообладания.
|