![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нужно ли говорить с детьми на «горячие» темы?
Нужно. Но на их языке. Например, рассказ о счастливом птенце, родители которого живут на разных деревьях, но любят его – пример образного объяснения развода. Больше всего детей волнует не счастье его родителей, экономические тяготы, а то, что будет с ним самим? Будут ли его теперь любить, оберегать? Ниже я приведу примеры сюжетов на «горячие» темы. Образные и простые примеры гораздо важнее абстрактных, не очень понятных детям спекуляций. Последними можно только еще больше озадачить и испугать ребенка. Вот, например, не очень приятная тема «Экономическое расслоение». Я приведу сценарий студийного сюжета по этой проблеме – «Дорогой мяч» показан в программе «Улица Сезам в России» в 2006 году. Задача этого сюжета – дать представление о том, что дети из разных по материальному достатку семей, могут играть вместе и дружить.
«Дорогой мяч» (Автор – Федор Марченко) («Улица Сезам в России», 2006) Место действия: двор Мальчик Петя пришел погулять на Улицу Сезам. На нем новая красная бейсболка, яркая футболка, а в руках – новый красивый мяч. Остальные же дети играют большим надувным полосатым мячом. БУСИНКА: Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут? ПЕТЯ: Меня зовут Петя. Дети знакомятся. ЗЕЛИБОБА (бросает мяч Кубику): Я – Зелибоба! КУБИК (бросает мяч Бусинке): Я – Кубик! БУСИНКА: Ты хочешь с нами играть? ПЕТЯ: Хочу! Но я не могу. Мне нужно мяч держать. КУБИК: Положи его на лавку, а сам к нам! Петя оставляет мяч. Идет к детям. Бусинка бросает ему мяч, он – Зелибобе и так далее. Подходят Коля и Тимофей. Видят на полу новый мяч. КОЛЯ: Ребята, чей это такой красивый мяч? ПЕТЯ: Это мой мяч. БУСИНКА: Это Коля и Тимофей. А это Петя! КОЛЯ: Здравствуй, Петя! А можно мы поиграем твоим мячом? ПЕТЯ: Это новый мяч! Он очень дорогой! Мне его купили в большом и очень красивом магазине. Этот мяч для настоящей игры. Берет мяч, прижимает к себе. Отходит в сторону. БУСИНКА: Да, это очень красивый мяч! У меня тоже был новый мяч. ПЕТЯ: А где же он? БУСИНКА: Вот он, мы с ним играем. В мяч совсем неинтересно играть одному! ТИМОФЕЙ: Это точно. Играть одному не интересно. (Пете) Хочешь покататься на велосипеде? ПЕТЯ: Нет, я не могу оставить мяч. Петя стоит с мячом. Тимофей садится на велосипед и все за ним убегают. Приходит дядя Юра. ДЯДЯ ЮРА: Почему ты грустишь, мальчик? Как тебя зовут? ПЕТЯ: Петя. Мне очень грустно. ДЯДЯ ЮРА: У тебя новый, такой красивый мяч, а ты грустишь? ПЕТЯ: Очень скучно стоять одному с мячом. ДЯДЯ ЮРА: Конечно, мяч нужен, чтобы играть с друзьями. С новым мячом появятся новые друзья! ПЕТЯ: Что же мне делать? ДЯДЯ ЮРА: Позвать ребят играть в мяч! Дядя Юра обнимает Петю. Мальчик подбадривается, переворачивает бейсболку назад. ДЯДЯ ЮРА: Ребята, Петя хочет вам что‑ то сказать. ПЕТЯ: Ребята, чтобы играть в мяч, мне нужны друзья. Давайте, пограем?
А вот пример документального сюжета на тему «Дети с ограниченными возможностями». Его задача – показать, что дети‑ инвалиды такие же, как все. С ними можно играть и дружить. Как и предыдущий сюжет, он направлен на формирование установок на консолидацию и терпимость.
«Папа помогает сыну» (Автор – Федор Марченко) («Улица Сезам в России», 2006) Место действия: школа «Ковчег», затем дом главного героя
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Меня зовут Гоша. У меня слабое зрение. Поэтому я ношу очки. Я умею писать, читать, считать, много играю с друзьями. Все как у всех. Только более внимателен и осторожен! В кадре: комната Гоши. Он спокойно передвигается, что‑ то берет с полки почитать, мастерит или расставляет шахматы. Гоша сидит за столом и пишет в тетрадку крупным почерком – мальчик действительно пишет довольно большими буквами и низко наклоняется над тетрадью. Рядом с мальчиком сидит папа. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Когда мне трудно, я прошу о помощи, как и все дети. Иногда мне помогает папа. Папа указывает Гоше рукой в тетрадь, как будто показывая на ошибку. Гоша исправляет и закрывает тетрадь. Папа гладит мальчика по голове или похлопывает по плечу. Встает и уходит. Мальчик берет альбом с фотографиями, лежащий там же на столе. Видна фотография папы Гоши на сноуборде. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я еще немного хромаю, поэтому я пока не могу кататься на сноуборде. Но мы учимся. Фотография: папа и Гоша со сноубордом на улице. Мальчик переворачивает страницу фотоальбома. Видна фотография Гоши на лыжах. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Папа уже научил меня кататься на лыжах. Папа и Гоша возятся с лыжами. Они собираются на улицу. Становятся на лыжи. Гоша абсолютно самостоятельно идет впереди отца. Гоша переворачивает еще одну страницу фотоальбома. Показывает фотографию всей семьи в одной из совместных поездок. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Мы часто путешествуем семьей. Видна фотография семьи в уже другой поездке. В следующем кадре: вся семья (сам Гоша, его родители и две сестренки) собирается на кухне. Папа, а потом Гоша играют на гитаре. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Мой папа каждую весну отправляется на велосипеде в поездку с друзьями. Мальчик и папа встают из‑ за стола. Одеваются и вместе с велосипедом выходят из квартиры. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я уверен, что он однажды возьмет меня с собой. Гоша и папа вместе выходят из подъезда. Папа держит за руль велосипед, пока мальчик на него садится. Гоша едет впереди, а за ним идет папа. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Сейчас мне пора в школу. Показывается школьный класс, в котором до начала занятий сидят ученики. Входит главный герой. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: В нашей школе учатся разные дети. Некоторым трудно ходить. Показывается мальчик, держащийся за специальную тележку. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: У меня есть друг. Ему тоже трудно передвигаться. Мальчики разговаривают. Ребята садятся за одну парту. Начинается урок. Гоша склоняется над тетрадкой. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Я всегда готов прийти другу на помощь. Ничего не страшно, если рядом сильный, надежный друг.
|