Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическая информацияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Методика и технология организации мероприятий 1. Лекция и методика её проведения Этические беседы Круглый стол Политическая информация 1. Лекция (о т лат. – чтение) – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы. Самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. В то же время лекция может быть вполне эффективной и информативной формой работы. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия? При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, желательно провести опрос среди учащихся, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую вы хотите предложить, молодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную значимость информации для учащихся (считают ли они ее нужной, интересной, полезной). Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков. Ведь такие художественные преувеличения способны вызвать недоверие аудитории к лектору, породить сомнения в его компетентности. Следует избегать и еще одной крайности — избыточной информации. Нередко лектор, для того чтобы завоевать аудиторию, старается рассказать абсолютно все, что ему известно по данной проблеме, забывая, что далеко не всякая информация интересна и полезна слушателям. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, все то, что может провоцировать знакомство с наркотиком, — описание эффектов, вызываемых различными препаратами, способы приготовления наркогенных веществ, указание мест, где можно приобрести наркотики. He нужно злоупотреблять статистическими данными, поскольку устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию: «все уже пробовали, а я еще нет». Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией — родителями, педагогами. Нередко для проведения антинаркогенных лекций в школу приглашают врачей, сотрудников милиции. Далеко не всегда наркологи и милиционеры оказываются хорошими ораторами. Ведь умение владеть вниманием аудитории, доступно и интересно излагать материал не входит в круг их профессиональных обязанностей. Они не владеют технологиями привлечения внимания, не знают возрастных особенностей восприятия учащимися информации. Участие специалистов целесообразно при проведении методических семинаров для педагогов, которые смогут впоследствии доступно и интересно передать полученную информацию своим воспитанникам. В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предварительно следует уточнить, правильно ли учащиеся понимают эти термины). Выступление не должно быть слишком наукообразным, однако при этом не стоит и переходить на сленговые выражения. Часто педагог злоупотребляет сленгом, для того чтобы приблизиться к аудитории, стать «своим», придать выступлению большую доверительность. Эффект же, как правило, оказывается прямо противоположным. Подростки очень быстро улавливают игру взрослого, и психологическая дистанция между участниками лекции не сокращается, а, наоборот, возрастает. Скептическое отношение к выступающему переносится и на материал, который он сообщает. Максимальная продолжительность лекции — 35—40 мин. Это именно то время, в течение которого подросток может сохранять активное внимание. Помимо классического варианта (где лектор представляет информацию слушателям), в практике профилактической работы могут использоваться лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает в себя не только сообщение материала, но и его обсуждение. Схема построения лекции может выглядеть таким образом: сообщение (7—10 мин) — обсуждение услышанного, высказывание мнений и оценок (10—15 мин) — сообщение (7—10 мин) — обсуждение информации. Основное условие успешного проведения лекции-дискуссии — использование материала, интересного для подростков, пробуждающего желание давать свои оценки и высказывать мнение. Понятно, что представляемые сведения не должны иметь какой-то однозначной оценки — так, вряд ли стоит использовать для лекции-дискуссии информацию о механизме влияния одурманивающих веществ на организм человека (это, безусловно, нужная тема, но дискуссионный потенциал ее весьма невелик). Лекция с обратной связью. Лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается подростками в малых группах. Задача групп не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы. Так, к примеру, в ходе лекции подросткам сообщается о различных подходах к проблеме борьбы с наркоманией, используемых в разных странах. После чего группы разрабатывают свою модель профилактики, которая могла бы решить проблему на уровне государства. Предложенные модели обсуждаются. Эти варианты лекций учитывают возрастные особенности старших подростков, с недоверием относящихся к готовым выводам, рецептам, рекомендациям взрослых. Дискуссионные формы. Их основная задача заключается в формировании личной позиции в отношении той или иной проблемы, значимой, интересной для подростков. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии. Однако для всех форм может быть определена общая схема подготовки: • Заранее представляется дискуссионная тема, вопросы, предлагаемые для обсуждения. • Определяются роли, например: ведущий, эксперты, оппоненты, представляющие различные точки зрения на проблему (сторонник и противник рекламы пива на телевидении). • Проводится предварительное ознакомление участников дискуссии с аспектами проблемы (для этого может быть подготовлен дайджест на основе публикаций в прессе, выпущен журнал и т. д.). • Устанавливаются регламент и правила проведения дискуссии (продолжительность и порядок выступлений). К участию в дискуссии могут привлекаться родители подростков, представители различных профессий — медики, юристы и т. п. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и подросткам услышать друг друга, понять позицию другого.
|