![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место дисциплины в структуре ООП магистратурыСтр 1 из 3Следующая ⇒
МЕТОДИКИ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЙ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология» Специализация «Зоология позвоночных»
Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная
Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № ___ от «___» __________ 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина
Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г.
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований » составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса – 72 ч. Из них лекции – 14 ч., практические и семинарские занятия – 24 ч., самостоятельная работа студентов – 34 ч. Зачет в пятом семестре. Общая трудоемкость курса 2 зач. ед.
Авторы: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Методики зоологических исследований» является знакомство студентов с общими организационно-методическими указаниями и освоение ряда конкретных наиболее общепринятых методик полевого и экспериментального изучения наземных позвоночных, что в конечном итоге способствует приобретению навыков научно-исследовательской работы. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Методики зоологических исследований» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 «Биология». Для успешного освоения курса студентам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Безопасность жизнедеятельности», «Биологическая статистика». Освоение дисциплины «Методики зоологических исследований»необходимо для овладения комплексом методических приемов, широко используемых специалистами-зоологами при изучении экологии и поведения наземных позвоночных в научно-исследовательской и производственной деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методики зоологических исследований»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями: следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); демонстрировать способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10); использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Интернет, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13); проявлять творческие качества (ОК-14); правильно ставить цели, проявлять настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15); заботиться о качестве выполняемой работы (ОК-16); уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); иметь базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8); знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12); оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права (ПК-13). научно-исследовательская деятельность: способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15); применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16); понимаеть, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17); научно-производственная и проектная деятельность: применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18); пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрировать знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19); пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20). организационно-управленческая деятельность: понимать и применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21). педагогическая деятельность: заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - специфику объектов зоологических исследований; - основные этапы и типы зоологических исследований; - принципы планирования исследовательской работы; - правила научного коллектирования; - приемы наблюдения и определения наземных позвоночных в природе; - основные методики полевого и экспериментального изучения экологии и поведения наземных позвоночных; - новинки методической литературы. Уметь: - составлять программу исследований по этапам (подготовительный, сбор материала в поле или в лаборатории, камеральная обработка и т.д.); - грамотно подбирать методики для выполнения конкретных научно-исследовательских работ; - анализировать и обобщать полученные результаты; - составлять библиографию по теме своего исследования; - соблюдать технику безопасности при работе с зоологическими объектами. Владеть: - приемами первичной обработки зоологических данных; - методиками количественного учета наземных позвоночных; - инвазивными и неинвазивными методиками изучения питания, размножения, контактов и подвижности наземных позвоночных; - приемами регистрации этограмм; - физиологическими, биохимическими и генетическими методиками изучения коммуникации животных и других поведенческих характеристик; - навыками поиска и подбора новой методической литературы.
4. Структура и содержание дисциплины «Методики зоологических исследований» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Тема 1. Введение в курс «Методики зоологических исследований». Значение курса в подготовке специалистов-зоологов. Понятие о методе и методике. Историческая справка о развитии методик зоологических исследований. Основные принципы исследовательской работы. Характеристика объектов зоологических исследований и особенности их изучения. Типы зоологических исследований: экспедиционные, стационарные, комбинированные; экспериментальные, или лабораторные; визуальные и инструментальные, теоретические и прикладные, литературные исследования. Фиксирование зоологических наблюдений: типы дневников, полевые журналы и карточки; картирование, зарисовка, фотографирование, аудио- и видеосъемка. Тема 2. Планирование исследовательской работы. Принципы планирования. План и программа исследований. Этапы исследования: подготовительный, сбор материала в поле или в лаборатории, камеральная обработка, анализ и обобщение собранного материала, опубликование результатов. Схемы стандартных программ изучения экологии амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих; программа биогеоценологических исследований
|