Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социализации
Социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле - это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием “социализация” есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например “воспитание” и “адаптация”. Понятия “социализация” и “адаптация” тесно связаны. Адаптация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адаптации: - психофизиологическую - социально-психологическую, Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации. Социализация имеет следующую структуру: 1) содержание; 2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность. 3)механизм, 4)социальные институты, 5)факторы и стадии. Большую роль играет и локус контроля (с лат. - место). Существует два крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д. Роттером: - интернальный - человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей - экстернальный - успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм придется “платить”. Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. По мнению Э. Фромма, возможны такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение. С адизм - социализация осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других. Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного “Я”, подмена подлинной личности псевдоличностью. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется “одномерный” (“массовый”) человек (“человек организации”), “извне ориентированная личность” (“автоматически ориентированная личность”, “автоматически конформная личность”). Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация “Я”).
|