![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и средства общения
Выделяют такие виды общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальны е (неречевые) средства общения. В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и т.п. В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык. Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свои словарный запас, требовательно относиться к стилю. Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности. Экономия достигается благодаря иному порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства. Искусство общения предполагает: - безупречное владение письменным языком, что обеспечивается образованием; - хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными и одновременно сложными народными оборотами речи); - умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные: - кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); - направление взгляда и визуальный контакт, - выражение глаз; - выражение лица; - поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста), - кожные реакции (покраснение, испарина); -дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); - вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.). 2 Акустические (звуковые): - связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); - не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “хлюпанье” носом и т. п.). 3. Тактильные (связанные с прикосновением): - физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); - такевика (пожатие руки, хлопание по плечу). 3. Аспекты общения Различают следующие аспекты общения: В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся мы друг другу или нет. Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольжением взгляда, одергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, “кислой миной”, суетливостью, убеганием и т.д. И наоборот, мы обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией и т. п. Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале “нравится - не нравится”. Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекательность. Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения. В рамках информационного аспекта общения происходит расширение круга психологических проблем, связанных с передачей восприятием сообщений.. Информация заключает в себе результаты познания людьми всего, что их окружает, общечеловеческий опыт, в котонром соединены индивидуальные достижения всех времен и народов. Информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.д.), за которыми закреплены определенные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможности человека. По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов. Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Проявляются последние в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. В них находят выражение отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности. Конативная (поведенческая) сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Здесь раскрывается стремление человека к тем или иным ценностям, выражаются побудительные силы, регулирующие поведение партнеров в совместной деятельности. Универсальным механизмом регуляции поведения людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, чаще идут на радикальный разрыв Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов, а также осуществляются взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия. 4. Деловое общение и социально-психологический тренинг Практика рыночных отношений показывает, что успех деловых контактов во многом зависит от эффективности делового общения, которое выступает в виде умений руководителя: а) проводить совещания, деловые беседы, переговоры; б) вести телефонные переговоры; в) публично выступать; г) организовывать информационные потоки: вести деловую переписку, работать с деловыми бумагами и т.д.; д) формировать управленческую команду. В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монолог и диалог участников, т.е. публичную речь. Публичная речь служит средством достижения деловых целей. Эффективность делового общения можно повысить с помощью социально-психологического тренинга. С оциально-психологический тренинг - это активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на повышение социально-психологической компетенции руководителей. Он предполагает обучение правилам общения, выделение ориентировочной основы последнего и построение стратегий с использованием разных видов обратной связи в общении. Цели и смысл тренинговой работы определяются тремя основными группами требований: 1) со стороны заказчика (руководителя организации); 2) со стороны каждого отдельного участника группы (личные запросы); 3) со стороны ведущего по отношению к членам группы (принципы тренинга). Социально-психологический тренинг делового общения является одним из методов организационно-психологического воздействия на основе соответствующей подготовки руководителей. При его проведении следует учитывать следующие моменты: - социально-психологический тренинг имеет свою строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и свои ограничения, имеет целью научить руководителей максимально использовать возможности делового общения для решения целей организации, - социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. В-третьих, он не может толковаться расширительно и подменять групповую психотерапию. Социально-психологический тренинг делового общения включает: а) тренинг сенситивности, направленный на создание соответствующего эмоционального фона с помощью приемов групповой психотерапии, а также на развитие психологической чувствительности участников; б) собственно тренинг делового общения посредством ролевой игры и дискуссии. Социально-психологический тренинг делового общения представляет собой сплав групп тренинга сенситивности и групп организационного развития, т. е. групп, обеспечивающих личностный и профессиональный рост. . Эффективно применение в социально-психологическом тренинге делового общения метода нейролингвистического программирования (НЛП), который хорошо зарекомендовал себя в обучении, менеджменте, бизнес-консультировании. НЛП представляет собой систему техник, позволяющих проводить воздействие на человеческое поведение в сфере межличностных отношений. Наибольший интерес у ведущего тренинг делового общения вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспринимать вербальную и невербальную информацию о партнере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт. НЛП использует несколько следующих основных идей. Человек обладает тремя репрезентативными системами, с помощью которых он воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каждого человека одна из этих систем развита больше и используется чаще, чем другие. Поэтому успешное общение во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы используют партнеры по общению. Для установления взаимопонимания с собеседником необходимо сначала диагностировать используемую им систему и вербально и невербально продемонстрировать свою солидарность. По утверждению опытных психологов-тренеров, владение самыми различными технологиями воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуются особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются на основе опыта работы.
|