Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы сбора материала
Кровь (ранняя диагностика)
| В количестве 10-20 мл берут стерильным шприцем из локтевой вены изасевают у постели больного во флаконы с элективной средой (среда Раппопорт или 10-20% желчный бульон). Во флаконы со средой Раппопорт помещают поплавок, в который попадает образовавшийся газ, что позволяет предположить накопление в среде возбудителей паратифов. Флаконы с посевом ставят в термостат.
Наследующий день посевы вынимают из термостата, просматривают и, независимо от внешне выраженных признаков роста, производят высев на плотные среды Эндо и Плоскирева.
При отсутствии роста флаконы оставляют в термостате еще на 7 дней. Отсутствие роста после 7-го дня позволяет дать отрицательный ответ. Культура, выделенная из крови, называется гемокультурой.
| Испражнения (исследование с первых дней заболевания и до выписки из стационара)
| 3-5 г испражнений помещают в баночку или пробирку с 30% глицериновой смесью. Производят посев на дифференциальные среды Эндо, Плоскирева, висмут-сульфитный агар или на одну из сред обогащения (селенитовую, Мюллера или Кауфмана) с последующим (через 24 ч) высевом на дифференциальные среды. Таким образом, посев на эти среды производят дважды с интервалом в I день. Сохранять собранный материал в глицериновой смеси можно 6-8 ч (лучше на холоде).
| Моча (исследование с первых дней заболевания)
| Мочу лучше брать стерильно катетером. При отсутствии такой возможности делают так: до взятия мочи наружное отверстие мочеиспускательного канала обмывают изотоническим раствором натрия хлорида. 1-ю порцию мочи сливают. После этого 20-50 мл мочи собирают в стерильную посуду и центрифугируют или отстаивают. Производят посев осадка на дифференциальные среды Эндо, Плоскирева, висмут-сульфитный агар и на одну из сред обогащения - селенитовую, Мюллера или Кауфмана с последующим (через 24 ч) пересевом на дифференциальные среды. Посевы ставят в термостат. На следующий день при наличии подозрительных колоний выделяют чистую культуру. Далее по общей схеме.
| Содержимое розеол
| Участок кожи с выраженными розеолами протирают спиртом, промывают изотоническим раствором натрия хлорида и стерильным скальпелем скарифицируют поверхность розеол. На скарифицированный участок кожи наносят каплю 10-20% желчного бульона, который смешивается с содержимым розеол. Несколько капель этой смеси насасывают пастеровской пипеткой. Тонкий конец пипетки запаивают и отсылают в лабораторию.
| Дуоденальное содержимое
| Исследование желчи можно производить на любом этапе заболевания. Желчь собирают натощак путем дуоденального зондирования в стерильные пробирки, раздельно порции А, В и С. Посев можно производить из отдельных порций и из их смеси. Полученную желчь инкубируют в термостате. На следующий день производят посев на дифференциальные среды. При отсутствии роста после первого высева желчь оставляют в термостате на 10 дней, периодически производят высевы через дня.
| Рвотные массы
| Если рвотные массы густой консистенции, их разводя изотоническим раствором натрия хлорида в соотношении 1: 10.2-3 капли из верхнего слоя засевают на дифференциальные среды обогащения. Далее по общей схеме. Промывные воды желудка и рвотные массы исследуют обычно при токсикоинфекциях. Они, как правило, имеют кислую реакцию поэтому перед, посевом их нейтрализуют 5-10% раствором бикарбоната натрия (питьевая сода).
| Пищевые продукты
| Жидкие или полужидкие продукты тщательно размешивают, 2-3 капли засевают на дифференциальные среды и среды обогащения.
При исследовании плотных продуктов стерильным шпателем ил ножом берут 5-10г из глубины, эмульгируют в изотоническом растворе натрия хлорида в соотношении 1: 5 или 1: 10 и засеваю на дифференциальные среды и среды обогащения При вырастании подозрительных колоний дальнейшее исследование ведут по общей схеме.
|
ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Питательные среды широко применяются в микробиологической практике для выращивания разных микроорганизмов с исследовательской целью, для диагностики инфекционных заболеваний, для получения из микробов различных продуктов жизнедеятельности (токсинов, антибиотиков) и т. д. Любая питательная среда должна отвечать следующим требованиям: содержать все необходимые для роста и размножения микроба вещества в легко усвояемой форме, быть изотоничной, иметь оптимальную влажность, вязкость, рН, оптимальный окислительно-восстановительный потенциал, быть стерильной и прозрачной.
Питательные среды готовят из естественных продуктов животного и растительного происхождения (мяса, молока, сыворотки крови, дрожжей и др.) или искусственно полученные из этих продуктов веществ (пептона, дрожжевого экстракта и др.), или химически чистых соединений с точно известным составом (аминокислоты, углеводы, витамины, минеральные соли).
Большое значение имеет наличие в составе питательных сред факторов роста. К ним относятся витамины, пуриновые и пиримидиновые основания, аминокислоты.
В бактериологической практике чаще всего используют питательные среды комбинированного состава. Многие питательные среды выпускаются в виде порошка. Для приготовления питательной среды его растворяют в кипящей воде. По целевому назначению питательные среды можно разделить на основные, дифференциально-диагностические и элективные.
К основным относятся мясо-пептонный бульон и агар, которые применяются для выращивания многих патогенных и непатогенных гетеротрофных бактерий. При приготовлении элективных сред ставится задача создать максимально благоприятные условия для роста микроба одного вида,
Целевое назначение дифференциально-диагностических сред состоит в возможности распознания отдельных видов бактерий по их ферментативным свойствам.
Все большее значение приобретают синтетические питательные среды, приготовленные из растворов химически чистых органических и неорганических соединений. По консистенции питательные среды могут быть жидкими, плотными и полужидкими. Для получения плотных и полужидких сред к ним добавляют агар-агар. Последний представляет собой продукт переработки особого вида морских водорослей и в застывшем состоянии придает среде плотность. Для приготовления плотных сред добавляют- 2, 5%-агар-агара, а для получения полужидких 0, 15 - 0, 7%. В некоторых случаях для получения плотных питательных сред используют желатин. Такие среды, как свернутая сыворотка крови, свернутый яичный белок, сами по себе являются плотными.
|