Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История науки о толковании
Мусульманская экзегетика, или наука о толковании Корана, возникла еще при жизни посланника Аллаха, , который разъяснил своим последователям смысл откровений и призвал их задумываться над Писанием Аллаха. Среди сподвижников в толковании Корана прославились Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, Абдуллах б. Масуд, Абдуллах б. Аббас, Убейй б. Кааб, Зейд б. Сабит, Абу Муса аль-Ашари, Абдуллах б. аз-Зубейр. Очень много высказываний о значении коранических аятов до нас дошло от Али. Передают, что Абу ат-Туфейл рассказывал: «Я был свидетелем, как Али, выступая с проповедью, сказал: «Спрашивайте! Клянусь Аллахом, какой бы вопрос вы мне ни задали, я дам вам ответ. Спрашивайте о писании Аллаха. Клянусь Аллахом, про любой аят я знаю, ночью он был ниспослан или днем, на равнине или в горах». Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа» передал следующие слова Ибн Масуда: «Коран был ниспослан на семи чтениях, и у каждого из этих чтений есть сторона явная и сторона скрытая. Али б. Абу Талиб знает и явное, и скрытое».[416] Еще больше толкований передают от имени Ибн Масуда. Ибн Джарир и другие передали слова Ибн Масуда: «В писании Аллаха нет аята, о котором бы я не знал, о ком и где он был ниспослан. Если бы я узнал, что где-то есть знаток Писания Аллаха лучше меня и что до того места можно добраться верхом, я бы тотчас отправился к нему».[417] Абу Нуейм передал, что однажды Али спросили об Ибн Масуде, на что он сказал: «Он изучил Коран и Сунну и остановился, ограничившись этим знанием».[418] Однако наиболее выдающимся из комментаторов Корана был «первосвященник мусульманской общины» Абдуллах б. Аббас. Имам аль-Бухари передал хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , помолился за Ибн Аббаса и сказал: «О Аллах, вразуми его в вере!»[419] В другой версии хадиса сообщается, что сам Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, , прижал меня к себе и сказал: «О Аллах, научи его писанию!»[420] Абу Нуейм же передал слова Муджахида: «Ибн Аббаса называли морем за обширность его знаний». Он же передал слова Мухаммада б. аль-Ханафийи: «Ибн Аббас был первосвященником этой общины». Он же передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Ибн Аббас настолько хорошо знал Коран, что Умар говорил о нем: «Вот юноша, который мудрее старцев. У него язык вопрошающий и сердце разумеющее».[421] Аль-Амаш рассказывал со слов Абу Ваили: «Однажды я совершал паломничество, которым руководил Ибн Аббас. Он обратился к людям с проповедью и прочел суру «аль-Бакара» (или суру «ан-Нур», как об этом упоминается в одной из версий). Затем он прокомментировал ее так, что если бы это толкование услышали византийцы, турки или дейламиты, то они непременно обратились бы в Ислам».[422] Ат-Табари и аль-Бейхаки в книге «Далаил ан-Нубувва» передал слова Ибн Масуда: «Абдуллах б. Аббас – превосходный толмач Корана».[423] Достоверно известно, что Ибн Масуд скончался в 32 г.х. Ибн Аббас прожил после этого еще тридцать шесть лет, и не трудно представить, каких огромных успехов он достиг в понимании смысла священного Корана. Толкования Ибн Аббаса и других сподвижников были записаны в изводы, которые сохранились и дошли до выдающихся мусульманских комментаторов и хадисоведов. Широкую известность получили изводы Али б. Абу Тальхи аль-Хашими от Ибн Аббаса, Ибн Джурейджа от Ибн Аббаса, Кейса от Ибн Аббаса, ас-Судди от Ибн Масуда и других сподвижников, рукопись Убеййа б. Кааба и другие.[424] Много комментаторов Корана было среди учеников сподвижников, которых принято называть «последователями» (табиун). Ибн Теймиййа говорил: «Более всех сведущи в толковании Корана мекканцы, поскольку они – ученики Ибн Аббаса. Это – Муджахид, Ата б. Абу Рабах, Икрима (вольноотпущенник Ибн Аббаса), Саид б. Джубейр, Тавус и другие. Сведущи также и куфийцы, ученики Ибн Масуда, и толкователи из Медины, в том числе Зейд б. Аслам, у которого учились его сын Абд ар-Рахман б. Зейд и Малик б. Анас».[425] Выдающимися толкователями были также Ата б. Абу Салама аль-Хурасани, Мухаммад б. Кааб аль-Курази, Абу аль-Алийа, ад-Даххак б. Музахим, Атиййа аль-Ауфи, Катада, Зейд б. Аслам, Мурра аль-Хамадани, Абу Малик, ар-Раби б. Анас и другие. Вслед за ними последовало поколение тех, кто сочинял письменные толкования, в которых были собраны высказывания сподвижников и последователей. Это были Суфьян б. Уйейна, Ваки б. аль-Джаррах, Шуба б. аль-Хаджжадж, Йазид б. Харун, Абд ар-Раззак, Адам б. Абу Ийас, Исхак б. Рахавейх, Раух б. Убада, Абд б. Хамид, Абу Али аль-Миссиси, Абу Бакр б. Абу Шейба и многие другие. Замкнул ранний этап мусульманской экзегетики выдающийся комментатор Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари, автор величайшего из толкований Корана под названием «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран». Имам ан-Навави в книге «Тахзиб аль-Асма» сказал по поводу этого труда: «Никто не сочинил ничего равного комментарию Ибн Джарира».[426] Вслед за ним фундаментальные труды в этой области составили Ибн Абу Хатим, Ибн Маджа, аль-Хаким, Ибн Мардавейх, Абу аш-Шейх Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир и другие известные комментаторы. Позднее комментарии принялись сочинять разные люди, которые урезали цепочки рассказчиков и стали небрежно передавать ранние толкования. Результатом этого стало внесение в толкование Корана ошибочных и даже неприемлемых суждений. Наряду с этим богословы начали составлять специализированные комментарии, авторы которых ограничивались той дисциплиной, которой они владели лучше всего. Аз-Заджжадж, аль-Вахиди и Абу Хаййан акцентировали внимание на морфологическом и грамматическом разборе коранических откровений. Ас-Саалаби и некоторые другие ограничивались преданиями и рассказами о прошлом. Аль-Куртуби и другие законоведы занимались извлечением из аятов шариатских предписаний и перечислением мнений различных богословов по этим вопросам. Представители рациональной школы, такие как Фахр ар-Рази, наполняли свои комментарии изречениями философов, мудрецов и им подобных. Приверженцы различных направлений калама и еретических сект сочиняли толкования, в которых они отстаивали свои ошибочные воззрения, опираясь либо на суждения, которые они считали логичными и разумными, либо на слабые и выдуманные предания. Современные комментаторы стали составлять толкования, в которых они стараются разъяснить читателям истинный смысл ниспослания писания и донести до них значения аятов. И хотя эти комментарии довольно просты, сегодня мусульмане испытывают в них большую нужду, поскольку большая часть мусульманской общины поражена невежеством и неведением об истинной сути коранического послания. К таким комментариям можно отнести «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, «Зубдат ат-Тафсир» Мухаммада Сулеймана аль-Ашкара, «ат-Тафсир аль-Муйассар», составленный группой комментаторов, и другие труды. Наиболее авторитетными сочинениями по толкованию Корана являются следующие: 1. «Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (умер в 204 г.х.) 2. «Тавиль Шакль аль-Куран», Абдуллах б. Муслим б. Кутейба (умер в 276 г.х.) 3. «Тафсир аль-Куран», Сахль б. Абдуллах ат-Тустари (умер в 283 г.х.) 4. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр аль-Джассас (умер в 370 г.х.) 5. «аль-Кашф ва аль-Байан ан Тафсир аль-Куран», Ахмад б. Ибрахим ан-Нишапури ас-Саалаби (умер в 427 г.х.) 6. «аль-Умда фи Гариб аль-Куран», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.) 7. «аль-Муфрадат», ар-Рагиб аль-Исфахани (умер в 502 г.х.) 8. «аль-Кашшаф ан Хакаик Гавамид ат-Танзиль ва Гавамид аль-Акавиль фи Вуджух ат-Тавиль», Джаруллах Махмуд б. Умар аз-Замахшари (умер в 538 г.х.) 9. «Ахкам аль-Куран», Абу Бакр Мухаммад б. Абд аль-Малик Ибн аль-Араби (умер в 543 г.х.) 10. «Асрар ат-Танзиль ва Анвар ат-Тавиль», Мухаммад б. Умар Фахр ад-Дин ар-Рази (умер в 606 г.х.) 11. «аль-Фаваид фи Мушкил аль-Куран», аль-Изз б. Абд ас-Салам (умер в 660 г.х.) 12. «аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», Мухаммад б. Ахмад аль-Куртуби (умер в 671 г.х.) 13. «Анвар ат-Танзиль ва Асрар ат-Тавиль», Абдуллах б. Умар аль-Байдави (умер в 691 г.х.) 14. «аль-Бахр аль-Мухит» Мухаммад б. Йусуф Абу Хаййан (умер в 745 г.х.) 15. «ат-Тафсир аль-Каййим», Ибн Каййим аль-Джаузийа (умер в 751 г.х.) 16. «Тафсир аль-Куран аль-Азым», Имад ад-Дин Ибн Касир аль-Кураши (умер в 774 г.х.) 17. «Басаир зави ат-Тамйиз фи Латаиф аль-Китаб аль-Азиз», Мухибб ад-Дин аль-Фейрузабади (умер в 817 г.х.) 18. «аль-Джавахир аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Махлуф ас-Саалиби (умер в 876 г.х.) 19. «ад-Дурр аль-Мансур фи ат-Тафсир би аль-Масур», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.) 20. «аль-Мухаззаб фима Вакаа ви аль-Куран мин аль-Муарраб», Джалал ад-Дин ас-Суйути (умер в 911 г.х.) 21. «Джами аль-Байан фи ат-Тафсир аль-Куран», Абу Джафар Мухаммад б. Джарир ат-Табари (умер в 923 г.) 22. «Иршад аль-Акль ас-Салим иля Мазайа аль-Куран аль-Карим», Мустафа аль-Имади Абу ас-Сууд (умер в 982 г.х.) 23. «аль-Фауз аль-Кабир фи Усуль ат-Тафсир», Валийуллах ад-Дахлави 24. «аль-Каваид аль-Хисан фи Тафсир аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади 25. «Адва аль-Байан фи Идах аль-Куран би аль-Куран», Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти 26. «аль-Мусталахат аль-Арбаа фи аль-Куран», Абу аль-Ала аль-Маудуди 27. «аль-Мунтахаб мин Тафсир аль-Куран аль-Карим», Мухаммад Мутавалли аш-Ширави Этот список можно продолжать очень долго, но мы ограничимся упоминанием этих сочинений.
|