Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заключительный акт Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г.
Декларация правительства Республики Мальта относительно нейтралитета Мальты (утверждена Правительством Республики Мальта 14 мая 1981 года)
Агамамедова З. Нейтралитет Туркменистана\\ https://intertrends.ru/three/012.htm
Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (Москва, 4 декабря 1991 г.)
Протокол о внешнем долге и активах (Москва, 13 марта 1992 г.)
Решение Совета Глав Государств Содружества Независимых Государств (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)
Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик 23 декабря 1991 г.
Соглашение глав Государств Содружества Независимых Государств О собственности бывшего Союза ССР за рубежом (Минск, 30 декабря 1991 г.)
Устав Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР (Москва, 13 марта 1992 г.)
Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (Москва, 6 июля 1992 г.)
Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес (Москва, 6 июля 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о реализации права на загрансобственность бывшего СССР для целей дипломатических, консульских и торговых представительств (Ялта, 3 августа 1992 г.)
О критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза\\Дипломатический вестник.-1992.-№ 1. С. 48—49
ТЕМА 2 Право международной ответственности
Первое и основное обстоятельство, которое следует понять и принять, так это то, что проблема ответственности - одна из наиболее дискуссионных в доктрине международного права. Дискуссионно само понятие «ответственность». Нормативное определение понятия «международно-правовая ответственность» отсутствует. Вместо этого существуют несколько подходов ученых к пониманию базового термина. Существует точка зрения, в соответствии с которой а) международно-правовая ответственность состоит в обязанности нарушителя возместить ущерб, причиненный международным правонарушением. б) Другая группа авторов полагает, что ответственность состоит в применении к правонарушителю международных санкций. в)Третья же считает, что ответственность - это весь комплекс новых правоотношений, возникших в результате правонарушения, в рамках которых правонарушитель обязывается возместить причиненный ущерб, а потерпевшая сторона управомочивается на применение международных санкций.
Начиная с конца сороковых годов, Организация Объединенных Наций пыталась создать проект договора об ответственности государств за международные правонарушения. Эта работа завешена, наконец, в 2001 году. В статье 1 принятого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения, имеющей название «Международно-правовая ответственность государства», зафиксировано следующее:
«Всякое международно-противоправное деяние государства влечет международную ответственность данного государства».
Из этого следует, что в целях успешной кодификационной работы в рамках ООН, ее специальный орган, именуемый Комиссией международного права, взял за основу третий, наиболее общий подход, из существующих доктрин международно-правовой ответственности. Автор Пособия в учебных целях предлагает студентам исходить из того, что ответственность представляет собой совокупность санкций, которые, согласно международному праву, применимы в ответ на правонарушения. Иными словами ответственность - это система «ответов» на правонарушения в целях поддержания и восстановления международного правопорядка. Таковая система «ответов» на международные правонарушения состоит из санкций идеального и реального принуждения. Специфика санкций идеального принуждения - отсутствие причинения материального ущерба правонарушителю. Таковыми могут быть - официальные заявления и ноты протеста потерпевших, содержащие юридическую оценку происшедшего; - требования прекратить правонарушение, восстановить правопорядок, компенсировать убытки; - а также - решения органов международной юстиции. Санкции идеального принуждения - наиболее естественные и распространенные ответы на международные правонарушения, поскольку международное право — это согласительная правовая система, императивным принципом которой является принцип неприменения силы либо угрозы ею. Санкции реального принуждения - такие, последствием применения которых, может стать причинение материального ущерба правонарушителю. Однако такие санкции могут быть правомерно применены только в двух случаях: а) если правонарушитель уклоняется от восстановления правопорядка и, при оспаривании факта правонарушения, отказывается от использования согласительных форм урегулирования разногласий б) либо если недобросовестно использует мирные средства разрешения спора.
Такие санкции могут быть применены в порядке самопомощи (т.е. самим потерпевшим субъектом), либо институционным путем (с помощью международных организаций). Наиболее типичные формы самопомощи - разрыв отношений, аннулирование договора, эмбарго, бойкот. Исключительная форма самопомощи - вооруженная самооборона (только в ответ на вооруженное нападение). Типичные формы институционного принуждения: - отказ в членстве в международной организации, - исключение из международной организации, -приостановление прав и привилегий, -непризнание, -исключение из международного общения. -Исключительная институционная санкция - применение вооруженной силы международными организациями. При понимании ответственности как совокупности «ответов» на правонарушения в целях поддержания и восстановления международного правопорядка важно учитывать следующие принципиальные моменты. 1. Санкция может рассматриваться как форма ответственности только в том случае, если она применяется как реакция на правонарушение. Так, не являются формами ответственности превентивные санкции или санкции-реторсии (ответы на недружественные акты). 2. Не следует отождествлять ответственность (совокупность санкционных «ответов» на правонарушения) с последствиями ее реализации - формами восстановления международного правопорядка: сатисфакцией, ресторацией, реституцией, субституцией и репарацией. 3. Недопустимо отождествлять ответственность за правонарушения и т.н. объективную (абсолютную ответственность), ибо последняя представляет собой искусственную юридическую конструкцию, предполагающую, что оператор источника повышенной опасности обязан возместить ущерб, причиненный этим источником. Процедура реализации ответственности за международные правонарушения. Проект статей об ответственности государств за международные правонарушения, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 2001 году, в качестве общего принципа воспринял положение Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, определив в статье 3, что квалификация деяния как противоправного определяется международным правом и на такую квалификацию не влияет его оценка по внутреннему законодательству. В соответствии с этим принципом предусмотрены две стадии реализации ответственности. Первая стадия – реализации санкций идеального принуждения. Применение санкций реального принуждения как правило, недопустимо, что и получило закрепление в статье 52: до принятия контрмер потерпевшее государство обязано потребовать от нарушителя выполнить его обязанности. Санкции идеального принуждения применяются с учетом действия комплекса правил, объединенных в следующие основные производства:
|