Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феномен социальной желательности
Социальная желательность - предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным. Проявляется социальная желательность, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя социально привлекательным.
Для оценки выраженности феномена социальной желательности в конструкцию многих методик включены специальные оценочные шкалы. Их часто называют шкалами лжи. Например, в методике MMPI, шкала L включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале L (70Т и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, показать себя в лучшем свете, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку: способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении шкал: 4-й (импульсивности), 6-й (ригидности), 7-й (тревожности) и 8-й (индивидуалистичности). Повышение шкалы L в пределах 60Т-69Т часто встречается улиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы показателей L встречаются редко. Низкие показатели по шкале L свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер.
Рассмотрим ряд факторов, влияющих на выраженность феномена социальной желательности. Используем для этой цели собранные нами данные с использованием методики диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние (ДС)». Эта методика разрабатывается мной с 1988 года. Назначение данной методики - определение характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Именно этим уровням принадлежит настроение как компонент психического состояния. Определение характеристик состояния осуществляется с помощью самооценок тестируемого. Опыт использования данной методики и полученные с ее помощью результаты отражены в ряде моих публикаций (Куликов, 1997, 1999, 2000). Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количеством пунктов.
Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позволили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические расстройства вне медицинских и психологических учреждений и подразделений.
Методика многопараметрическая, в ней есть следующие шкалы: шкала «Ак»: «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации»; шкала «Бо»: «бодрость-уныние»; шкала «То»: «тонус высокий-низкий»; шкала «Ра»: «раскованность-напряженность»; шкала «Сп»: «спокойствие-тревога»; шкала «Ус»: «устойчивость—неустойчивость эмоционального тона»; шкала «Уд»: «удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)»; шкала «По»: «положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала дополнительная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания.
В шкалу «положительный-отрицательный образ самого себя» входят шесть пунктов, это следующие суждения: 1) Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало. 2) Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю. 3) Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях. 4) Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный. 5) Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать. 6) Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.
Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением испытуемые выражают с помощью семибалльной шкалы: 1- полностью не согласен. 2- согласен в малой степени. 3- согласен почти наполовину. 4- согласен наполовину. 5- согласен более чем наполовину. 6- согласен почти полностью. 7- согласен полностью.
Методика «ДС» была стандартизирована. В выборку для стандартизации были включены люди, не страдающие какими-либо патологическими нервно-психическими заболеваниями. В выборку вошли люди с разными уровнями образования и социальной принадлежности. Шкала «По» - «положительный—отрицательный образ самого себя» имеет значимые и достаточно высокие положительные корреляции со шкалами «лжи» ряда известных вопросников (MMPI, Шкала Дж. Тейлор, Вопросник 16 PF Кеттела - форма С). На выборке более двух тысяч человек была подсчитана средняя величина суммарного сырого балла шкалы «По». У мужчин она равна 20, 4, балла и 21, 7 балла - у женщин. То есть превышение этого показателя у мужчин на 6, 4 % в сравнении с этим же показателем у женщин. Сигма практически одной и той же величины: 6, 0 и 6, 1 соответственно. Суммарный объем выборки в приведенных ниже таблицах различен, поскольку в части протоколов отсутствовали сведения, позволяющие отнести обследованного к определенной категории.
Использование в методике ДС внутри каждого пункта семибалльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале «По» не только в понятиях «искренности-неискренности». Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем оно полнее, тем положительнее образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние человека в целом - чем полнее принятие себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем лучше настроение, тем благоприятнее состояние. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Эти связи двунаправленные: чем лучше настроение, тем более выражено принятие себя, тем меньше расхождение между реальным и идеальным Я личности. Предположить это позволяет сравнение показателей по данной шкале в подвыборках с разным настроением и состоянием: участников групп совершенствования психики, практически здоровых людей, людей, проходящих лечение, и участников психотерапевтических групп (см. табл. 2). Таблица 2 Различия в привлекательности образа себя в группах с различным уровнем здоровья и психологической устойчивости (оценки по шкале «По» методики ДС)
Примечание. и - число случаев, по которому были проведены расчеты (количество обследованных); Средн. - средние величины оценок по шкале «По» методики ДС; —95 % и +95 % -доверительные интервалы средних величин. Группами «совершенствования психики» я назвал группы по развитию разного рода способностей, а также группы так называемой «духовной практики». Показатели самопринятия в этих группах несколько выше, чем у основной части выборки, по моим предположениям, потому что они обычно изолированы, сплочены, в них в той или иной степени укореняется чувство избранности, отличия от толпы. Группу людей, проходящих лечение, составили пациенты клиники неврозов, пациенты института кардиологии (госпитализированные и амбулаторные) и бывшие наркозависимые, находящиеся в центре реабилитации. Из таблицы видно, что разность между полярными группами значительна, она составляет восемь Т-баллов (то есть 0, 8 сигмы). Хорошо известно, что для людей, испытывающих потребность в психотерапевтической помощи, характерен отрицательный образ самого себя. Этот результат еще раз подтверждает валидность шкалы «По». Кроме того, приведенные количественные показатели позволяют прогнозировать уровень самопринятия в планируемых выборках.
Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корреляцию с показателями по основным шкалам методики ДС. Позитивный образ себя улучшает психическое состояние, и наоборот - более благоприятное состояние располагает к тому, чтобы видеть свои недостатки незначительными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое к нормативному. Это соотношение контрольной и основных шкал сходно с теми связями, которые есть в тесте MMPI между основными и вспомогательными шкалами. В нем также каждая из трех вспомогательных шкал имеет несколько значимых корреляционных связей с основными шкалами. Так, например, шкала коррекции имеет значимые связи с семью основными шкалами. Корреляции с седьмой и восьмой шкалами равны 0, 59. Напомним, что шкала коррекции MMPI предназначалась для выявления величины «диссимуляции». Авторы руководства к MMPI указывают, шкала более эффективна в тех случаях, когда обследование для субъекта добровольно, желательно и оплачивается им самим. Исследователь, врач должен сам прийти к заключению о том, насколько целесообразно применение шкалы коррекции для стоящих перед ним диагностических задач, для данного контингента обследуемых.
Рассмотрим возрастную динамику уровня принятия себя (см. табл. 3). Размах показателей по шкале «По» составляет почти 13 Т-баллов. Анализируя приведенные числовые характеристики, можно заметить, что положительный образ себя наиболее характерен для людей в возрасте от 35 до 60 лет, то есть второго периода взрослости. В этом периоде есть небольшое, но значимое снижение обсуждаемого показателя в интервале 45-50 лет. Возможно, на эти годы - середину второй взрослости - приходится возрастной кризис. Если интерпретировать эти данные в понятиях возрастных кризисов, то самый сильный наблюдается в юношеском возрасте в интервале от 19 до 21 года. Мои данные, собранные по другим методикам, показывают, что в юношеском возрасте, среди всех остальных возрастов, наиболее велика интенсивность одновременно самых разных чувств. Это говорит о весьма выраженных противоречиях внутреннего мира и немалом эмоциональном дискомфорте. Возможно, факт снижения показателей в пожилом возрасте требует подтверждения, дополнительных данных. Анализ отдельных протоколов показывает, что картина ответов в этом возрасте довольно пестрая.
Различия в образе себя у лиц с разным уровнем образования также довольно выражены - достигают полсигмы (см. табл. 4). Здесь может быть высказано несколько предположений. Образовательный ценз в российском обществе длительное время был более значимым в сравнении с другими социумами. Он поднимает статус личности и способствует более полному принятию себя. Кроме того, человек с более высоким уровнем образования, как правило, действительно занимает более высокие должности, имеет больший потенциал социального влияния, получает более высокую зарплату. Все это также делает собственный образ более привлека- Таблица 3 Возрастная динамика уровня привлекательности образа себя (оценки по шкале «По» методики ДС)
тельным. Возможно, также имеет значение и более высокая психологическая культура, коммуникативная компетентность, более развитые умения саморегуляции, самоорганизации.
Размах показателей по шкале «По» у лиц с разным должностным статусом составляет семь с половиной Т-баллов (см. табл. 5). Эти данные показывают, что весьма важным фактором самопринятия выступает Я-социальное как подструктура Я. В свою очередь, в Я-социальном оценка своего социального статуса в большой степени определяется должностным статусом, занимаемым личностью в деловой сфере. Таблица 4 Различия в привлекательности образа себя у лиц с разным уровнем образования (оценки по шкале «По» методики ДС)
Таблица 5
|