Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шри Нисаргадаттом МахараджемСтр 1 из 107Следующая ⇒
Беседы с Перевод с аудиозаписей на маратхи Мориса Фридмана Под редакцией Судхакара С. Дикшита Перевод с английского Н. Горина
Нисаргадатта Махарадж ( 1897-1981 ) — реализованный Учитель Адвайты ( учение недвойственности ). Книга содержит собрание бесед Нисаргадатты Махараджа, систематизированные и опубликованные Морисом Фридманом, с большой силой и убедительностью раскрывающих природу подлинной реальности. В ней даются исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с поиском на духовном пути, отвечающие запросам всех типов искателей. Эта замечательная книга выдержала свыше 20-ти переизданий только в Индии, в США недавно вышло 12-ое её переиздание, переведена на многие европейские языки, неизменно вызывая мощный резонанс у тех, кто читает её с искренней заинтересованностью. ISBN 5-901518-19-5 © 1973 by Nisargadatta Maharaj © Издательство К. Кравчука, оформление, макет, 2003 Он не предлагает никакую идеологию или религию, но лишь тонко раскрывает тайну Истинной Реальности. Его послание просто, прямо и возвышенно. «... Я делаю то, что нужно, спокойно и не прилагая усилий. Я не следую никаким правилам и не создаю свои правила. Я теку вместе с Жизнью с верой и без сопротивления .» «... Когда вы поймёте, что личность — просто тень реальности, а, не сама реальность, ваши раздражение и беспокойство исчезнут. Если вы согласитесь быть ведомым изнутри, ваша жизнь станет захватывающим «... В мире нет хаоса, кроме хаоса, создаваемого вашим умом. Он создан вашим « я », в том смысле ., что в его центре находится концепция о себе как о. вещи; отличной и отдельной от других вещей: В действительности вы не вещь и не отдельны. Вы являетесь бесконечной потенциальностью, неистощимой возможностью. Вы есть, поэтому возможно всё .. Вселенная — это просто частичное проявление вашей неограниченной способности превращаться ». То, в чём пребывают все существа и что пребывает во всех существах, чья Милость простирается повсюду, Высшая Душа вселенной, безграничное бытие — я есть то. Амритбинду упанишада То, что пронизывает и охватывает всё, что подобно пространству вселенной вокруг нас, заполняет всё изнутри и снаружи, Высший недвойственный Брахман — ты есмь то. Шанкарачарья Ищущий — тот, кто находится в поиске самого себя. Отбросьте все вопросы, кроме одного: « Кто я ?» В конце концов, единственное, в чём вы можете быть уверены, — это в том, что вы есть. « Я есть » — несомненно. « Я есть это » — вызывает сомнения. Старайтесь постичь, кем вы являетесь в действительности. Чтобы узнать, кем вы являетесь, вы должны сначала выяснить, кем вы не являетесь. Отбросьте всё, чем вы не являетесь, — тело, чувства, мысли, время, пространство, это или то — ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное, не может быть вами. Сам акт восприятия говорит о том, что вы не есть то, что вы воспринимаете. Чем яснее ваш ум осознает, что « я » может быть описано только в терминах отрицания, тем быстрее вы подойдёте к концу вашего поиска и осознаете, что вы есть безграничное бытие. Шри Нисаргадатта Махарадж СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. 7 Предисловие переводчика. 13 Чувство « я есть ». 14 Одержимость телом.. 17 Живое настоящее. 19 Реальный мир за гранью ума. 22 Что рождено — должно умереть. 24 Медитация. 26 Ум.. 28 Я находится за пределами ума. 31 Отзвуки памяти. 36 Наблюдение. 38 Осознание и сознание. 40 Личность — это не Реальность. 42 Высшее, ум и тело. 45 Видимость и реальность. 51 Джняни. 56 Отсутствие желаний — высшее блаженство. 60 Вечно-присутствующее. 66 Чтобы узнать, кто вы, определите, кем вы не являетесь. 68 Реальность — в объективности. 73 Высшее — за пределами всего. 77 Кто я?. 82 Жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь. 88 Различение ведёт к непривязанности. 92 Бог — всё-деятель, джняни — не-деятель. 98 Придерживайтесь « я есть ». 104 Личность — это препятствие. 110 Безначальное начинается всегда. 115 Все страдания порождаются желаниями. 120 Жить — единственное предназначение жизни. 124 Вы свободны СЕЙЧАС.. 130 Нельзя недооценивать внимание. 134 ЖИЗНЬ — ВЫСШИЙ Гуру. 139 Всё происходит само собой. 144 Ум — сама суета. 152 Величайший Гуру — ваше внутреннее Я.. 159 Убийство вредит убийце, не убитому. 165 За пределами боли и удовольствия лежит блаженство. 171 Духовная практика — это воля, утверждаемая снова и снова. 177 Само по себе ничто не имеет существования. 184 Реально только Я.. 189 Развивайте подход свидетеля. 193 Реальность нельзя выразить словами. 197 Опознать можно неведение, не Джняну. 203 « Я есть » истинно, всё остальное -умозаключение. 208 Что приходит и уходит, не обладает бытием.. 212 Осознание бытия — блаженство. 218 Наблюдайте свой ум.. 223 Осознание свободно. 227 Ум — причина незащищённости. 236 Самоосознание — это свидетель. 241 Будьте равнодушны к боли и удовольствию.. 245 Быть счастливым, дарить счастье — это ритм жизни. 252 Исполнение желаний рождает ещё больше желаний. 256 Тело и ум — симптомы неведения. 260 Откажитесь от всего, и обретёте всё. 266 С появлением сознания возникает мир. 271 За пределами ума нет страдания. 276 Совершенство — судьба всего. 280 Желание и страх: эгоцентричные состояния. 284 Живите фактами, не фантазиями. 288 Материя — это само сознание. 292 В Высшем появляется свидетель. 298 Считать, что вы что-то делаете, — это связанность. 303 Всё, что доставляет удовольствие, задерживает вас. 307 Тихий ум — это всё, что вам надо. 313 Все поиски счастья — это несчастье. 318 Опыт не является реальностью.. 326 Ищите источник сознания. 331 Недолговечность — доказательство нереальности. 335 Бог — это конец всех желаний и знаний. 341 В самоосознании вы получаете знание о себе. 347 То, что чисто, неподдельно, непривязанно, — реально. 353 Смерть ума — это рождение мудрости. 362 Истина здесь и сейчас. 369 В покое и безмолвии вы растёте. 377 Знать, что вы не знаете, — это истинное знание. 383 « Я » и « моё » — ложные понятия. 391 Всё знание есть неведение. 396 Личность, свидетель и Высшее. 402 Осознание. 407 Коренная причина страха. 413 Абсолютное совершенство здесь и сейчас. 419 Истинный Гуру. 426 Ваша цель — это ваш Гуру. 433 « Я есть » — основание всего восприятия. 440 Неизведанное — родной дом реальности. 446 Держите ум в покое, и найдёте. 454 Умственное знание — не истинное знание. 458 Прогресс в духовной жизни. 464 Отдайте себя своему Я.. 469 Удовольствие и счастье. 476 Выйдите за пределы представления « я есть тело ». 480 Человек не является деятелем.. 485 Вы за пределами пространства и времени. 489 Принимайте жизнь такой, какая она приходит. 495 Отбросьте воспоминания и ожидания. 500 Ум и мир неразделимы.. 505 Свобода от самоотождествления. 513 Воспринимаемое не может быть воспринимающим.. 520 Понимание ведёт к свободе. 527 Джняни не хватает и не удерживает. 532 Приложение I. Нисарга Йога. 540 Приложение II. Навнатх Сампрадайя. 543 Глоссарий. 546
Предисловие Существует множество различных религиозных и философских систем, которые претендуют на роль учителей, наполняющих человеческую жизнь смыслом. Но все они несовершенны из-за свойственных им ограничений. Они излагают благозвучными словами свою веру и идеологию, духовную или философскую. Однако рано или поздно становится очевидной ограниченность этих слов. Тогда их приверженцы утрачивают иллюзии и стремятся покинуть систему, подобно тому как покидают научные теории, когда обнаруживается слишком много противоречащих им опытных фактов. Когда оказывается, что какая-либо система духовной интерпретации мира неубедительна и её нельзя рационально обосновать, многие люди позволяют обратить себя в другие системы. Со временем, однако, они обнаруживают ограничения и противоречия и в этих системах. В этом бессмысленном стремлении разделить всё на « подходящее » и « неподходящее » всё, что им остаётся, — это скептицизм и агностицизм, ведущие к бессмысленному существованию, цель которого — накопление материальных благ. Однако иногда, хотя и редко, скептицизм порождает интуитивное ощущение абсолютной реальности, более истинное, чем все слова, религии или философские системы. Это, как ни странно, позитивный аспект скептицизма. Именно в таком состоянии скептицизма, но с интуитивным ощущением абсолютной реальности я впервые прочитал книгу Шри Нисаргадатты Махараджа « Я есть То ». Я был поражён законченностью и неоспоримой убедительностью его слов. Хотя слова и ограничены по самой своей природе, высказывания Махараджа были для меня подобны прозрачным отполированным окнам. Тем не менее, никакая духовная литература не может заменить присутствия самого учителя. Только слова Гуру, обращённые непосредственно к вам, полностью теряют свою неясность. В присутствии Гуру рушатся последние барьеры вашего ума. Шри Нисаргадатта Махарадж воистину такой Гуру. Он не проповедник, но он даёт ищущим именно те указания, которые им нужны. Реальность, исходящая от него, неотделима от Абсолюта. Это настоящее. После прочтения его книги « Я есть То » многие ищущие с Запада были так впечатлены, что отправились к Махараджу искать просветления. То, как Махарадж интерпретирует истинную реальность, не отличается от Джняна Йоги ( Адвайты Веданты ). Но у него есть своя специфика. Многообразные формы вокруг нас, говорит он, состоят из пяти элементов. Они находятся в постоянном движении и изменении. Они также управляются законом причин-следствий. Всё это отражается в теле и уме, которые недолговечны и подчинены рождению и смерти. Мы знаем, что мир познаётся только при помощи органов чувств и ума. Как и в кантианской философии, он является коррелятом человека, познающего реальность, и, таким образом, имеет основную структуру нашего способа познания. Это означает, что время, пространство и причинно-следственные связи не « объективны », то есть не являются независимыми объектами, а представляют собой ментальные категории, формирующие всё под свой шаблон. Существование и форма всех вещей зависит от ума. Познание — это продукт ума. И весь видимый мир, воспринимаемый умом, есть мир субъективный, постоянно меняющийся в соответствии с неугомонностью нашего ума. В противоположность беспокойному уму с его ограниченными категориями — намеренностью, субъективностью, двойственностью и т. д. — стоит безграничное чувство « я есть ». Единственное, в чём я могу быть уверен, — это в том, что « я есть », без каких-либо условностей. Снова и снова Махарадж привлекает наше внимание к этой основной идее, чтобы мы могли избавиться от тюрьмы, которую сами себе создали, и реализоваться в « я есть ». Он говорит: « Единственно верное утверждение — это « я есть ». Всё остальное — просто следствия. Никакое усилие не поможет вам изменить « я есть » на « меня нет »«. Истинный воспринимающий — это не ум, а я сам, свет, в котором проявляется всё. Я — это общий знаменатель у корня всего существования, осознание, в котором происходит всё. Всё поле сознания — это всего лишь одна крупинка в « я есть ». Это « я есть », сознавая сознание, осознаёт себя. Оно неописуемо, поскольку не имеет атрибутов. Можно только быть собой, и быть собой — это всё, что может быть. Всё существующее существует как я сам. Нет ничего отличного от меня. Двойственности не существует, следовательно, и боли не существует. Нет никаких проблем. Есть только Любовь, в которой всё совершенно. Всё, что происходит, случается спонтанно, без намерения — как пищеварение или рост волос. Осознайте это и освободитесь от ограничений ума. В глубоком сне нет чувства, что вы являетесь тем или этим. Однако « я есть » остаётся. Обратитесь к вечному сейчас. Память несёт из прошлого в настоящее множество вещей, но всё происходящее происходит только в настоящем. Весь мир объектов проявляется в безвременном сейчас. Таким образом, время и причины-следствия в действительности не существуют. Миру, телу и уму предшествует я есть. Они появляются и исчезают в я есть. Я есть — это источник всех вещей, универсальная сила, благодаря которой проявляется весь этот разнообразный мир. Однако, несмотря на свою первичность, чувство « я есть » не является наивысшим. Это не Абсолют. Чувство, или вкус, « я есть » не находится всецело за пределами времени. Поскольку оно является основой, сущностью пяти элементов, оно в какой-то мере зависит от мира. Оно поднимается из тела, которое, в свою очередь, выстроено пищей, состоящей из пяти элементов. Оно исчезает со смертью тела, подобно тому как исчезает пламя, когда догорает свеча. Когда достигается чистое осознание, не остаётся никаких желаний, даже желания быть в « я есть », которое является всего лишь полезной точкой отсчёта, указателем на Абсолют. Тогда осознание « я есть » просто уходит. Что остаётся — так это То, что невозможно описать, То, что за пределами слов. Именно это « состояние » является реальным — состояние чистого потенциала, которое находится в основе всего. « Я есть » и вся вселенная — это всего лишь отражения Того. Это реальность, которую реализует только джняни. Самое лучшее, что вы можете сделать, — внимательно слушать джняни, живым воплощением которого является Нисаргадатта Махарадж, — и верить ему. Слушая подобным образом, вы осознаете, что его реальность — это ваша реальность. Он помогает вам постичь природу мира и « я есть ». Он устремляет вас к изучению функционирования тела и ума с серьёзной и интенсивной концентрацией, чтобы вы могли осознать, что не являетесь ни тем, ни другим, и отбросить их прочь. Он предлагает вам вновь и вновь возвращаться к « я есть », пока оно не станет вашим единственным пристанищем, вне которого не будет ничего, пока не исчезнет эго, как ограничение « я есть ». Только тогда высшая реализация может произойти без усилий. Обратите внимание на слова джняни, которые уничтожают все концепции и догмы. Махарадж говорит: « Пока человек не станет самореализованным, не постигнет себя, не выйдет за пределы себя, до тех пор и нужны все эти сказки, все эти концепции ». [1] Да, это концепции, даже « я есть », но поистине нет концепции более драгоценной. Ищущий должен относиться к ним с крайней серьёзностью, поскольку они указывают на Высшую Реальность. Нет более подходящей концепции, чтобы избавиться от всех концепций. Я благодарен Судхакару С. Дикшиту, редактору этой книги, за то, что он пригласил меня написать предисловие и, таким образом, дал мне возможность выразить своё почтение Шри Нисаргадатте Махараджу, который выразил высшее знание простыми, ясными и убедительными словами. Философский факультет Даув Тьемерсма Университета Erasmus Роттердам, Голландия Июнь, 1981 Кто такой Нисаргадатта Махарадж? Когда Мастеру задавали вопрос о дате его рождения, он невозмутимо отвечал, что никогда не был рождён! Писать биографию Шри Нисаргадатты Махараджа — занятие тяжёлое и неблагодарное. Потому что неизвестна не только точная дата его рождения, но также нет никаких подтверждённых сведений, касающихся его детства. Однако некоторые его старшие родственники и друзья говорят, что он родился в марте 1897 года вдень полнолуния, который совпал с фестивалем Ханумана Джаянти, когда индусы почитают Ханумана, также называемого Марути, бога-обезьяну из Рамаяны. И в честь этого родители Махараджа назвали его Марути. Доступная информация о его молодых годах склеена наспех и бессвязна. Мы знаем, что его отец Шиврампант был бедным человеком, работавшим одно время в качестве домашнего слуги в Бомбее, а затем ставшим мелким фермером в Кандалгаоне, маленькой деревушке в лесах Ратнагири в Махараштре. Марути рос практически без образования. Будучи ещё мальчишкой, он помогал отцу по мере своих сил — ухаживал за скотом, пас быков, работал на полях и исполнял мелкие поручения. Его развлечения были простыми, как и его работа, но он был одарён пытливым умом и постоянно донимал всех своими вопросами. У его отца был друг брахман по имени Вишну Харибхау Гор, который был человеком набожным и образованным. Гор часто разговаривал с мальчиком на религиозные темы, а маленький Марути внимательно слушал и много размышлял об этом, чего никто не мог предположить. Гор был для него идеалом — честный, добрый и мудрый. Когда Марути исполнилось восемнадцать, его отец умер, оставив вдову, четырёх сыновей и двух дочерей. Ничтожный доход от маленькой фермы стал ещё меньше после смерти главы семьи и не мог прокормить столько ртов. Старший брат Марути покинул деревню и уехал в Бомбей в поисках работы. Вскоре его примеру последовал и сам Марути. Говорят, что в Бомбее он несколько месяцев работал мало оплачиваемым помощником клерка в офисе, но эта работа вызывала у него отвращение, и он ушёл оттуда. Затем он начал торговать галантереей и открыл маленькую лавочку, где продавал детскую одежду, табак и скрученные вручную деревенские сигареты биди. Говорят, что этот бизнес со временем стал приносить неплохой доход, давая ему некоторую финансовую уверенность. В этот период он женился, и у него появились сын и три дочери. Детство, юность, брак, потомство — Марути жил типичной скучной монотонной жизнью обычного человека вплоть до средних лет, без малейшего намека на последующую духовность. В это время среди его друзей был человек по имени Яшвантрао Баагкар, который был преданным Шри Сиддхарамешвара Махараджа, духовного учителя Навнатх Сампрадайи [2], одного из направлений в индуизме. Однажды вечером Баагкар взял Марути к своему Гуру, и этот вечер стал поворотной точкой в его жизни. Гуру дал ему мантру и указания по медитации. Уже в самом начале практики у него часто бывали видения, и он периодически впадал в транс. Что-то взорвалось внутри него, давая рождение космическому сознанию, чувству вечной жизни. Образ Марути, мелкого лавочника, исчез, и на его месте возникла лучезарная личность Шри Нисаргадатты. Большинство людей живут в иллюзорном мире своих образов и не имеют желания или силы покинуть его. Они существуют только для себя, все их усилия направлены на достижение самоудовлетворения и самолюбование. Однако в мире есть видящие, учителя, которые, хотя и живут в том же мире, в то же время живут и в другом мире — мире космического сознания, сверкающего беспредельным знанием. Шри Нисаргадатта Махарадж жил такой двойной жизнью. Он продолжал держать магазин, но перестал быть торговцем, думающим только о выгоде. Позже, оставив семью и бизнес, он стал бродягой, пилигримом в безбрежном и многообразном океане индийских религий. Он пошёл босиком в Гималаи, где планировал провести остаток своих дней в поиске вечной жизни. Но вскоре вернулся домой, осознав тщетность своих поисков. Нет смысла искать вечную жизнь, понял он, она у него уже была. Выйдя за пределы представления « я есть тело », он обрёл такую радость и покой, что по сравнению с этим всё меркло. Он достиг самореализации. Хотя у Мастера нет образования, его слова наполнены необыкновенным знанием. Хотя он родился и рос в бедности, он богатейший из богатых, поскольку обладает безграничным богатством вечного знания, по сравнению с которым самые невероятные сокровища кажутся простой жестянкой. Его доброта, нежность, проницательный юмор, абсолютное бесстрашие и абсолютная подлинность вдохновляют, ведут и поддерживают всех, кто приходит к нему. Любая попытка написать биографию такого человека будет фривольной и бесполезной. Ведь он не обычный человек с прошлым и будущим, он — живое настоящее, вечное и неизменное. Он есть То, что является всем. Предисловие переводчика [на английский] Я встретил Шри Нисаргадатту Махараджа несколько лет назад и был поражён спонтанной простотой его внешности и поведения и глубиной и искренностью в передаче своего опыта. Несмотря на то что его скромное жилище довольно трудно найти в лабиринтах Бомбея, туда приезжает очень много людей. Большинство из них индусы, которые свободно общаются с ним на своём родном языке. Но приезжают также иностранцы, которым нужен переводчик. Когда бы я ни присутствовал там, роль переводчика доставалась мне. Многие из задаваемых вопросов и ответы на них были столь интересны и значительны, что там установили магнитофон для записи бесед. Большинство кассет были на маратхи и английском, но некоторые представляли собой смешение нескольких индийских и европейских языков. Позднее все кассеты были переведены на английский язык. Было непросто переводить дословно и в то же время избегать утомительных повторений. Я надеюсь, что настоящий перевод этих записей не ослабит впечатление, производимое этим мудрым, щедрым и во многом необычным человеческим существом. Запись этих бесед на маратхи, отредактированная самим Шри Нисаргадаттой Махараджем, была опубликована отдельно. Бомбей, Морис Фридман 16 октября 1973 года Переводчик Чувство «я есть»
|