Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вводные замечания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Бланк для испытуемого М-1 Пол _________ Возраст _________ Класс/курс __________ Успеваемость: высокая ______ средняя _________ невысокая _______________ Удовлетворенность жизнью: высокая ______ средняя _________ невысокая _______________ Инструкция. Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам трудиться? Оцените каждое из утверждений по следующей шкале: никогда — 1 балл, редко —2 балла, иногда — 3 балла, часто — 4 балла, всегда — 5 баллов. 1. Занимающиеся со мной люди не знают, что они могут от меня ожидать. 2. Вы убеждены, что делаете не то, что нужно. 3. Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих учителей. 4. Вы ощущаете перегрузку. 5. Вам не хватает времени, чтобы учиться как следует. 6. Вы чувствуете, что учеба отражается наличной жизни. 7. Вы часто не знаете, какие требования к вам предъявят в школе. 8. Вы чувствуете, что для выполнения заданий Вам недостает поддержки. 9. Вы чувствуете, что не можете переваривать всю необходимую 10. Вы не знаете как Вас оценивают учителя. 11. Вы не в состоянии предугадать решения своих учителей. 12. Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами Ваших педагогов, взрослых людей. М-2 Инструкция. Просим Вас оценить по 5-ти балльной системе влияние каждого из приведенных ниже утверждений как на Ваше эмоциональное состояние, так и на состояние групп девочек и мальчиков. Для этого рядом с № утверждения укажите степень его влияния на Ваше состояние, а также на мальчиков и девочек.
М-3 Пол ______ Возраст _______ класс/курс ______ Успеваемость: а) высокая _____ Б) средняя ____ в) невысокая ________ Удовлетворенность жизнью: а) высокая ____ Б) средняя __________в) невысокая ____ Инструкция. Просим Вас оценить по 5-ти балльной системе влияние каждого из приведенных ниже утверждений на Ваше эмоциональное состояние. Для этого рядом с № утверждения укажите степень его влияния на Ваше состояние. Например: 1 вопрос -2 балла; 2 вопрос -3; 3-4; и т.д. 1.Отсутствие родительского сочувствия. 2.Властность и несправедливость родительских требований. 3.Отсутствие любви и теплоты между родителями и мною. 4.Постоянная атмосфера скандальности и насилия в семейных отношениях. 5.Уход одного из членов семьи из дома. 6.Запрет возвращаться домой. 7.Оскорбления в адрес семьи со стороны других людей. 8.Насильственное принуждение к совершению каких-либо действий. 9.Незаслуженные обвинения и унижения со стороны родителей. 10. Выполнение роли «козла отпущения» в семье (обвинения и придирки по любому поводу, приписывание отрицательных характеристик). 11. Взваливание непосильной возрасту ответственности (уход за больным человеком и др.). 12. Применение бесконтрольных жестоких мер наказания (побои, швыряние твердыми предметами и др.). 13. Проявления сексуального насилия в условиях совместного семейного проживания. 14. Утрата физической трудоспособности родителей (заболевание, угрожающее их жизни). 15. Потеря работы родителями. 16. Игнорирование моего мнения и требований. 17. Ограничения социальной жизни (запреты приводить домой друзей и др.). 18. Утаивание важной семейной информации. 19. Регулярные отказы в просьбах без понимания их важности и обсуждения. 20. одиночество 21. Ограничения способов проведения свободного времени (запрет выходить из дома и проводить время со сверстниками). 22. Чрезмерный контроль дружеских отношений. 23. Запреты в выборе современной одежды и занятий. 24. Прерывание нежелательной беременности. 25. Угроза помещения в исправительное учреждение. 26. Повторное помещение в больницу. 27. Появление нового человека в семье. 28. Угроза утраты чувства собственного достоинства. 29. Неудачи в осуществлении важной задачи или идеи, в которую вложено много энергии и времени. 30. Унижения в присутствии других людей. 31. Запреты родителей. 32. Равнодушие и непонимание родителей. 33. Отсутствие родительской помощи 34. Потеря любимой вещи (мобильный телефон, плеер, и др.) 35. Болезнь или смерть домашних животных. 36. Потрясения от ограбления. 37. Потрясения от насилия. 38. Неопределенность в профессионально-жизненном выборе. 39. Запущенность в учебе. 40. Осознание неосуществимости моих замыслов. 41. Предательство близкого человека. 42. Создание и попадание в аварийные ситуации. 43. Отсутствие или неисправность компьютера. 44. Давление криминальной группировки. 45. Нападение хулиганов. 46. Оскорбление в присутствии друга или подруги. 47. Неподготовленность к ответственному занятию. 48. Боязнь соперника, конкурента. 49. Отказ от свидания подруги или друга. 50. Спасение или помощь человеку в трудной ситуации. 51. Невозврат долгов. 52. Отказ от пробы наркоподобных веществ. 53. Скрытая увлеченность азартными играми. 54. Утаивание от членства в молодежной субкультуре. 55. Отказ близких людей от помощи в беде. 56. Утрата доверия или уважения к близкому человеку. 57. Утрата самоуважения из-за нежелательной беременности. 58. Совершение серьезного правонарушения родителем. 59. Отстранение или запрет заниматься любимым делом. 60. Принуждение к выполнению нежелательных требований (ношение особой одежды и др.). 61. Физическое унижение (загрязнение одежды и т.п.). 62. Оскорбления, угрозы и запугивание со стороны сверстников. 63. Отвержение со стороны сверстников. 64. Вымогательство со стороны сверстников. 65. Взваливание большой непосильной работы. 66. Враждебность или отведение роли «кола отпущения». 67. Раскрытие постыдных поступков. 68. Вызовы родителей в школу. 69. Утрата доверия и уважения. 70. Непонимание трудного предмета. 71. Низкая успеваемость. 72. Пренебрежительное отношение учителя. 73. Оскорбительные комментарии к моей фамилии или родителям. 74. Избыточный вес. 75. Низкий рост. 76. Непривлекательная внешность. 77. Болезненное состояние.
В заключение напомним, что многим кажется, что вы живете беззаботной жизнью и ничего Вас не беспокоит, не трогает, однако, судя по Вашим ответам, оказывается, что это далеко не так. В этой связи для полноты понимания этого вопроса, просим Вас выделить самые главные опасения или стрессоры, которые Вы испытываете:
1. Дома со стороны: а) матери; б) братьев, сестер; 2. В своем дворе 3. В общении с друзьями. 4. Со сверстниками в школе. 5. Со старшеклассниками. 6. Учителями.
Обработка результатов. Если Вами получен результат, превышающий 36 баллов, то стрессоров у вас много (от 50 до 60 баллов — результат очень высокий).
Методика «Измерение стрессонаполненности жизни» Инструкция: вспомните и кратко опишите события последнего года вашей жизни. Используя 100-балльную шкалу, оцените степень их «разрушительного» влияния на ваше душевное равновесие (психологическую устойчивость, морально-психологическое и физическое самочувствие). Для сравнения силы негативного переживания используйте величины максимальной степени «разрушающего» стресс-события — 100 баллов, которая соответствует самым сильным и трагическим событиям: смерть супруга (супруги) или ребенка. Подсчитайте сумму оценок стрессогенности всех событий за прошедший год.
Интерпретация результатов. Статистические данные, полученные нами с помощью шкалы «стрессонаполненности» на выборке более 300 человек разных профессиональных групп, позволяют представить следующую интерпретацию результатов. Низкий уровень «стрессонаполненности» — сумма баллов в интервале 150-199 стресс-единиц характеризует относительно спокойный период жизни, небольшую насыщенность жизни разрушительными стрессами и невысокую вероятность заболеваний вследствие дистресса (10-15%). Для лиц с низким индексом «стрессонаполненности» жизни можно увеличить рабочие и другие виды нагрузок. Средний уровень «стрессонаполненности» — сумма баллов в интервале 200-299 стресс-единиц характеризует относительно высокую психическую напряженность и насыщенность жизни сильными стресс-событиями. В зависимости от личностной стрессоустойчивости вероятность заболеваний вследствие пережитых стрессов составляет 30-50%. В случае увеличения интенсивности рабочих и жизненных нагрузок Высокий уровень «стрессонаполненности» — сумма баллов в интервале 300-650 стресс-единиц, характеризует высокую психическую напряженность и наличие большого количества стресс-событий, которые еще не преодолены и не рассматриваются в качестве конструктивного жизненного опыта. Лица, переживающие высокий уровень «стрессонаполненности», имеют вероятность психосоматических заболеваний более 50%. Они имеет склонность к психическому выгоранию. Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, использование конструктивных копинг-стратегий для преодоления стресс-событий, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно-психическую напряженность и улучшающие деятельность иммунной системы, внимательное отношение к своему здоровью и забота о его укреплении. Чрезмерный уровень «стрессонаполненности» — сумма баллов выше 650 стресс-единиц характеризует очень высокую психическую напряженность — дистресс, наличие большого количества «разрушающих» стресс-событий. Лица с чрезмерным уровнем «стрессонаполненности» имеют высокую вероятность психосоматических заболеваний и психического выгорания (более 60%). Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, использование конструктивных копинг-стратегий для преодоления ежедневных профессиональных и личных стрессов, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно-психическую напряженность и улучшающие деятельность иммунной системы, активное примене ние профилактических и реабилитационных средств для повышения стрессоустойчивости и укрепления здоровья. Кроме количественной оценки суммарного индекса «стрессона-полненности» жизни за последний год можно посчитать количество событий, которые человек относит к стрессовым. Шкала имеет как положительные стороны, так и существенные ограничения. Положительным является то, что с ее помощью измеряется стресс как личностная реакция в зависимости от субъективного восприятии и оценки событий. К ограничениям относится то, что максимальная оценка 100 баллов, с которой предлагается сравнивать по своим субъективным переживаниям все другие жизненные события, может быть неизвестна многим респондентам. Помимо этого, не учитывается вклад положительных стрессовых событий, который позволяет купировать (нейтрализовать) некоторые жизненные утраты или невзгоды. Тем не менее при определенных доработках данный методический прием может быть использован для диагностики стресса, например для выявления крайних групп по пережитым стрессовым событиям, а также при лонгитюдных исследованиях для сравнения «стрессонаполненности» разных жизненных этапов.
Анкета «Стрессонаполненность жизни» Вводные замечания. В конце 1960-х гг. американские социологи-исследователи Т. Холмс и Р. Райх изучали зависимость развития психических и физических болезней от значимых изменений в жизни человека. На основании опроса 2500 человек они создали шкалу для определения стрессонаполненности жизненных перемен, в которой каждому важному событию приписано определенное число баллов в зависимости от его вредоносности (табл. 4.5). Они обнаружили взаимосвязь между показателем «стрессонаполненности» жизни и вероятностью заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм). Для сравнения «стрессонаполненности» того или иного жизненного события была предложена 100-бальная шкала, в которой наивысшую стрессогенность (100 баллов) имеет смерть родителей
Позже сходное исследование на выборке 2300 женщин различных штатов США провела Дж. Виткин. Она выявила много различий между новыми оценками стресс-событий и старыми оценками, полученными Холмсом и Райхом. В табл. 4.5 представлены сравнительные оценки стрессогенности событий, характеризующих социально-психологические стрессы в американском обществе. В графе «Новая оценка» представлены данные Дж. Виткин, которые были собраны в 1990-х гг., в графе «Старая оценка» — данные 1960-х гг. Для большей наглядности изменения стрессонаполненности жизненных событий Дж. Виткин представила десять наиболее стрессовых ситуаций, которые расположены в порядке новой оценочной шкалы (табл. 4.6). Таблица 4.6
|