Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы






Актуальность исследования. Для всего мирового сообщества актуальными сегодня являются процессы глобализации и интеграции, существенно влияющие на развитие всего человечества отдельных регионов и стран. Любые изменения в реальности, тем более процесс развития, можно рассматривать как смену различных форм дифференциации и интеграции. Неотъемлемым следствием ряда объективных процессов в политике, экономике, социальной сфере мироустройства стала проблема развития толерантного сознания населения планеты. Поскольку в каждом государстве всегда присутствует стремление к сохранению национального суверенитета, традиций и устоев, в настоящее время идет процесс перехода к новой социально-экономической информации, глобальному информационному обществу, которое будет представлять собой совокупность национальных инфраструктур.

Осмысление происходящих в мире изменений сопровождается появлением в рамках гуманитарного дискурса целого ряда инструментов реализации нового миропорядка. На протяжении многих лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования толерантности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Все более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой культурная сфера есть и остается важнейшим фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Поэтому Организация Объединенных Наций объявила 2000-2010 гг. «Международным десятилетием культуры мира». Впервые на таком уровне было дано научное определение термина «культура мира», который призван подчеркнуть значение множества факторов, как содействующих, так и препятствующих укреплению мира. В определении «культура мира» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут также эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан.

Произошедшие в нашем обществе изменения в ценностно-мотивационной сфере породили нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, произошла «коррозия доверия к власти» (В.П.Зинченко). Все эти факторы приводят к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями.

Поэтому воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. Перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов по формированию толерантности как мировоззренческого качества личности молодого человека. В настоящее время понятие «толерантность» стало одним из центральных в осмыслении процесса противостояния повсеместного нарастания агрессивности во всех сферах жизни молодого человека. Толерантное сознание молодежи как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность в обществе. В современных условиях понятие «толерантность» – это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста – так, толерантность может иметь значение как терпимости, так и равнодушия, в зависимости от условий ее проявления и, кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям выступает данное качество личности молодого человека (А.А.Лекторский, П. Николсон, К. Уэйн, М.Б.Хомяков).

В диссертации основное внимание сосредоточено на изучении толерантного сознания молодежи многонационального региона Дагестана, которое в логике авторской концепцииопределяется как сформированная система поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.

Совершенно объективно В.В.Путин отмечает, что Дагестан - один из сложнейших многонациональных регионов страны. «В нем живут люди десятков национальностей. И, чтобы соблюсти политический баланс, сложилась традиция, что президент республики – дагестанец, премьер – представитель другой национальности, а парламента – третьей. Невозможно по отношению к этой сложной республике применить традиционные демократические мерки»[1].

В этих сложнейших условиях многонационального региона ценным опытом явились регулярные психолого-педагогические и Социокультурные исследования.

В НИИ школ Министерства народного образования РФ проводятся экспериментальные исследования, обобщен передовой опыт школ России, позволяющий наметить ряд концептуальных положений для формирования содержания и развития художественного образования на основе национальной культуры и народного искусства России. Одно из основных положений отражает диалектическое взаимодействие единства и многообразия. Единство предполагает усвоение духовных и материальных ценностей, созданных народом с позиций содержательной научной концепции о народном искусстве как особом пласте художественного творчества. Многообразие определяется и обусловливается этническим самосознанием, культурой мастерства, национальными и региональными традициями. Учет многообразия выражается в предоставлении правовых возможностей создавать свои варианты программ, пособий для тех, кто проживает в различных регионах Российской Федерации.

В процессе изучения проблематики развития толерантного сознания молодежи многонационального региона в контексте гуманистического развития личности молодого человека было отмечено совпадение основных констант компонентов толерантного сознания.

На наш взгляд, толерантное сознание включает в себя положительное отношение к другим людям; способность к эмпатии и стремление к объективизации особенностей и проявлений молодых людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; постоянное развитие и обогащение культурного опыта; признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.

В связи с этим необходимо отметить важную роль культуры в процессе становления и развития толерантного сознания, ибо деятельность учреждений культуры является тем пространством, в котором и происходит слияние, взаимодействие гуманизма и толерантного сознания как условия и, одновременно, порождения культурной среды.

Стратегия модернизации образования в нашей стране испытывает влияние мировых тенденций, в связи с чем растет необходимость нового подхода к осознанию совместной судьбы человечества, тесно связанное с пониманием нового современного статуса молодого человека, способного объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования для решения задач по развитию толерантного сознания.

Теоретико-методологическое и практическое значение данной проблематики обусловило логику и содержание диссертационного исследования, которое заключается в преодолении противоречий между: потребностями общества в толерантном сознании молодежи и отсутствием этой деятельности на местах в учреждениях образования и культуры; острой необходимостью повышения квалификации специалистов учреждений культуры и образования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния проблемы показывает, что существует значительное число публикаций на эту тему. В связи с этим наибольший интерес представляют исследования, обращающиеся непосредственно к диспозиционной системе личности, к изучению способности позитивного восприятия иного образа жизни, поведения и особенностей других людей (Т.П.Белова, Р.Р.Валитова, В.М.Соколов и др.). В психологии толерантное сознание рассматривается как непосредственное условие проявления толерантности как таковой и как отражение целостной и, одновременно, динамичной системы смыслов, заключающихся в личности (Б.С.Братусь, А.Н.Леонтьев, З.И.Рябикина и др.). Особенности познавательной позиции, характеристики когнитивной сферы и восприятия информации и способы ее оценки изучались такими учеными, как Дж. Брунер, Дж.Келли, М.А.Холодная и др. Сфера социальной перцепции, психосемантики, межличностного общения и восприятия привлекала внимание Ч. Осгуда, Е.Ю.Артемьевой, Е.Л.Доценко, А.А.Лузакова, В.Ф. Петренко, В.В.Петухова, В.П.Серкина, А.Г.Шмелева.

В зарубежной психолого-педагогической науке многие ученые обращаются к исследованию проблематики толерантности в противовес интолерантности с акцентом на природу и механизмы проявления агрессии (А. Басс, Л. Берковиц, Х. Хекхаузен), расовой и национальной нетерпимости, ксенофобии (Т. Адорно, М. Боуэн, Т. Нельсон), становления и развития сотрудничества (Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.), самоактуализирующейся личности и видов проявления эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон).

В отечественной науке направления исследований толерантности разнообразны и направлены как на изучение толерантности в качестве психологического феномена (А.Г.Асмолов, И.Б.Гриншпун, А.А.Реан), так и на описание и диагностику коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), межэтнические взаимодействия (Г.У.Солдатова), психосемантические исследования этнических стереотипов (О.В.Митина, В.Ф.Петренко), типологию толерантной активности субъекта (З.И.Рябикина, В.Г. Третьяк).

В русле данной работы особое значение имеют исследования, разрабатывающие прикладные аспекты формирования толерантного сознания (Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова), в том числе и программы по развитию навыков ненасилия и толерантного поведения (В.С.Магун). Толерантность изучается в контексте проблемы педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Я.Л.Коломинский, Е.Ю.Клепцова), а также как основа межкультурной коммуникации (К.П.Краковский).

Достаточно представительный корпус диссертационных работ за период с конца XX и начала XXI века посвящен тем или иным аспектам толерантности – как содержательным, так и реализующим это качество личности в процессе межличностного общения. Прежде всего выявляются взаимосвязи философских проблем толерантного сознания (З.Я.Умарова, Махачкала, 2006); особенностей воздействия средств массовой информации на формирование толерантности в современном российском обществе (А.И.Дутов, Москва, 2003), различные факторы толерантности и толерантного сознания (Е.С.Сухих, Краснодар, 2006; В.Б.Загоруля, Екатеринбург, 2005; Б.В. Кайгородов, Астрахань, 1999 и др.).

Особый интерес представляют научные труды, в которых исследуются собственно педагогические направления развития толерантного сознания учащихся различных возрастных групп (Н.В. Казанова, Москва, 2007; Н.О. Симаченко, Ростов-на-Дону, 2008 и др.), различные средства организации учебно-воспитательного процесса (М.В.Ковынева, Ростов-на-Дону, 2007; А.О. Наследова, Москва, 2005, М.И.Амаатов, Краснодар, 2006; А.Г.Мафтей, Смоленск, 2007 и др.), в различных региональных (С.Д. Бакулина, Москва, 2007; Т.Э.Эмирбекова, Ростов-на-Дону, 2007 и др.) и социальных условиях (Г.Р. Фархшатова, Москва, 2005; С.С.Акавова, Махачкала, 2007 и др.).

Анализ диссертационных исследований показал, что такой значимый для современного отечественного образования аспект, как становление и развитие толерантного сознания у молодежи многонационального региона не был изучен в данном аспекте.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы образования и деятельность учреждений культуры: между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования и деятельности учреждений культуры в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона и отсутствием современных технологий их реализации; между растущими требованиями нашего общества к развитию толерантного сознания молодежи и недостаточным уровнем подготовленности образовательной и культурно-досуговых систем к реализации запросов общества в построении целостного педагогического процесса и частной национальной формой его осуществления у разных народов по единым законам организации и развития. (П.Ф. Каптерев).

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования, которая определяется потребностью общества в развитии толерантного сознания молодежи в учреждениях образования и культуры многонационального региона и отсутствием тесной связи.

Состояние теории и потребность практики в разработке педагогической модели развития толерантного сознания у молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона».

Объектом исследования является развитие личностимолодого человека многонационального региона как динамичный многоаспектный процесс, базирующийся на ценностных ориентациях толерантного сознания.

Предмет исследования: теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона.

Задачи исследования:

· обосновать методологические положения процесса развития толерантного сознания молодежи в многонациональном регионе на основе системного анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы:

· проанализировать и систематизировать научные идеи, теоретические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона, осуществить экспликацию понятий, которыми оперируют теория, методика и организация социально-культурной деятельности и теория и методика образования;

· охарактеризовать научные положения и принципы педагогической концепции развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона;

· выявить сущностные характеристики толерантного сознания молодежи, раскрыв общие и специфические особенности каждого компонента и их влияние на личностное становление молодого человека;

· обосновать значимость культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания молодежи многонационального региона и выделить условия ее создания в учреждениях культуры и образования;

· разработать и реализовать в практической деятельности динамическую педагогическую модель развития толерантного сознания молодежи, выявив уровни и критерии у различных групп молодежи;

· рассмотреть наиболее эффективные педагогические условия развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона;

· раскрыть основные направления, факторы, этапы и механизмы педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи многонационального региона;

· разработать технологии в системе социально-культурной деятельности и профессиональной деятельности в образовании по развитию толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования в многонациональном регионе будет более успешным при определенных педагогических условиях, которые включают в себя такие составляющие, как:

· опора на теоретические разработки развития толерантного сознания, содержащиеся в философских, психолого-педагогических и культурологических трудах крупнейших отечественных и зарубежных ученых;

· создание культурно-образовательной среды, способствующей развитию гуманистических мировоззренческих установок личности;

· опоры в воспитательном процессе на педагогический потенциал взаимодействия единых социально-культурных сред: историко-культурный фон, создаваемый социумом, определенные государством правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и многонационального региона в целом, и молодого человека, в частности; влияние семьи, в которой формируется система личностных ценностей, норм бытового и социального поведения; информационный фон воспитания, создаваемый СМИ; среды учебных заведений и общественных организаций, создающих условия для профессионального, социального и гражданского становления личности молодого человека;

· системная организация целенаправленного педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи, которая базируется на реализации динамической педагогической модели осуществления этого многокомпонентного процесса в учреждениях культуры и образования многонационального региона;

· педагогическое обеспечение условий эффективной реализации данной модели, включающих: а) проблемно-тематическое структурирование содержания образования; б) опору на инновационные педагогические технологии; в) соотносительность в культурно-образовательной среде учреждений культуры и образования, динамики культуры и личностного становления; г) активизацию ведущих механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности;

· стратометрическое построение постепенного вхождения молодежи в пространство диалога культур внутри полиэтнической среды на основе активного участия в коллективном творческом процессе учреждений культуры.

Методологической основой исследования послужили идеи философов о становлении и развитии личности (Аристотель, Платон, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф.Ницше, И. Кант, З. Фрейд, Н. Бердяев, А. Лосев и др.). Философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе (П.П.Блонский, А.Дистервег, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.).

Актуальным для исследования явились:

· фундаментальные исследования, научно-теоретические положения, идеи и концепции личностного развития человека (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

· основные положения концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);

· психолого-педагогические концепции развития творческой личности (А. Бергсон, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, П.К. Энгельмейер и др.);

· гуманистические идеалы цельной и творчески развитой личности в повседневную социальную практику (Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гербарт, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Чино да Пистойя и др.);

· представления о духовном развитии личности как активном, «животворящем начале» в поликультурном пространстве (А.Ф.Лосев, Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин и др.);

· концептуальные положения о развитии толерантного сознания как одной из основ духовного совершенствования личности (А.Эллис, Т.Х.Холмс и др.);

· положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л.П.Буева, А.Н. Леонтьев, А.П. Петровский, Д.И.Фельдштейн и др.);

· исследования закономерностей возрастного развития личности (Б.Г.Ананьев, Г. Вильсон, Л. Колберг, Ф. Райс и др.);

· исследования проблем межкультурной коммуникации (Н.И.Алмазова, С.Г. Тер-Минасова, Н.И. Гез и др.);

· теории, рассматривающие поликультурное образование и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, и как парадигма образования ХХI века (Е.В.Бондаревская, В.П.Борисенков, А.Я.Данилюк, А.Н. Джуринский и др.);

· труды, раскрывающие воспитательную роль культурно-образовательной среды и коллективного творческого процесса (В.П.Зинченко, Д.С.Лихачев, Л.И.Новикова, Л.П. Печко и др.);

· теории педагогического потенциала культурного досуга (И.В. Бестужев-Лада, А.Д.Жарков, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.);

· исследования особенностей развития личности в многонациональном регионе (А.Г.Агаев, А-Г.К.Алиев, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Р.М.Магомедов, Д.М.Маллаев, К.М.Ханбабаев и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, философии, культурологии и этнопедагогики; системное изучение социально-культурного и культурно-педагогического аспектов развития толерантного сознания молодежи в условиях многонационального региона; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); независимая экспертиза; экспериментально-практическая проверка динамической педагогической модели развития толерантного сознания молодежи в учреждениях образования и культуры (математическая статистика; моделирование; изучение и систематизация педагогической документации; обобщение передового педагогического опыта развития личности молодежи в многонациональном регионе, лонгитюдные исследования); ретроспективный анализ собственного опыта педагогического опыта.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе обобщения и анализа исследовательских материалов, построения педагогических моделей, классификации полученных в процессе изысканий данных, а также в результате многолетней педагогической деятельности выявлены методологические основы развития у разных возрастных групп молодежи толерантного сознания в условиях учреждений культуры и образования в многонациональном регионе.

Определено, что поликультурное отечественное воспитание представляет собой интегративно-плюралистический процесс, реализующийся в таких направлениях, как: освоение русской культуры, являющейся основным посредником с культурой мира на базе изучения русского языка как государственного и языка межнационального общения; приобщение к традициям национальной культуры и развитие стремления к их сохранению и творческому преобразованию; знание основных тенденций развития мировой культуры и воспитание на позициях общечеловеческих нравственных ценностей.

Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона, а именно: проблемно-тематическое структурирование содержания образования; опора на инновационные педагогические технологии (создание диалогического пространства занятия, проектные технологии, коммуникативные тренинги межкультурного диалога, самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, деловые игры, драматизация, игровое моделирование и т.д.); соотносительность в культурно-образовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности.

Научно определено и доказано в практике положение о доминантной роли культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания молодежи, которая понимается как личностно-ориентированная образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования, когда учебно-воспитательный процесс строится на принципах гуманизма, толерантности, плюрализма, историзма.

Определены структурно взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты толерантного сознания: перцептивный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный. Раскрыты общие (непрерывность, целостность, гуманистическая направленность) и специфические, проявляющиеся в сфере возрастных особенностей молодежи и сфере творческой реализации их мировоззренческих установок - признаки развития толерантного сознания молодежи.

Разработаны научные основы создания системы педагогического сопровождения развития толерантного сознания у молодежи в условиях многонациональных регионов. Доказано, что педагогическое сопровождение выступает в этом случае как комплексная технология поддержки молодого человека той или иной возрастной группы в решении задач его личностного развития, обучения, воспитания, социализации.

Подтверждена значимость коллективной творческой деятельности для достижения у молодежи высокого уровня межкультурной коммуникации. Выделены виды коммуникации внутри творческих коллективов (межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, взаимоотношения солиста и группы в целом, общегрупповая коммуникация) и описаны уровни ее проявления ( определяющий, предпочтительный, конвенциональный, периферийный).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе системного анализа структуры толерантного сознания сформулировано его определение в логике авторской концепции: толерантное сознание представляет собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии.

С позиций принципа детерминизма, обусловленного психической теорией деятельности и базирующегося на функциях теоретической значимости психологических явлений, их сопричастности в регуляции человека с социально-культурной сферой, раскрыта взаимная организационная связь сознания и деятельности, где теоретическое сознание обладает уникальной возможностью распространения на самые различные жизненные сферы, внося в них объективные изменения.

Теоретически подтверждена значимость влияния на развитие толерантного сознания у молодежи уровня взаимодействия различных социально-культурных сред: социума с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания; государства, которое определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и человека в частности; семьи, в которой формируется система личностных ценностей, норм бытового и социального поведения; средств массовой информации, создающих информационный фон воспитания; среды учебных заведений, которые выполняют образовательную функцию, и общественных организаций, создающих условия для социального и гражданского становления личности.

Выявлены ведущие направления организации целенаправленного педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве: а) приобщение молодого поколения как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; б) нравственное и гражданское воспитание молодежи; в) развитие ноосферного сознания и планетарного мышления; г) формирование готовности и умения осуществлять конструктивный межкультурный диалог в многонациональной среде.

Представлена авторская интерпретация понятия «воспитание личности в многонациональном регионе», которое трактуется как взаимодействие следующих компонентов: средовой (этнокультурный или региональный); деятельностно-творческий; рефлексивный (развитие навыков самосознания, саморегуляции, самоопределения и самореализации); компонент педагогического сопровождения.

Выделены четыре уровня развития толерантного сознания у молодежи: высокий (уровень готовности к углубленному развитию толерантного сознания); средний (освоение необходимых знаний и навыков осуществления межкультурного диалога); элементарный (наличие знаний о необходимости развития толерантного сознания при отсутствии навыков общения в поликультурной среде); низкий (отсутствие мотивации к развитию толерантного сознания).

Подробно рассмотрены видыпедагогического сопровождения, способствующие развитию толерантного сознания молодежи в учреждениях образования и культуры: дошкольно-развивающий (передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию ребенка, «разминке» всех его чувств и становлению способности к открытому, доброжелательному общению); школьно-образовательный (образовательные методики с опорой на взаимодействие различных учебных дисциплин); студийно-творческий (технологии творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе коллективного создания художественно-творческого продукта); профессионально-вузовский (активизация и конкретизация процесса социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления образовательной и культурно-творческой работы студента).

Доказана эффективность реализации разработанных педагогических моделей: I. модели педагогического сопровождения; II. педагогической модели развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона; III. введения регионального компонента в образовательный процесс. Определены составляющие модели педагогического сопровождения: блок сознательного выделения той или иной стороны чувственно заданной ситуации; блок переработки сенсорной информации; блок творческого преобразования полученной информации, приводящего к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

Практическая значимость заключается в разработке педагогической системы развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона. На этой основе были разработаны методические рекомендации по организации педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона. Данные рекомендации опираются на результаты многолетней опытно-экспериментальной педагогической работы автора.

Разработаны и апробированы в педагогической практике циклы занятий и спецкурсы, направленные на познание ценностей национальной и мировой культуры и развитие навыков осуществления конструктивного межкультурного диалога («Мир образов национального искусства», «Открытие мира другого народа», «Социокультурные события и их значение для укрепления мира», «Уроки Навсикаи» (цикл коммуникативных тренингов общения с представителями иной цивилизационной модели) и др.). Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке педагогических вопросов, связанных с развитием толерантного сознания молодежи, что является в настоящее время актуальной областью психолого-педагогической науки.

Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертации, могут стать основой для создания ряда программ и учебных пособий для молодежи, студентов педагогических вузов, а также быть полезными в сфере повышения квалификации учителей.

Достоверность исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области философии, психологии, педагогики, культурологии, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, достаточной выборкой испытуемых, актуальной и статистической значимостью разработанных технологий, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом. Достоверность исследования обеспечена также тем, что эксперимент проводился лично соискателем, о чем свидетельствуют акты о внедрении результатов диссертационного исследования.


[1] В.В. Путин. Российская газета 19 января 2009 г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал