Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 49. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве. Население 1,73 млрд чел/26% мирового ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
ЦВЕ, СНГ, Китай, Вьетнам, Монголия. Население 1, 73 млрд чел/26% мирового. Темпы прироста население: у СНГ и ЦВЕ – положительные(0, 2/0, 1), у стран Балтии – отрицательные (в среднем -0, 2). ВНД по ППС 16, 1 трлн долл/~23% мирового. ВНД по ППС на душу населения составляет 10 тыс долл. ВВП по тек.ценам 10 трлн долл/~15, 8% мирового. Уровень грамотности более 80%. Демографическая нагрузка достаточно высокая, т.к. высока доля пожилого населения. Норма валового накопления: ЦВЕ 23% (но у Словакии 38%), СНГ 25%, Россия 19%(официально). Темпы эк.роста: СНГ 2000е 7, 5%, 2009 -6, 4%(сильный спад), 2010-11 4, 6-5%, ЦВЕ 2000 5-5, 5%, 2009 -3, 6%, 2011 3, 5-4%; Вьетнам 2000 7, 7%, 2009 5, 3%(!), 2011 4, 8%. Госдолг: СНГ ~40-45%, ЦВЕ ~40%. Безработица ЦВЕ 15%. Инфляция СНГ 15-20%, ЦВЕ 3-4%(!). Расходы на НИОКР: ЦВЕ(0, 9% ВВП), СНГ(0, 5%ВВП). Ресурсы: особо обеспеченные Казахстан и Россия.
Группа стран с переходной экономикой производит около 23 % мирового ВВП. Все это страны догоняющего развития, осуществляющие переход от командно-административной системы к современной рыночной экономике. Часть из них (Центральная и Восточная Европа, включая страны Балтии) сравнительно близка к превращению в развитые страны. Другая часть еще очень далеко от этого (Китай и Вьетнам). Страны же СНГ имеют разные шансы на преодоление своего отставания.
По-разному осуществляются во всех странах с переходной экономикой и системные реформы, т.е. реформы в ходе осуществления перехода от одной социально-экономической системы к другой. Существует два типа перехода: эволюционный (Вьетнам и Китай) (градуалистский) и радикальный (ЦВЕ и СНГ). Группа стран с переходной экономикой в перспективе будет численно уменьшаться из-за перехода большинства стран ЦВЕ в группу развитых стран. Вероятно, уже в следующем десятилетии передовые страны ЦВЕ превратятся в развитые. Китаю и Вьетнаму, несмотря на их успехи в догоняющем развитии, предстоит пройти огромную дистанцию для перехода в разряд развитых стран. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия часть стран СНГ сможет войти в число развитых стран (такие шансы есть у России, Украины, Белоруссии), Закавказье и Казахстан смогут значительно приблизиться к уровню развитых стран.
Билет 50. Китай. Население (2010) 1, 338 млрд чел/20% мирового населения. Средний прирост населения 0, 6% в год. КНР – одна из крупнейших экономик мира. На её территории - 7, 2% мировой суши – проживает 20% населения мира. Доля Китая в мировом ВВП (по тек.ценам/абс.знач) 8, 6%/5 трлн долл или 3е место в мире после США и Японии. Рассчитывая ВНД по ППС, Китай занимает 2е место после США и его доля в мировом ВВП 12, 5%/9 трлн долл.
По величине на душу населения КНР входит в группу стран с доходом ниже среднего. Ее подушевой ВВП в 5 раз ниже среднемирового уровня. В 1990е была резко сокращена абсолютная бедность. Число людей с доходом менее 1 долл в день уменьшилось с 33% населения до 16, 5%. Ожидаемая продолжительность жизни поднялась до 71 года. В текущем десятилетии решается задача достичь малого благополучия – 1600 долл ВВП на душу населения, повысить эффективность экономики, осуществить переход к устойчивому развитию. Доля безработных 6, 1%. В последние два десятилетия экономика Китая демонстрирует впечатляющие количественные и качественные перемены. Среднегодовые темпы экономического роста 2000-2010-е – 10, 8% ВВП(2011-8, 7%). Обеспечивает высокие темпы экономического развития в течение самого длительного периода в сравнении с любой другой страной в мире. Высокие темпы эк.роста обеспечены политикой, направленной на создание благоприятных внутренних и внешних условий. В последнее десятилетие она включала: 1)введение нового режима оплаты труда, 2) поддержание низкого уровня процентных ставок, 3) фискальное регулирование, 4) установление фиксированного валютного курса. Для контроля над инфляцией использовалось регулирование заработной платы и цен. Сейчас существует дефляция на товары традиц. потребления (продукты, одежда, etc)(-0, 7%), но инфляция на товары роскоши недвижимость, etc) (3%). Внешний долг Китая (к ВНД по ППС) 10%. Факторы экономического развития Экономический рост поддерживался значительным увеличением нормы накопления(в среднем за 1990-2003гг. она равна 42%, при мировом уровне 24%). Возрастание капиталовложений обеспечивалось увеличением внутренних сбережений + приток иностранного капитала. В настоящий момент доля ПИИ составляет 6-13%. Доля сбережений равна 55% ВВП, норма капиталовложений 48% ВВП. Китай занимает 1е место в мире по количеству трудовых ресурсов (816, 2 млн чел). Китай обладает значительными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым Китай уступает США и РФ. Занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель, титан. Важной особенностью современного этапа развития китайской экономики является возрастание роли научно-технических достижений. По общему объему расходов на НИОКР Китай вышел на 6е место в мире (2, 3% мирвоого объема), по некоторым показателям научно-техн. потенциала находится на уровне развитых стран. На НИОКР тратится примерно 1-1, 4% ВВП, что в абсолютных значениях достаточно много. Высокотехнолог.экспорт составляет 27, 3% от общего объема экспорта, 1е место в мире. Внешние факторы развития Китая -расширение и диверсификация форм внешнеторговых связей -промышленный экспорт 94% ВВП, Китай – экспортер готовых товаров, «мастерская мира» -основные партнеры Япония, США, Гонконг -сальдо торгового баланса «+» -внешнеторговая квота ~37% (до кризиса 45-50%) -доля хуацяо в инвестициях до50% -инвесторы – Сянган(32%), Тайвань, ЕС(9%), Япония(8%), британские оффшоры(17, 8%) -куда инвестируют? 1)обрабат. пром(54%), 2) сфера услуг(8%), 3)транспорт(3%), 4) строит-во(0, 5%), 5) недвижимость Экономика КНР характеризуется огромным производством товаров и услуг, внутренним спросом, а также высокой внешнеторговой квотой (~40% ВВП). Китайское хозяйство влияет на ценообразование и доходы на мировых рынках, способствуя понижению цен на экспортируемые ею товары и повышению на импортируемые, в частности на нефть. В целом хозяйство КНР становится активной силой международных рынков, оказывая воздействие не только на рынки товаров, но и на финансовые рынки.
Билет 51. Соц-эк модель Китая
Модель: рыночный социализм с китайской спецификой, в действительности – государственный капитализм с большим влиянием КПК. Движение началось в 1978 году. 1-этап 1978-1984 гг. – заимствование ленинской идеи продовольственного налога периода НЕПа; 1978 г. – в Китае ввели семейные подряды, земля у государства, были коммуны, которые отличались от колхозов; все обобществлено, никакого личного хозяйства до этого. Можно было выйти из нее, определенную часть риса и пшеницу сдавать государству по низким закупочным ценам, а другую часть использовать по своему усмотрению. В Китае первоначальное накопление капитала было в сельском хозяйстве, к концу 1980-х гг. самые обеспеченные люди – крестьяне. Концепция реформ на теории дивергенции – несовместимость государственного и частного. И сейчас они развиваются раздельно. Государственные предприятия по одним законам, а кооперативы по другим – в СССР. Двухсекторная экономика. Задача партии – не допустить смычки. Т.е. кооператив пытается использовать государственную собственность в своих целях. Первоначальное накопление капитала в сфере сельского хозяйства, затем в общественное питание, затем в промышленность Вопрос модернизации – привлечение иностранного капитала; создание свободных экономических зон. Свой административный ресурс, правовой режим и валюта, упрощенный режим, иная валюта. Территория, привлекательная для иностранных инвесторов. Сборочные производства. Нельзя менять правила игры. Ввели централизованный набор рабочей силы в зоны свободной торговли. Льготное налогообложение. Набор силы централизованный по всей стране. Опыт, приобретаемый в зонах, рабочие могли потом использовать в других сферах, т.е. знания стали достоянием по всей территории Китая. Валютный юань. Реформы в Китае продолжаются. Модификация гос. сектора, процесс приватизации одна из проблем. Постоянный риск перегрева экономики. При высоких темпах нужно соблюдать пропорции между отраслями. Политические реформы.
Билет 52. СНГ
Говоря об экономиках стран СНГ, мы должны признать, что уровень развития производительных сил на территории этих государств явно не соответствует общемировому. Для него характерен догоняющий характер В 2009 г. в среднем по странам СНГ производство ВВП сократилось на 7%. Наибольший спад ВВП отмечался в Армении и на Украине — соответственно, 14, 2% и 15, 1%. В Молдове ВВП снизился на 6, 5%, в РФ — на 7, 9 Высокие темпы его прироста наблюдались в Азербайджане — на 9, 3%, в Узбекистане — на 8, 1%, в Туркменистане — на 6, 1%. Прирост ВВП в Таджикистане — на 3, 4%, в Киргизии — на 2, 3%, в Казахстане — на 1, 2%, в Беларуси — на 0, 2%. В I полугодии 2010 г. по сравнению с низкой базой I полугодия 2009 г. в среднем по странам СНГ прирост ВВП составил 4, 5%. Численность экономически активного населения (занятые и безработные) в целом по СНГ в I полугодии 2010 г. оценивается в 136 млн. человек (около половины численности всего населения). Уровень безработицы по отношению к экономически активному населению (по методологии Международной организации труда) в июне 2010 г. в целом по странам СНГ — 6, 8% (более 9 млн. человек). В службах занятости стран СНГ на конец июня 2010 г. состояло на учёте 2, 7 млн. безработных граждан. Валовой внутренний продукт (в постоянных ценах) 104, 5
Положительное сальдо торгового оборота со странами СНГ в январе-мае 2010 г. сложилось в Азербайджане и РФ, в остальных странах — отрицательное. Уровень грамотности 90% Прирост населения 0.2 снг Прямые иностр инв 86, 161 Темпы развития 5.4 Ниокр 0.9 Норма накопл Savings а снг 24, 4 внд по ппс 16 трл ввп по тек ценам 10 трл 15%мирового безработица снг 9.29
Билет 53. Внешнеэкономические аспекты системных реформ Основные направления системных реформ во внешнеэкономической сфере Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области — регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала. Каждая из этих областей имеет свой обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли — это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешне- торговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта, начиная от его прямого субсидирования и кончая государственной поддержкой при кредитовании и страховании операций. В валютной сфере наибольшее значение имеют обратимость валют (особенно по текущим операциям), политика формирования валютных курсов и правила, определяющие движение капиталов и возврат экспортной выручки. Для всех стран с переходной экономикой было ясным, что для них будет крайне затруднительным, если вообще возможным, достижение коренной модернизации и структурной перестройки экономики без широкого привлечения иностранного капитала. Собственные внутренние финансовые и научно-технические ресурсы были недостаточными. Нужно было коренным образом менять отношение к иностранному капиталу — не рассматривать его преимущественно как форму эксплуатации принимающей страны (эта точка зрения сформировалась еще на основе ленинской теории империализма). Исходным и решающим моментом перехода к институтам и инструментарию регулирования внешнеэкономической сферы, присущим рыночной экономике, был отказ от монополии внешней торговли. Централизованное распределение экспортных и импортных фондов, а также валютных ресурсов делало ненужным использование большей части перечисленных выше инструментов регулирования и обеспечивало безусловный контроль за внешнеэкономическими операциями и протекционистскую защиту от внешних влияний. Однако это достигалось дорогой ценой: за счет резкого ограничения возможностей использовать преимущества международного разделения труда, стимулирующее воздействие внешней конкуренции, дополнительные источники финансирования и технического прогресса. Итоги реформ во внешнеэкономической сфере Системные реформы во внешнеэкономической сфере были проведены достаточно быстро и полно в двух областях: внешней торговле и режиме иностранных капиталовложений. Уже через несколько лет после начала этих реформ в указанных областях преобладали институты и инструментарий политики, присущие рыночной экономике. Конечно, отдельные элементы командной экономики еще сохранялись во внешнеэкономической сфере определенное время в отдельных странах (государственные закупки, бартер, государственные внешнеторговые организации и т.п.) они и сейчас еще не исчезли во многих странах — членах СНГ, Китае и Вьетнаме. Это объясняется экономическими трудностями, невозможностью быстро изменить сложившееся положение (например, поменять структуру внутренних цен), отсутствием соответствующих жизнеспособных частных институтов. Сложнее были преобразования в валютной области. Здесь еще широко сохраняются серьезные ограничения и активна роль государственных институтов из-за хронической нехватки обратимой валюты и трудностей с созданием эффективных частных кредитных учреждений. Трансформационный кризис и потребности развития привели к хроническому дефициту торговых и платежных балансов большинства стран с переходной экономикой (исключение составляют Россия и Китай). Уязвимость финансовой системы, в том числе по отношению к воздействиям внешних факторов, типичная для большинства стран с переходной экономикой, также способствовала сохранению сильного государственного валютного регулирования, прежде всего в странах — членах СНГ и Китае. Либерализация внешней торговли Большинство стран с переходной экономикой начали проводить политику максимально возможной либерализации внешнеторговых режимов, т.е. установления внешнеторговых барьеров на низком уровне в соответствии с рекомендациями, а иногда и под давлением МВФ, Всемирного банка и ВТО и доминирующими в экономической науке постулатами открытой экономики. Однако в последние годы в ряде стран с переходной экономикой, в частности, в России, к ним стали относиться с большей осторожностью. Результаты развития показали неоднозначность воздействия открытой экономики на ослабленное, неокрепшее народное хозяйство ряда стран. Разрушение целых отраслей под влиянием иностранной конкуренции не было компенсировано прогрессивными структурными сдвигами и созданием новых конкурентоспособных производств в соответствии с теоретическими правилами специализации каждой страны, в конечном счете, на тех товарах, по которым у нее имеются преимущества в сравнительных издержках производства. Эти постулаты теории сравнительных преимуществ и открытой экономики реализуются только при определенных условиях: когда имеются в наличии и в мобильном состоянии необходимые факторы производства. Если по каким-либо причинам такие условия не сложились, например, внутренние источники накопления недостаточны, а внешние отсутствуют, рабочая сила очень слабо мобильна, поскольку нет рынка жилья и т.п., компенсационный механизм не действует. Разрушение неконкурентоспособных отраслей и производств тогда не сопровождается перемещением факторов производства в другие конкурентоспособные отрасли, и внешняя конкуренция выступает только в своей функции разрушения без созидания. В результате общий эффект воздействия на развитие политики полностью открытой экономики может оказаться отрицательным для определенной страны и определенного периода. Дальнейшее развитие бывших социалистических стран уже как органических частей мирового хозяйства будет зависеть от многих факторов, в том числе и от эффективности проводимой политики. Само по себе включение в мировое хозяйство и вступление в важнейшие международные организации не гарантирует определенного места в этой системе. Оно может быть отнюдь не самым привлекательным. Как известно, развивающиеся страны, большая часть которых раньше была колониями западных держав, с самого начала стали частью мирового капиталистического хозяйства, но частью зависимой, отсталой и эксплуатируемой, поставляющей на мировые рынки в основном сырье, топливо и полуфабрикаты. Ценою больших усилий примерно 15—20 из них удалось в последние два десятилетия перейти в категорию новых индустриальных стран (а нескольким даже стать развитыми странами) и изменить свое положение в мирохозяйственной системе. Одновременно гораздо большее число развивающихся государств скатилось в низшую категорию — наименее развитых стран, которых сейчас уже насчитывается около 48. Законы рыночной экономики автоматически не обеспечивают процветания, в том числе и в сфере внешнеэкономических отношений. Многие бывшие социалистические страны недостаточно использовали свой потенциал, доставшийся от прошлого периода, существенно ослабив стартовые позиции в результате глубокого и продолжительного системного кризиса (наиболее ярким примером является Россия). Кроме того, в сложившихся условиях, особенно в странах — членах СНГ, быстрая либерализация внешнеторгового режима оказалась не всегда оправданной. Билет 54. Россия
Соц-эк модель
СССР - командная экономика. Системные реформы постсоциалистического периода в России прошли длительный путь. Радикальные реформы 1992—1993 гг. под влиянием нарастания социально-экономической напряженности сменились эволюционным развитием рыночных институтов в последующие голы. Среди преобразований переходного периода главное место занимают изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация (преимущественно в сфере финансов), приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.
После распада: - ликвидация планового управления - либерализация - горизонтальные связи между предприятиями - нет гос монополии в экономике (сейчас одна монополия - ржд)
Финансовая стабилизация - антиинфляционное регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой снижения производства, так как спад его ведет к повышению расходов на единицу продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге — к бюджетному дефициту, поэтому были срывы стабилизации в середине 90х гг, сейчас ситуация более-менее в норме. В 90х появилась рыночная инфраструктура, была ликвидирована государственная монополия на банковское дело, произошел переход к принятой в странах с рыночной экономикой банковской системе. Возник фондовый рынок, на котором обращаются государственные и корпоративные ценные бумаги.
Сейчас: Довольно ранний этап перехода к рыночной экономике по сравнению с ЦВЕ. В 2000—2008 годах в экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5, 7 %, в 2002 — 4, 9 %, в 2003 — 7, 3 %, в 2004 — 7, 2 %, в 2005 — 6, 4 %, в 2006 — 7, 7 %, в 2007 — 8, 1 %, в 2008 — 5, 6 %, в 2010 - 4, 0%, в 2011 - 4, 3%), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %. В 2009 году на фоне мирового экономического кризиса произошёл спад ВВП на 7, 9 %. В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Промышленность. Доля обрабатывающих производств в российском промышленном производстве в 2007 году составляла 66 %. Объём валовой добавленной стоимости в обрабатывающих производствах в 2009 году — 5, 1 трлн руб. Объём продукции в обрабатывающих производствах в 2009 году составил 13, 6 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающих производствах в 2008 году — 1, 37 трлн рублей
Основные показатели развития экономики России (2011) Показатели экономического развития ВВП - $2, 230 трлн Инфляция - 6, 1 % Индекс потребительских цен - 104.7 Индекс промышленного производства - 105.2 Индекс производства продукции сельского хозяйства - 115.9 Инвестиции в основной капитал - 104.8
Федеральный бюджет Исполнение федерального бюджета 2011 г.
ДОХОДЫ 8211065.4 млн. руб 136.7 % Нефтегазовые доходы 3989915.6 млн. руб 146.1 % Ненефтегазовые доходы 4221149.8 млн. руб 128.8 % РАСХОДЫ 7123390.6 млн. руб 105.8 % Процентные расходы 215495.3 млн. руб 130.3 % Непроцентные расходы 6907895.3 млн. руб 105.2 %
Бюджетный дефицит к объему ВВП = 2.8% ВВП / 1584, 6 млрд рублей Инвестиции в основной капитал - 9151 млрд рублей
Внешнеторговый оборот: Экспорт - 400.1 млрд долларов Основные экспорт-партнеры: Netherlands, Italy, Germany, China, Turkey, Ukraine
Импорт - 248.7 млрд долларов Основные импорт-партнеры: Germany, China, Ukraine, Italy, US
Внешний долг - $36, 0 трлн, 2.5% ВВП
Конкурентные преимущества и слабости России К потенциальным конкурентным преимуществам России относятся: 1) крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение; 2) многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой; 3) значительные масштабы накопленных основных производственных фондов народного хозяйства; 4) наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом в военно-промышленном комплексе) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки. Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики: • преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК; • чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства; • огромный износ основных фондов; • весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала; • значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность; • засилье бюрократии и криминализация экономики; • резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России. Билет 56. Стратегия социально-экономического развития Индии, отраслевая структура ее экономики. В течение почти 150 лет Индия была колонией Великобритании, что предопределило во многом структуру ее национального хозяйства и место в мировой экономике. После приобретении независимости эк.развитие Индии делится на 2 периода: 1й. с момента получения независимости до начала 90х гг, 2й. с начала 90х гг. до настоящего времени. 1 этап. Экономическая политика исходила из концепции «смешанной экономики», которая предусматривала активную роль государства в структурной и технологической перестройке колониальной экономики, формирование ключевых отраслей промышленности в рамках госсектора при сохранении частнокапиталистических укладов, развитии основных элементов рыночного механизма, с упором на импортозамещение. Доля госсектора ВВП превысила к началу 90х 25%. Государство контролировало 28 ведущих отраслей национального хозяйства. Расширение внутреннего рынка достигалось за счет замещения импорта и ограничения на ввоз иностранных товаров. Также на 1ом этапе уделено внимание сельскому хозяйству. Упразднили архаичное помещичье землевладение, способствовали снижению цен на с/х товары. 2 этап. К началу 90х модель «смешанной экономики» исчерпала свои возможности. Госсектор не смог стать высокорентабельной структурой, с течением времени превратился в одну из основных причин бюджетного дефицита, роста цен, инфляции. Как следствие, низкие темпы эк.роста страны и их резкое снижение к началу 90х. 1950-60 средние темпы 3, 8%. 60-70е – структурный кризис – 2, 7%. В конце 80х 3, 8%. В этих условиях правительство начало преобразования: -либерализация экономики -превращение рыночных отношений в центральный принцип развития страны -снижение доли госсектора во всех сферах национального хозяйства Средние темпы роста в 90е составили 5, 8%, 2005-2006 8, 1%.
Экономические реформы создали благоприятные условия для интеграции Индии в мировое хозяйство. В настоящее время законодательство предусматривает свободное допущение иностранного капитала в ценный ряд секторов экономики. Экономическая политика, определяя стратегию экономического роста на ближайшие 10-15 лет. направлена на решение следующих задач: 1) дальнейшее стимулирование эк.роста на уровне 7-8% на ближайшие 5 лет с перспективой увеличения до 10% 2) постепенное снижение инфляции 3) стимулирование дальнейшего роста с/х производства и его диверсификацию 4) рост ежегодного пром. производства не ниже, чем на 10% 5) снижение доли бедного населения к 2012 г. Отраслевая структура экономики Доля промышленности в ВВП Индии достигла 27% по данным WDR на 2009 год, в том числе обрабатывающей 18%. Упала доля текстильного производства и возросла доля промышленного(до 22%). 62% активного населения занято с/х, а его доля в ВВП составляет 18% по данным WDR на 2009 год. Основой с/х остается земледелие. По количеству скота Индия занимает 1ое место в мире 57% буйволов, 16% мирового поголовья коров. Индия – крупнейший в мире производитель молока. Находится на 6м месте по производству рыбной продукции. Быстрыми темпами растет сектор услуг. С начала 2005 года темпы его роста выросли с 5, 6 до 9, 8%, его доля в ВВП превысила 55% по данным WDR на 2009 год. Билет 57. Классификация стран по душевому походу. По уровню социально-экономического развития страны мира делятся на три основные группы. Первая - страны с наиболее высокой величиной ВВП (ВНП) на душу населения (с12195 тыс. долл.): США, Канада, Япония, большинство стран Западной Европы. Самый высокий подушевой доход у Норвегии 86 тыс.
Во вторую группу входят страны со средним уровнем социально-экономического развития. Величина ВВП (ВНП) на душу населения колеблется от 996 тыс. до 12195 долл. Выделяются 2 подгруппы: 1) страны со средним доходом от 996тыс до 3, 945 тыс в нее входят развивающиеся страны такие как Украина и Узбекистан 2) доход от 3, 945 до 12195 тыс РФ Казахстан
Третья группа самая многочисленная. Она включает страны с низким уровнем социально-экономического развития, в которых ВВП ка душу населения не превышает 996 долл. Эти страны называются слаборазвитыми.
Бонус:
Условия развития экономики США
Условия развития экономики ЕС
Условия развития экономики Японии
Сравнительная характеристика экономик РКС на примере мировой триады Статистические данные, предоставленные МВФ в апреле 2011 года показывают динамику основных условий развития экономик РКС 2001-2010 года и делают прогноз на 2011-2016 год. В первую очередь, следует рассмотреть темпы экономического роста каждой из стран триады мирового хозяйства. Следует отметить, что больше всех в условиях кризиса «просела» Япония, поскольку на протяжении 2002-2008 годов экономика страны восходящего солнца опиралась исключительно на экспорт, то есть фактически Япония оказалась завязанной внешними рынками, причем поддержки внутреннего рынка не было как таковой. На США и Еврозоне кризис отразился в меньшей степени, чем на Японии. При этом стоит отметить, что к 2010 году наиболее высокий темп экономического роста наблюдался как раз у Японии, что свидетельствует о том, что модель развития, принятая в Японии более ориентирована на выход из кризиса. Далее следует отметить уровень безработицы. В условиях кризиса больший процент безработных в Еврозоне, хотя в принципе и до 2009 года Западная Европа сохраняла наиболее высокий уровень безработицы в сравнении с США и Японией. Это может быть объяснено несколькими факторами: самой главной причиной является активная социальная политика в отношении безработных, то есть у граждан нет мотивации работать, поскольку размер пособия по безработице в западноевропейских странах очень высок. К тому же, работодатели в странах Еврозоны предпочитают нанимать дешевую рабочую силу – иммигрантов, поскольку работодателям выгоднее нанимать иммигрантов, нежели брать на работу своих сограждан со сравнительно высокими требованиями касаемо заработной платы и условий труда. Что касается США, можно отметить, что уровень безработицы там хоть и достаточно высокий, то все-таки ниже, чем в странах Еврозоны, поскольку во-первых, роль государства в экономике страны достаточно ограничена, поэтому широкое распространение получает малый и средний бизнес, где возникает львиная доля рабочих мест. И во-вторых, в Соединенных Штатах играет немаловажную роль религия. Граждане воспитываются с осознанием того, что не работать – это стыдно и в корне неправильно. В Японии самый низкий показатель среди трех китов мировой экономики. И это вполне объяснимо: во-первых, в Японии господствует система пожизненного найма, то есть любой гражданин по определению имеет работу. Также следует сказать о положении женщин в Японии, которые в большинстве своем работают по системе неполного рабочего дня, то есть фактически они не считаются занятыми, и в случае кризиса, естественно, граждане, работающие по системе неполного рабочего дня, первыми попадают под увольнение, однако, поскольку они не считаются занятыми, на статистике эти увольнения никак не отражаются. Касательно инфляции, следует сказать о том, что в США и Еврозоне уровень инфляции достаточно низкий, то есть инфляция, по большому счету, не является проблемой для этих государств. В Японии же наоборот, происходит дефляция, поскольку на внутреннем рынке нет спроса, и это, безусловно, невыгодно продавцам определенной продукции, то есть проблема Японии не в инфляции, а наоборот в дефляции. Говоря про дефицит госбюджета (% от ВВП), следует отметить, что как в условиях кризиса, так до и после него, наибольшую проблему он создавал для Соединенных Штатов. Для объяснения этого явления следует принимать во внимание военные компании США, социальные расходы ввиду значительного уровня безработицы, а также политику стимулирования расходов. На втором месте после США эта проблема одолевает Японию, большей частью из-за кризисной рецессии, материальной помощи другим государствам и, опять же, социальных пособий. Наименее остро из стран мировой триады эта проблема стоит у стран Еврозоны, поскольку для того, чтобы быть в Еврозоне, стране необходимо, чтобы дефицит госбюджета составлял менее 3% ВВП страны, именно поэтому докризисная западная Европа не испытывала особых проблем с дефицитом госбюджета, однако кризис повлиял на ситуацию в Еврозоне, как и на остальные страны мировой триады, и дефицит госбюджета в годы кризиса увеличился почти втрое, однако по прогнозам МВФ, к 2016 году странам Еврозоны удастся вернуться к изначальному положению дефицита госбюджета, составляющего 2% ВВП. Следующий аспект, рассмотренный МВФ в данной статистике – сальдо по текущим счетам платежного баланса. Как уже было сказано ранее, в Японии экспорт стабильно превышает импорт, поэтому положительные показатели сальдо по текущим счетам платежного баланса в стране восходящего солнца вполне объяснимы. У США же цифры показателей приблизительно такие же, как и у Японии, только знак отрицателен, поскольку США является крупнейшим импортером в мире. Что касается Еврозоны, то что в условиях кризиса, что до и после, все показатели достаточно сбалансированы, о чем свидетельствует стабильная внутрирегиональная торговля внутри Еврозоны. Так, по прогнозам, 2016 год не предвещает никаких значительных изменений в странах западной Европы.
|