Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Р 88 Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда






Русланова Н.С.

Р 88 Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы. — М.: АРКТИ, 2007. — 32 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

ISBN 5-89415-525-8

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

 

УДК 373 ББК 74.102

© Русланова Н.С, 2007
ISBN
5-89415-525-8 © АРКТИ, 2007


ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

В альбоме содержатся задания, направленные на:

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.



1. Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

 

 

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?


2. Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

 

 

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?


3. Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

 

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ.

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?


4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? —... Шапка какая? —...

Платье какое? —... Ботинок какой? —...


5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):


Назови каждую пару предметов, одним словом.


6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):


7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):


8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):


Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки —... —... — пять курток).


9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):


 


10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая из льна —...

из трикотажа —... из шёлка —...

из байки —... из драпа —...

из кожи —... из пуха —...

из меха —... из шерсти —...

Шляпа из фетра—... из соломы —...

Сапоги из резины —... Валенки из войлока —...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

 


11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надетьнадетый, сложить — сложенный...):

Надеть —... снять —... одеть —...

раздеть —... сложить —... сшить —...

распороть —... вязать —... подшивать —...

заштопать —... расстегнуть —... застегнуть —...

вдеть —... зашнуровать —... завязать —...

 

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф....

Панама летняя, а шапка.... Куртка короткая, а плащ....

Сарафан ситцевый, а шуба.... Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки.... Бельё нижнее, а платье....


13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

 

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань вязать —... прясть —...

шить—... штопать —... чистить—...

строчить —... застёгивать —... примерять —...

обмётывать —... шнуровать —... завязать —...


15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):


Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?


 


16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):




ПРИ-

ПЕРЕ-

ЗА-

У-

ВЫ-

В-

ПОД-

ПРО-

НА-

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-


ШИТЬ

 

 

СУШИТЬ


ПРИ-

С-

ПЕРЕ-

ЗА-

РАЗ-

ВЫ-

ОТ-

ПОД-

ПРО-

НА-

ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-


ВЯЗАТЬ

 

ШТОПАТЬ


ПО-

ПЕРЕ-


ЗА-

ВЫ-

ОТ-

ПОД-

НА-

ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-


СТИРАТЬ

 

 

ОДЕТЬ


17. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

 

Бабушка заштопала шерстяные носки. — Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. — Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. — Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. — Лёня вдел шнурки в ботинки. —

 

18. Скажи наоборот (подбор антонимов):

 

Надевать — снимать зашнуровать —

раздевать — смять —

застёгивать — повесить —

обувать — высушить —

завязывать — купить —

 

 


19. Посмотри на недорисованные Машины рисунки, скажи, о чём она думает

(закрепление формы предложного падежа существительных: Маша думает о платье...):


19. Закончи предложения по образцу
(образование сравнительной степени прилагательных):

 

Шнурок длинный, а пояс ещё... (длиннее). Пиджак плотный, а куртка ещё....

Пальто тёплое, а шуба ещё.... Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё....

Платье лёгкое, а сарафан ещё.... Костюм нарядный, а платье ещё....

Кофта мягкая, а халат ещё.... Юбка короткая, а шорты ещё....

Колготки тонкие, а чулки ещё.... Кроссовки чистые, а туфли ещё....

Шапка маленькая, а берет ещё.... Валенки высокие, а сапоги ещё....

 

21. Измени словосочетания

(закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

 

Меховая шуба — меховые шубы Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы — Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе — Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

 


22.Закончи предложения, называя картинки (закрепление косвенных падежей существительных):

Портниха шьет красивые Маша дома ходит в махровом

 

Паша купил новые шнурки для У Светы есть несколько

Коля пришивает пуговицу к Сильный ветер сдул

 


Бабушка штопает шерстяные Мама пришла в магазин за

 

 

Малыши ходят по лужам в резиновых Мама стирает

 

 

Димин котёнок любит играть с Летом ребята гуляют в легких

 


23. Закончи предложения

(закрепление косвенных падежей существительных):

 

Тамара в магазине увидела красивое....

Девочка долго любовалась... и решила его купить.

Дома Тамара примерила..., приколола к... большую брошь.

Тамара была очень довольна своим новым....

 

Мама подарила Рите яркую............................................................................

В новой... Рита пошла гулять.

На улице девочка зацепилась... за гвоздь.

Вечером Рита сама зашила дырку на....

 

Бабушка связала Косте на зиму шерстяную....

Внуку... очень понравилась.

Каждый день Костя гуляет в тёплой....

Когда зима закончится, Костя уберёт свою... в шкаф.


24. Ответь на вопросы
(образование названий профессий):

Кто ткёт ткани? Кто шьёт одежду?

Кто создаёт модели одежды? Кто чинит сапоги?

Кто кроит ткань? Кто шьёт шляпы?

 

25. Рассмотри детали выкроек и скажи, что будет сшито.


26.Придумай предложения по картинкам (составление предложений по сюжетным картинкам):


27. Придумай предложения с помощью картинок (составление предложений по опорным картинкам):

Зоя,

машинка,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал