![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды организационных полномочий
Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т. е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. К организационно-распорядительным методам управления относятся: • подбор, расстановка и работа с кадрами; • организационное регламентирование (нормирование); • организационное планирование; • организационное распорядительство; • делегирование полномочий и распределение ответственности; • организационный инструктаж; • организационное распорядительство; • контроль исполнения; • организационный анализ; • организационное проектирование; • обобщение организационного опыта. Делегирование полномочий и распределение ответственности занимает центральное место в системе организационно-распорядительных методов управления. Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения. Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности. Ответственность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности. При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников). Существуют следующие виды организационных полномочий: 1. Линейные — дают право непосредственного единоличного командования. 2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие: а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями; б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений. 3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции. 4. Параллельные полномочия — право отклонять решения линейного руководителя. Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).
Билет 31 1). Сущность мотивации и мотивационного менеджмента Мотивация в общем понимании — это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий; в зависимости от поведения человека — это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов); в управлении — это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду (побудить их работать с полной отдачей), а также в долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Задачи, которые может решать руководство с помощью мотивации: • признание труда сотрудников, добившихся высоких результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности; • демонстрация одобрительного Отношения фирмы к высоким результатам труда сотрудников; • популяризация получивших признание результатов труда сотрудников; • применение различных форм признания заслуг; • улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания; • обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников. Умелое использование мотивации помогает руководителям разрабатывать способы достижения максимальных результатов работы подчиненных на основе отчетливого представления об особенностях их поведения. Мотивация — одна из функций управления. Понятие " функция" (от лат. functio) означает " совершение, исполнение". В современном значении функция управления — это относительно самостоятельный специализированный и обособленный участок управленческой деятельности. Основными элементами функции управления являются содержание — перечень действий, осуществляемых в рамках этой функции; процесс реализации — логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, направленных на ее выполнение; структура — формально взаимосвязанные действия, составляющие функцию. В соответствии с результатами анализа функции управления можно развивать, сокращать или исключать из процесса управления. Функция мотивации — одна из основных функций управления — заключается в побуждении персонала к эффективной, добросовестной деятельности для достижения целей организации, т. е. в определении потребностей персонала, разработке систем вознаграждения за выполняемую работу, использовании различных форм оплаты труда, применении стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Менеджер должен понимать, что ни прекрасно составленные планы, ни совершенная структура организации сами по себе не побуждают людей к работе. Функция мотивации призвана обеспечить высококачественное и добросовестное выполнение членами организации своих обязанностей. Функция мотивации тесно связана с другими основными функциями управления — планированием, организацией, контролем и оценкой принятия решения. Функция планирования заключается в определении целей организации (долго-, средне- и краткосрочных) и разработке мер по их достижению. С помощью планирования руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации. В рамках планирования осуществляются распределение ограниченных ресурсов фирмы, приспособление к внешней среде, координация действий подразделений, использование их сильных сторон и компенсация слабых, учет прошлого опыта деятельности фирмы. Процесс выработки и постановки целей как важный элемент планирования способствует тому, чтобы действия работников были осмысленными и мотивированными. Для этого важно ставить перед персоналом цели: напряженные, но реальные, достижимые, конкретные, выгодные, безопасные и справедливые. Привлечение подчиненных к процессу выработки целей побуждает их к более добросовестной работе. Функция организации направлена на формирование стройной системы совместной деятельности людей. У этой функции два аспекта: • создание (проектирование) организационной структуры фирмы; • организация эффективного взаимодействия элементов фирмы (уровней управления, подразделений, должностных лиц, руководителей и подчиненных). В рамках проектирования организационной структуры предприятия определяют основные направления его деятельности, создают органы управления, осуществляют департаментизацию, принимают решения о виде организационной структуры, количестве уровней управления, нормах управляемости, степени централизации в управлении, а также разрабатывают регламентирующие документы Функция контроля и оценки состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с запланированными, наблюдении за происходящими в управляемом объекте процессами, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявлении отклонений и выполнении корректирующих действий. Связь функций мотивации и контроля прослеживается на всех этапах выполнения задачи подчиненными, но особенно — на предварительном и заключительном. Предварительный контроль осуществляется еще до начала выполнения задачи и предполагает разработку четких норм, стандартов и требований, регламентирующих документов; постановку конкретных целей и задач исполнителям; разработку систем вознаграждения; материальное обеспечение; подбор специалистов Функция принятия решений состоит в выборе альтернативы, одного варианта действий из нескольких для выполнения поставленных задач и достижения определенных целей. Это основная функция руководителя. Связь функций принятия решений и мотивации проявляется при рассмотрении следующих вопросов: • как быстро и своевременно принимаются в организации решения по возникающим проблемам; • выполнимы ли, законны и правомочны принимаемые решения (в противном случае мотивация подчиненных на их выполнение значительно ослаблена); • соблюдается ли справедливость в процессе принятия решений (особенно это важно для решений по проблемам персонала); • привлекаются ли подчиненные к принятию решений. 2) Организационные полномочия и процесс их делегирования Полномочия проявляются в виде двух общих типов:
|