![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения и значения теорий X,Y,Z.
Теории X и Y- основная тема классической книги Мак Грегора «Человеческая сторона предприятия», вышедшей в 1960 г. Теория X представляет собой традиционную идею «кнута» и «пряника», основывающуюся на предпосылке о «посредственности масс». Она предполагает, что рабочие изначально ленивы, нуждаются в надзоре и мотивации извне и относятся к труду как к неизбежному злу на пути к получению денег. Теорию X, по мнению Макгрегора, можно свести к следующему: 1) среднему человеку присуще отвращение к работе и стремление по возможности отлынивать от нее; 2) поэтому, чтобы заставить людей прикладывать адекватные усилия в интересах организации, их необходимо принуждать, контролировать, направлять и угрожать им наказаниями 3) как правило, люди предпочитают получать приказы, избегать ответственности, они нечестолюбивы и прежде всего хотят безопасности. Другую крайность Макгрегор назвал теорией Y, исходящей из предпосылки, согласно которой люди хотят трудится и работа им нужна. В этом случае организация должна взращивать в сотрудниках преданность ее целям, высвобождать их энергию и направлять ее на решение организационных задач. Макгрегор описывает основы теории Y следующим образом:
Самое распространенное возражение против теорий X и Y состоит в том, что они взаимоисключающи и представляют собой противоположные концы шкалы. В ответ на это незадолго до своей смерти в 1964 г. Макгрегор разработал теорию Z. Можно выделить основные положения – принципы теории Z: 1. Долгосрочная работа в организации, долгосрочный наем кадров, что способствует сплочению коллектива и сокращает поток кадров; 2. Групповое принятие решений на принципах консенсуса; партисипативное управление; 3. Индивидуальная ответственность; 4. Медленное должностное продвижение, что позволяет точнее оценить способности сотрудников; 5. Неопределенный неформальный контроль четкими и формальными методами; 6. Постоянное повышение квалификации и профилирование; 7. Всесторонняя забота о подчиненном, повышенное внимание к личности подчиненного
|