Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бодхичитта
Учения о зарождении Бодхичитты как пути
Великий учитель Падмакара - эманация Будды Амитабхи. Воспитав ум на многочисленных сутрах Махаяны, он любит всех живых существ, как мать свое единственное дитя. Постоянно трудясь на благо других, он - кормчий, переправляющий в нирвану всех существ сансары. Не дожидаясь просьб, он дает наставления всем, кого нужно усмирить. Наделенный великим состраданием, он - царь всех бодхисаттв. Когда он пребывал в пещере Львиная Цитадель в Монка, я, благородная Цогял из Карчена, зародила бодхичитту - ум, Устремленный к высшему просветлению. Сделав подношение мандалы из драгоценностей великому учителю, я обратилась к нему так: Эмахо! Великий учитель, ты учил, что, когда зародишь любовь и сострадание ко всем существам, самое важное в ученииМахаяны - практиковать бодхичитту. Поскольку это так, как нам ее практиковать? Учитель ответил: Цогял, если, войдя в Махаяну, ты не практикуешь бодхичитту, то падешь в низшие колесницы. Поэтому важно всегда зарождать ум, устремленный к высшему просветлению, и усердно приучаться приносить благо другим. В сутрах и тантрах Махаяны даны бесчисленные подробные объяснения этого. При кратком объяснении Бодхичиттысогласно этим учениям, она разделяется на три части: внешняя практика, внутренняя практика и тайная практика. ВНЕШНЯЯ ПРАКТИКА БОДХИЧИТТЫ Благородная Цогял спросила: Каковы методы внешней практики? Учитель ответил: Для внешней практики существует двенадцать тем: 1. Сущность практики Бодхичитты; 2. Ее подразделения; 3. Ее определение; 4. Особенности человека; 5. Кто дарует обет Бодхичитты; 6. Ритуал принятия обета; 7. Польза практики; 8. Задача практики; 9. Вред отсутствия практики; 10. заповеди; 11. Граница между утратой Бодхичитты и обладанием ею; 12. Метод восстановления Бодхичитты в случае нарушения. Она спросила: Что содержится в темах, которые ты перечислил? 1. Сущность. Учитель ответил: Сущность зарождения Бодхичитты - желание достичь непревзойденного просветления и обет сделать это ради освобождения от сансары всех живых существ. 2. Подразделения. Сутры описывают много разных классификаций подразделений Бодхичитты, но, если быть кратким, есть два ее вида: устремление и применение. Устремление - это желание достичь блага существ, но одного его недостаточно. Важно на деле приносить пользу всем живым существам. Представляется, что людям с предубеждениями, не свободным от эгоизма, зародить бодхичитту довольно трудно. 3. Определение. Определение Бодхичитты таково: возникновение бескорыстного отношения, которого раньше не было. Такое намерение не возникнет у существ, которые не собрали накопления. 4. Особенности человека. Тот, кто занимается практикой Бодхичитты, должен обладать определенными качествами. В отличие от шраваков и пратьекабудд, он должен стремиться к учению Махаяны. Благодаря высоким умственным способностям, он должен быть полностью свободен от сомнений. Он должен принять прибежище в учителе и Трех Драгоценностях и устать от неверных или низших учений. Он должен быть естественно спокойным и мягким. Народ Тибета настроен к Дхарме враждебно, царские советники строят козни, царь легковерен, и лишь немногие являются подходящими вместилищами для учений Махаяны. Цогял, будь свободна от пристрастного отношения к друзьям и врагам. 5. Кто дарует обет Бодхичитты. Получать обет Бодхичитты следует от учителя, обладающего устремлением Махаяны, чей ум полон любви и сострадания. Он должен быть учителем, который ни одного мгновения не действует ради собственного блага и без нарушения соблюдает все свои заповеди. Тот, кто в наш темный век не последует за достойным учителем, попадет в лапы мары. 6. Ритуал Ритуал принятия обета Бодхичитты таков. Разместив обильные подношения Трем Драгоценностям в пятнадцатый или восьмой день растущей луны благоприятного года и месяца, воздай почести сангхе. Поднеси ганачакру йидаму. Сделай обильные подношения торма дакини, защитникам Дхармы и местным духам. Раздай все имущество и накопи обширные заслуги. В тот же вечер поднеси учителю плату за посвящение. Проявляя почтение к учителю, ученик должен собрать накопления посредством семи чистых аспектов1. В частности, исповедоваться в проступках следует так. Представь на макушке слог А. С помощью исходящего из него света утверди всех живых существ в просветлении будд и сделай подношения всем благородным. С помощью света, возвращающегося в слог А, впитывай нектар сиддхи всех благородных, который затем растворяется в твоих теле, речи и уме и сжигает все ошибки и омрачения. Представляя это, произнеси А сто восемь раз. Представь, что свет, излучающийся из ХУМ в сердце божества мудрости в сердечном центре учителя, растворяется в твоих теле, речи и уме, тем самым сжигая все проступки и омрачения. Представляя это, произнеси ХУМ сто восемь раз. Затем следует словесная исповедь. Вспоминая все проступки, накопленные в безначальной сансаре, с чувством раскаяния повторяй эти слова исповеди три раза: Ваджрный учитель и все видьядхары, внемлите мне! Собрание йидамов вместе со своей свитой Мирных и гневных будд, внемлите мне! Победоносные десяти направлений Вместе со своими сынами, внемлите мне! Матери дакини, охраняющие учения Вместе с защитниками Дхармы, внемлите мне! В присутствии тех, кто достоин почитания, я (имярек), раскаиваясь, признаюсь во всех дурных кармических действиях, которые в силу ошибочного мышления я накопил посредством тела, речи и ума, совершая недобродетельные поступки и ошибки, побуждая других совершать их или радуясь, когда они так поступали, с безначальных времен по сей день. Затем прими решение впредь не умножать число проступков. Повтори данную выше мольбу и потом произнеси три раза: Как татхагаты прошлых времен благодаря безупречной жизни, являющей примеры путей и бхуми, отвернулись от недобродетельных действий и проступков, так и я (имярек) с этого самого мгновения и до достижения сущности просветления отвернусь от совершения проступков, следствий ошибочного мышления. Клянусь впредь воздерживаться от них.
|