![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 1. Досократические школы.
· Представители: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Эмпедокл · Общие принципы: основополагающий принцип или начало природы – архэ – то, из чего все вещи состоят, из чего, как из первого возникают и во что, как в последнее, уничтожаются; рациональное (научное) объяснение мира · Основные понятия: причина ß à следствие; движение; становление; единство ß à множественность; закон (логос); фюзис – принцип объяснения природы, исходя из понятий самой природы · Понятие стихий (вода, огонь, земля, воздух, апейрон) · Фалес Милетский: в качестве основы всего сущего полагает воду; ввёл понятие проматерии – первой материи (как основного принципа бытия); многообразие мира выводил из процессов сгущения и разбавления воды · Анаксимандр: в качестве первоосновы полагал материальное, беспредельное начало – апейрон · Анаксимен: в качестве первоосновы полагал бесконечный, неограниченный воздух – первопринцип и первоматерию
· Представители: Левкипп и Демокрит Основные идеи: · Мир – это атомы и пустота · Атомы сами по себе неизменны, постоянно будут одними и теми же, единообразными · Концепция атомизма исходит из положения о несотворимости и неуничтожимости материи · Атомы бесконечны относительно их величины, числа, формы · Движение присуще атомам в их естественном состоянии; движение – основной способ существования атомов · Проблему единого и многого атомисты решают так: сами атомы единообразны, а их соединения многообразны · Атомисты вводят понятие “эйдол” – подобие предмета, воспринимаемого чувствами · Атомисты придерживаются последовательного детерминизма (положение о том, что в природе нет ничего случайного)
· Представители: Пифагор · Пифагорейство это учение о: числах самих по себе, богах как о числах, космосе как числе, вещах как числах, душах как числах, искусстве как числе · Абсолютизация, “мистика” чисел (число 1 – начало всего сущего, 2 – противоположность, различие и особенность, 10 – идеальное, божественное число и так далее) · Числа поднимаются до сущности вещей, считаются творческой мощью бытия и жизни, идущей от нерасчленённых хаотических потенций к расчленённому, завершённому и гармонически цельному организму · “Всё существующее должно быть пределом или беспредельным или и тем, и другим вместе” · Число владеет всеми прочими вещами
· Огонь – первооснова мира, его основной элемент, символ развития и движения: “Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнём, разгорающемся и угасающем, согласно мере” · “Всё, абсолютно всё находится в состоянии непрерывного изменения” · “В одну и ту же реку нельзя войти дважды” · Panta rei – “всё течёт” · Всё управляется Нике – судьбой, необходимостью · Сама судьба подчиняется логосу – закону, закономерности · “Все вещи происходят, благодаря конфликту”
· Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский · По Ксенофану: лучшее может быть лишь единым; никто из богов не может находиться под властью другого; боги не возникают и не перемещаются; существует лишь единый бог “несравнимый со смертными ни по образу, ни по подобию”; единое божественное существо вечно и неизменно · По Пармениду: только сущее есть, не-сущего нет и оно немыслимо; множественность и изменчивость вещей – одна только видимость; мышление не отлично от бытия, ибо оно есть мышление сущего; сущее не может возникнуть или перестать существовать, ибо оно есть нераздельно и всецело в настоящем; сущее неделимо и всюду одинаково; сущее неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе; чувства, которые говорят нам о множественности вещей – источник всех заблуждений · По Зенону: вводит понятие “апория” – тупик, отсутствие выхода, непреодолимая трудность; вводит понятие “антиномия” – неразрешимое противоречие
· Представители: Протагор, Продик, Горгий · “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют” · Интерес к внутреннему миру человека · Проблемы начала сущего обращаются лишь в сферу сознания · Софисты размышляют о “бытии для себя” · Задача софистов - воспитание людей · Суть софистики, как искусства убеждать в чём угодно – выпячивание, гипертрофирования “нужной” стороны какого-либо объекта или явления · Принцип индивидуализма
Тема № 2. Элейская школа. (+ взять информацию из 1 вопроса)
· Мышление неотличимо от бытия, ибо оно есть лишь мышление сущего · Мыслить и быть – суть одно и то же · Всё по 1 вопросу · Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие немыслимо · Бытие элеатов полно, реально и познаваемо, однако вместе с тем оно нераздельно, неизменно и вечно, у него нет ни прошлого, ни будущего, ни рождения, ни смерти.
· Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину · Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. · За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
· Смотри вопрос 1 – все характеристики бытия
|