Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письмо другу

 

Зашелся колокол, звоня:
Гоните сон от глаз!
И до Потопа за два дня
Все было как сейчас.

И был беспечнейшим из всех
Лишь ты — никто иной.
А между тем уже в Ковчег
Входил избранник Ной.

(А.С. Слепаков, «Колокол»)

 

Дорогой друг, я пишу тебе это письмо, чтобы поделиться некоторыми своими соображениями последнего времени. Не сомневаюсь в том, что ты и сам не раз уже задумывался о состоянии современного мира и о нашем будущем в нем и задавался теми же вопросами, что и я, из которых главный — не критически-бессмысленный «Кто виноват?», а серьезно-конструктивный «Что делать?». Не стану распространяться о плачевном состоянии того, что принято ныне называть цивилизацией. Слова давно уже утратили свой первоначальный смысл, да их и не надо много. Достаточно на минутку приостановиться в безумной гонке за выживание, чтобы всей кожей ощутить приближение катастрофы, так же, как чуют животные приближение землетрясений. Человек бесчинствует в доме Бога то как пьяный разбойник в разграбленном дворце, то просто как лисица в курятнике. В обоих случаях возмездие неизбежно, и ты, конечно, это понимаешь.

Проблема в том, что каждый их нас, пробудившихся от пьяного угара «цивилизации», остается связанным с нею множеством материальных связей. Нам нужно где-то жить, что-то есть, чем-то укрывать свое тело. Нам нужны безопасность и возможность воспитывать детей. Мы желаем благосостояния и покоя своим близким и любимым, да и самим себе. Ради этого мы готовы работать и делаем это изо дня в день. Но что же мы имеем в результате?

Один индийский мудрец, живший в прошлом веке, написал однажды своему ученику: «Материальное процветание — это когда человек может удовлетворить свои основные потребности: иметь хороший дом, еду в изобилии, удовлетворять свои сексуальные потребности и чувствовать себя защищенным. Если эти четыре основных потребности не удовлетворяются, то о материальном процветании и речи быть не может — попытайся это понять. В ведической цивилизации человек считается богатым, когда у него достаточно зерна и коров. Здесь же нет ни зерна, ни коров в достаточном количестве, но зато у тебя есть достаточное количество бумажек — которые по ошибке принимаются за деньги. Если случится катастрофа, эта кипа бумаги не даст тебе ни молока, ни зерна. Она представляет собой лишь видимость, а люди будут голодать».[1] Нет у нас материального процветания, хотя мы отдаем его достижению бó льшую часть своего времени. Мы хотим счастья, но вместо этого, увлекаемые инертным своим умом, изо дня в день тащимся по дорогам, которые никуда не ведут. Мы не вольны распоряжаться своими жизнью и временем, пока не уплатим грабительский налог, налагаемый материальной жизнью: треть жизни на сон, другая треть — на поддержание некоего мифического «уровня жизни», установленного для нас неизвестно кем (впрочем, некоторые считают, что известно, и даже очень хорошо). Проклятая «цивилизация» отнимает у нас две трети того, что нам отпущено. На что же мы тратим то, что остается? Оставляю тебя наедине с этим вопросом.

«Что же делать? — воскликнешь ты. — Должны же мы спать… И мы обязаны работать, потому что иначе нам не выжить, ибо все покупается за деньги, даром никто ничего не дает!» Позволь с тобой не согласиться, друг мой. Самые ценные вещи даются именно даром. Как сказал сто пятьдесят лет назад великолепный Григорий Сковорода, «Благодарение Всевышнему, что нужное Он сделал нетрудным, а трудное — ненужным». Жизнь мы получаем даром, и Бог не взимает платы за воздух, которым мы дышим, и за землю, по которой ходим. Чем же мы платим Ему за это? Еще один вопрос, который я предлагаю тебе для размышления.

Хочешь знать, как я представляю себе настоящее процветание? Тот самый индус-мудрец, Свами Прабхупада определил его так: «Материальное процветание — это когда у людей достаточно пищи, чтобы поддерживать душу в здоровом и крепком теле, и чтобы развивать духовное сознание, отсутствие которого бьет в глаза среди животной жизни, отданной чувственному наслаждению».[2]Я тоже пришел к тому, что без духовного сознания все становится плоским и теряет смысл. Я убежден, что именно духовное сознание делает человека человеком, потому что спать, есть, продолжать род и обороняться от врагов могут и звери, и птицы, и рыбы, и даже насекомые, пауки какие-нибудь. И только способность задумываться и вопрошать о вечном, о запредельном этому миру отличает человека от животных. Человек стоит особняком от других существ, ибо он наделен разумом. Этот самый разум, не будучи одухотворен, побуждает человека к развитию, а затем и удовлетворению ненужных и неестественных потребностей, которые постепенно порабощают его и забирают огромную часть его жизни. Какое животное будет прилагать столько усилий к приобретению шкуры нового фасона, норы «не хуже, чем у других» или средства передвижения, обеспечивающего опасную для жизни скорость?

Поэтому я думаю, что процветание наступит тогда, когда в сознании людей возобладает древний принцип превосходства души над телом, духа над материей, когда они захотят жить просто и мыслить возвышенно. И для этого вовсе не нужно ждать, когда все станут такими. Достаточно того, что это поняли мы. Теперь ничто не мешает нам объединиться и, помогая друг другу и поддерживая тех, кто захочет пойти вместе с нами, двинуться в путь.

Что же мы будем делать? Мы наберемся храбрости и начнем перестраивать свою жизнь в соответствии с тем, что поняли. Для начала мы должны научиться жить независимо от цивилизации. Как говорит мой любимый Свами Прабхупада, «мирная атмосфера может быть создана только при условии всеобщего организованного перехода к сельской жизни. Не надо заимствовать городские идеи и переносить их в сельскую жизнь. Поэт Каупер сказал, что деревня создана Богом, а город — человеком. В этом разница».[3] Мы, конечно, не будем ломать и выбрасывать все машины и механизмы. Пока они работают, мы будем их использовать. Но мы должны целенаправленно учиться обходиться без них, быть независимыми от них, потому что совсем скоро у нас не останется выбора. Представь себе, какая огромная, захватывающе интересная работа нас ожидает! Нам надо научиться многим вещам, а точнее, вспомнить многие вещи: как добывать пищу из земли, то есть, выращивать зерно и овощи, как ухаживать за коровами и овцами (молоко и шерсть нам очень пригодятся), как производить для себя приемлемую одежду, как сохранять здоровье и как лечиться, если заболел, как рожать детей, как и чему их учить, как умирать, наконец. Еще живы некоторые старики, которые умеют все это. Есть люди, которые стараются продолжить эти традиции. И мы должны найти таких людей и подружиться с ними. Мы будем учиться жить перед Богом, соблюдая Его законы и старясь доставить Ему радость своим существованием. Для этого нам тоже потребуется найти тех, кто сам это умеет (лично я уже нашел таких людей). Собранные материальные и духовные знания мы будем внедрять в свою жизнь, чтобы они стали для нас естественными, и мы могли бы передать их другим.

Я считаю, что помогать другим мы обязаны, без этого вся наша идея выродится в спасение собственной шкуры, простейший эгоизм, лишь слегка прикрытый возвышенными речами. В «Махабхарате» говорится: «Тому, чье сердце преисполнено сострадания ко всем живым существам, не нужно обладать никаким иным знанием, или искать иной путь освобождения, или посыпать свое тело пеплом, как это делают прославленные мудрецы». Иначе говоря, сострадание ко всем живым существам — это величайшая добродетель и высочайшая религия. Поэтому я думаю: для того, чтобы по-настоящему вырваться из оков «цивилизации», нам нужно дать выход естественному для нас чувству любви и сострадания ко всем живым существам. Мы должны, наконец, предпочесть мнение Бога, нашего Отца, всем остальным мнениям. Блаженный Августин написал слова, которые разрывают мне сердце: «Дружба с этим миром — измена Тебе: ее приветствуют и одобряют, чтобы человек стыдился, если он ведет себя не так, как все".[4] В наше время стало стыдно и «непрактично» быть сострадательным, правдивым, да просто добрым человеком. Ты не хуже моего знаешь, что «крутой» в общественном сознании — это злой, агрессивный, а добрый — это «лох». (Мы уже давно говорим на языке преступного мира, потому что наша система ценностей сродни ему, и это почти никого не беспокоит.) Но я не хочу жить по этим правилам. Я больше не хочу изменять Богу и ломать себя самого в угоду этому миру. И я знаю, что я не один такой. Как минимум, есть еще ты, мой друг. Поэтому я считаю, что перед нами стоят две огромные задачи: одна — перестроить свою собственную жизнь, а другая — одновременно с этим создать сообщество, которое помогало бы другим сделать то же самое. Такое сообщество уже существует — «Народное сообщество праведных сил». В обществе, в этом перевернутом мире, уже действует немало людей, распространяющих вокруг себя праведность и мудрость. Я же вижу свое служение в том, чтобы объединить усилия таких людей, ибо в этом случае они могут стать неизмеримо эффективнее. Хочешь ли ты участвовать в этом деле?

Что ожидает нас на этом пути? Счастье. Не смейся. Счастье возможно, я точно это знаю, потому что уже имею некоторый опыт. Однако знаю также: чтобы его достичь, надо “не врать и не бояться”, как сказал некто Жириновский. Когда мы перестанем обманывать себя насчет способа жизни в этом мире, нам станет намного легче, мы больше не будем поддаваться на провокации со стороны “цивилизации”, мы обретем независимость от нее и поставим себя в зависимость от Того, от Кого и так зависим во всем. Не надо бояться этого, потому что это так же естественно, как ходить, хотя, сказать по правде, Илье Муромцу это не казалось таким после тридцати трех лет сидения на печи.

Мы будем тратить свою жизнь на то, что составляет ее настоящую основу — на развитие любовных отношений с людьми и Богом. Мы сэкономим для этого время и силы, и нам не надо будет тяжко трудиться ради иллюзорных целей, которые, будучи достигнуты, не приносят удовлетворения. Мы будем жить простой, мирной жизнью, без зависти, без спешки, без опасений за свое имущество или тело. Мы сможем, наконец, общаться, потому что «одноглазый разбойник» больше не будет воровать наши время и внимание, не пуская нас к близким и друзьям. Наше тело станет крепким, потому что мы избавим его и от ненавистной гиподинамии, и от непосильной работы, наш язык будет вкушать простую здоровую пищу и произносить добрые слова приветствия, а кожа насладится солнцем и дождем. Наши глаза насытятся, наконец, зеленью и голубизной, наши уши отдохнут от бессмысленного утомительного шума больших городов, легкие очистятся, омытые чистым воздухом. Наш мозг избавится от ненужной нагрузки, и мы сможем занять его полезными и поистине радостными вещами — осознанием себя и Бога. Нам не надо будет выезжать «на природу», потому что мы будем жить на лоне природы, на земле, которая добра, как истинная мать. Такой будет наша жизнь, проводимая в разумных трудах и мирном общении. Нравится ли тебе такой план?

Конечно, несмотря на очевидность этих истин, далеко не каждый из желающих новой жизни готов переехать в деревню немедленно. Подготовка к этому шагу займет некоторое время. Всегда не легко избавляться от укоренившихся глубоко в сознании за многие годы стереотипов, привязанностей и привычек.

Однако должен тебе сказать, что времени на плавную перестройку своей жизни у нас осталось немного. Еще каких-нибудь несколько лет, и эта перестройка ворвется в наше бытие, хотим мы этого или нет. Все предсказания астрологов, все Писания мира, все ощущения современных провидцев сходятся в том, что году этак в 2013 настанет конец «цивилизации». Лично я считаю, что этот конец уже наступает. Мы представляем себе конец цивилизации как что-то вроде большого взрыва. Но мы недооцениваем различия масштабов самих себя и этой планеты. Я убежден, что цивилизация уже разрушается. Посмотри, как страшно изменились представления о жизни всего за одно поколение. Это ли не свидетельствует о распаде? Нужно ли ждать, когда посыплются грубые устои «цивилизации» — высотные здания, железные дороги, нефтяные вышки? Они и сейчас время от времени падают, но это лишь следствие разрушения тонкой, то есть, основной части цивилизации. Разрушена система ценностей, люди забыли не только Бога, но уже и себя. Поскольку разрушение тонкой сферы идет полным ходом, падение грубой сферы, нашего привычного мира предметов, — лишь вопрос времени. Поэтому надо торопиться. У нас есть всего несколько лет на то, чтобы перестроить свою жизнь, научиться жить просто и мыслить возвышенно. А потому нам надо, не мешкая, собраться вместе и обсудить, что и как мы будем делать. У меня есть несколько предложений по этому поводу, и если ты готов их выслушать, дай мне знать. Я много думал об этом и теперь знаю, что надо делать.

Напиши мне, пожалуйста, что ты думаешь об этих вещах. Буду рад получить от тебя письмо. Я нуждаюсь в тебе. Без твоей помощи мне будет очень трудно сделать все это. Поэтому я жду тебя, и тех, кого ты захочешь привести с собой.

 

Твой слуга,
Президент «Народного сообщества праведных сил»

Дмитрий Борисович Пономарев (Вайкунтханатха-дас)

vaikunthanath@yandex.ru

8 960 46 16 108

8 909 434 2006


[1] Бхактиведанта Свами Прабхупада, письмо Рупануге, 14 марта 1969

[2] Бхактиведанта Свами Прабхупада, письмо Премьер-министру Неру, 4 августа 1958

[3] Свами Прабхупада, письмо Раяраме, 17 октября 1968

[4] Блаженный Августин, Исповедь 1.13.21

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разбивка вопросов по учебнику. | Справка
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал