![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и стратегия проекта
Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов. Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры: · Стратегический анализ · Разработка и выбор стратегии · Реализация стратегии Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ [4]). К числу факторов внешней среды относят: · Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий) · Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.) · Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги) · Ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество) · Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст) · Политические (внешняя, внутренняя, экономическая) · Экологические (уровень загрязнения, мероприятия) · Конкуренты (количество, размеры, сила) Внутренняя среда включает: · Целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей) · Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга) · Сбыт (объема продаж, скидки) · Каналы распределения (как, через кого продается) · Производство (оборудование, технология, площади) · Персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура) · Снабжение (поставщики, условия и системы поставки) · Исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет) · Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние) · Номенклатура продукции (степень диверсификации) · Исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях: · корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения). · деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]: 1. Стратегия лидерства в издержках 2. Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению) 3. Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта) · Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: · географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; · выбор корпоративной стратегии; · выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; · установка основного соотношения " продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга; · функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; · выбор оптимальной группы клиентов; · основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; · использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями. Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий (см. также главу 20): · Видение (философия) организации · Господствующие ценности · Нормы и правила поведения · Ожидания предстоящих изменений · Процедуры и поведенческие ритуалы.
|