Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие актуального членения






 

 

Как единица языка предложение характеризуется синтаксическим членением на члены предложения. Предложение как единица речи характеризуется и актуальным членением (АЧ).

 

АЧ предполагает выделение в предложении информативного центра высказывания.

 

При актуальном членении в предложении выделяются два компонента: тема (данное) T - рема (новое) R.

 

Членение предложения на две части, опре­деляемое коммуникативной задачей, сущест­венной для данного контекста или данной ре­чевой ситуации, называется актуальным членением. Исходная коммуникативная часть предложения, содержащая предмет со­общения, то, о чем сообщается, называется темой. Главная коммуникативная часть сообщения, содержащая то, что сообщается о теме, называется ремой. В дальнейшем изложении членение предложения на тему и рему показывается знаком // (две косых 'черты).

Примечание. Рема как коммуникативный центр предложения обязательно должна быть выраже­на в предложении. Предложение без ремы невозможно. Тема, если она содержит нечто известное читателю или слушателю, в неполных реализациях предложений мо­жет быть опущена; например: Константин приподнял­ся, пошарил на полках над диваном, не сразу нащупал «бычок». Потом следил, как дымок вился, таял в солнеч­ных полосах, пронизывающих комнату. Лежал в утрен­ней тишине дома, слышал все звуки (Бонд.) (в двух по­следних предложениях опущена тема — подлежащее).

 

 

Тема – это та часть предложения, которая содержит в себе уже известную информацию.

 

Рема (новое) – это та часть предложения, которая содержит в себе новую, неизвестную или самую важную часть предложения.

 

Наиболее полное членение на тему и рему обнаруживается в диалогической форме речи, в вопросно-ответных конструкциях.

 

Что такое счастье?

Соучастие в добрых человеческих делах

 

 

В монологической речи АЧ выявляется в связи предложения с текстом.

 

Одним из объективным критериев АЧ является вопрос – о чём говорится в предложении, с помощью которого выявляется тема (Т); и вопрос, что говорится в данном предложении (выявляется R).

 

Наряду с коммуникативно членимыми существуют и коммуникативно нерасчлененные предложения, в которых невозможно выделить T и R. Обычно это предложения со значением бытия, существования, которые несут в себе целостную информацию и как бы отвечают на вопрос (что случилось?, что происходит?).

(русская грамматика): тип предложений с нулевой темой. В нерасчлененных предложениях нет исходно­го пункта, нет предмета сообщения. Весь их со­став образует комплексную рему. Коммуни­кативная цель таких предложений — сообщение о существовании, наличии или возникновении каких-то явлений, представляемых как единое целое: Была глубокая ночь; Горели фонари', Манила свежесть теплой прозрачной воды; Грохочет артиллерия; Слышится гудок паро­воза; Стало жарко; Воцарилась зловещая ти­шина; Реконструируются старые заводы и фабрики; Черный пруд, вековые деревья, уходя­щие в звездное небо (Бунин).

 

 

Основной массив коммуникативно нерасчлененных двукомпонентных предложений со­ставляют предложения с непереходными гла­голами со значением бытия, появления, воз­никновения, перехода из одного состояния в другое, положения в пространстве, способа существования или постоянно присущего про­явления; глагольное сказуемое в них образует тесное семантическое единство с существитель­ным-подлежащим

Коммуникативно нерасчлененные предло­жения контекстуально независимы: в их со­став чаще всего входят слова, не названные в предшествующем контексте. Такие предложе­ния содержат новое сообщение, поэтому они часто фигурируют в описательных и повество­вательных контекстах, информируя о сосу­ществующих либо чередующихся событиях: Жаркое солнце, синее небо, море лиловое; беско­нечные стоянки в многолюдных портах с оглу­шающим грохотом лебедок, с бранью, с крика­ми капитанских помощников...и опять ус­покоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке (Бунин);

 

Устанавливается определенная закономерность: T выражается подлежащим, а R - … в составе сказуемого. Это придает сказуемому особую значимость (при прямом порядке слов).

 

Способы выражения темы и ремы (РГ):

 

 

Существуют характерные, наиболее обычные способы выражения темы и ремы, в наименьшей степени зависящие от контекста, и способы менее обычные, более редкие, обна­руживающие значительную степень контек­стуальной обусловленности.

Для выражения темы как предмета сообще­ния наиболее приспособлены и наиболее обыч­ны существительные, т. е. слова с предметным аначением. Тема чаще всего выражается подле­жащим (со всеми распространяющими его членами) или косвенно-падежной формой имени: Снег был глубокий; Зверя, поймали; У старика было шесть внуков; Лето кончилось; Синева мо­ря ослепляла; Красота этих мест привлекает множество туристов.

Обычным способом выражения темы явля­ется также называющая форма глагола — ин­финитив, один или вместе с распространяющи­ми его членами: Курить воспрещается; Волно­ваться вредно; Жаловатьсягрех; Догнать мальчика было трудно; Провалиться на этом экзамене было бы для каждого из нас несчастьем (К. Чук.).

Для выражения ремы, напротив, чаще слу­жат слова со значением признака — глаголы, прилагательные, качественные наречия, су­ществительные, называющие признак. Поэтому, обычным способом выражения ремы является сказуемое (со всеми распространяющими его членами) или — в однокомпонентных предло­жениях — главный член предложения: Воз­дух посвежел; Ночь была глухой, безлунной; Ехать было легко; Лыжиэто полезно; Му­зыкальные вечеравсегда радость; Под го­ройглубокий овраг; Нового учителя полю­били.

 

. В контексте наиболее обычные отношения могут меняться: исходным пунктом сообщения, его темой может стать слово со значением при­знака, а ремой — слово с предметным значени­ем: Оперный театр так и не приехал,. При­ехала небольшая драматиче­ская труппа; Подняться по верхней тро­пе нетрудно и безопасно. Опасноэто подъем и спуск со стороны м о-р я; Настоящее было ему мало знакомо, непо­нятно и чуждо. Было чуждо и это ко­роткое, игривое письмо (Чех.).

По своей коммуникативной природе тема обнаруживает тенденцию к тому, чтобы быть выраженной существительным. Поэтому тема, выраженная прилагательным, спрягаемой фор­мой глагола, наречием, может быть соотнесена с именной конструкцией; ср.: В экспедицию уехали /I студенты третьего курса = Уехав­шие в экспедицию (те, кто уехал в экспедицию)студенты третьего курса; Опасноэто подъ ем и спуск со стороны моря = Опасность со­стоит в подъеме и спуске со стороны моря. Прилагательное или наречие, выступающее в качестве темы, может стать в именной конст" рукции определением к слову типа дело, вещь, человек, выполняющему указательную функцию- Опасноэто подъем со стороны моряОпас­ное делоэто подъем со стороны моря; У меня брат хороший. Хороший и его друг СашаХороший человек и его друг Саша.

 

 

R выделятся в предложении с помощью различных языковых средств:

- логическое ударение;

- порядок слов;

- лексический повтор;

- частицы;

- особые синтаксические конструкции.

 

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – универсальное средство, позволяющее выделить коммуникативный центр высказывания в любом предложении.

 

Мы пойдем сегодня в столовую.

 

Два коммуникативных варианта с раз­ным актуальным членением Школьник II купил кни­гу и Школьник купил II книгу, имея одинаковый порядок слов, различаются интонацией. Пер­вый вариант может составлять одну синтагму или члениться на две синтагмы; в последнем случае тема школьник выделяется в отдельную син­тагму с интонацией незавершенности — ИК-3. Во втором варианте в отдельную синтагму с интонацией незавершенности выделяется тема школьник купил.

 

ПОРЯДОК СЛОВ

 

Грамматическая функция порядка слов определяет место ЧП, характер ЧП, их лексико-грамматические свойства. В предложении слова обычно занимают типичное для них положение.

 

Петя быстро шёл по коридору. (прямой порядок слов)

 

Порядок слов может варьироваться в зависимости от коммуникативной задачи со­общения. Например, в предложении Студенты четвертого курса II уехали в экспедицию комму­никативной задачей может быть сообщение о том, что сделали студенты. В этом случае студенты третьего курса будет темой пред­ложения, а уехали в экспедицию — ремой. Такому коммуникативному заданию удовлет­воряет приведенный порядок слов.

 

 

Когда же говорящий хочет привлечь внимание собеседника к части сообщения, он меняет прямой порядок слов. В результате этого инверсированный ч.п. приобретает особую смысловую значимость и выделяется как коммуникативный центр высказывания. Актуализирующими позициями в предложении являются начало и конец.

 

Комму­никативная задача, однако, может измениться таким образом, что потребуется иное располо­жение слов. Если известно, что кто-то уехал в экспедицию и необходимо сообщить, кто имен­но уехал, то расположение слов будет такое: В экспедицию уехали II студенты четвертого кур­са.

 

В предложении Петя II был хорошим собе­седником коммуникативной задачей является сообщение о том, каким свойством обладал Петя; Петя здесь служит темой, а был хоро­шим собеседником — ремой. При порядке слов Хорошим собеседником был II Петя предложение осуществляет другую коммуникативную задачу — сообщение о том, кто был хорошим собеседником; темой здесь является хорошим собеседником был, а ремой — Петя.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

 

Усиливая коммуникативную значимость выделяемого члена, одновременно повышает экспрессивность высказывания.

На фоне повторяющихся слов ярче звучат антонимы и слова других лексико-семантических групп слов. Например: Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Толстой)

 

ЧАСТИЦЫ

 

Частицы являются очень эффективным средством выделения коммуникативного центра

 

Теперь оставалось только одно – ждать (Симонов).

И именно там особенно живо вспоминается Россия, и именно деревня (Л. Толстой).

 

 

ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

(НЕПОЛНЫЕ, ОДНОСОСТАВНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ)

 

Вы сегодня выполняете обязанности дежурных? - спросил учитель

Мы! (R) (двусоставное неполное предложение)

 

Односоставное:

Учитель объяснял. Четко, доступно, с примерами.

 

 

Часто коммуникативный центр высказывания актуализируется несколькими средствами одновременно

Достойно выступил докладчик, достойно!

 

Являясь фактом речи АЧ оказывает влияние на систему языка. Следствием актуального членения стало появление новых структурно-семантических типов предложения.

 

 

Актуализация – это условное выделение смыслового центра высказывания.

 

На основе АЧ разрабатываются проблемы коммуникативных форм предложения (или вариантов) (в зависимости от коммуникативной цели говорящего одно и то же предложение может приобретать различный смысл)

Предложение каждого синтаксиче­ского типа, со всеми способами его распрост­ранения, может образовать некоторое количест­во вариантов, различающихся актуальным чле­нением и, следовательно, порядком слов и ин­тонацией. Сочетание определенного порядка слов с определенной интонацией представляет собой относящийся к языковой системе абст­рактный образец, по которому строятся кон­кретные варианты синтаксически идентичных предложений. По этим образцам строятся как контекстуально независимые, так и контек­стуально зависимые предложения. Ряд таких вариантов составляет коммуникатив­ную парадигму предложения.

- Исходным членом каждой коммуникативной парадигмы является тип контекстуально неза­висимого предложения, в котором актуальное членение соответствует членению синтаксиче­скому. В отдельных случаях исходным членом парадигмы является предложение, в котором актуальное членение соответствует семантической структуре пред­ложения и расходится с его синтаксическим членением.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал