![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие актуального членения
Как единица языка предложение характеризуется синтаксическим членением на члены предложения. Предложение как единица речи характеризуется и актуальным членением (АЧ).
АЧ предполагает выделение в предложении информативного центра высказывания.
При актуальном членении в предложении выделяются два компонента: тема (данное) T - рема (новое) R.
Членение предложения на две части, определяемое коммуникативной задачей, существенной для данного контекста или данной речевой ситуации, называется актуальным членением. Исходная коммуникативная часть предложения, содержащая предмет сообщения, то, о чем сообщается, называется темой. Главная коммуникативная часть сообщения, содержащая то, что сообщается о теме, называется ремой. В дальнейшем изложении членение предложения на тему и рему показывается знаком // (две косых 'черты). Примечание. Рема как коммуникативный центр предложения обязательно должна быть выражена в предложении. Предложение без ремы невозможно. Тема, если она содержит нечто известное читателю или слушателю, в неполных реализациях предложений может быть опущена; например: Константин приподнялся, пошарил на полках над диваном, не сразу нащупал «бычок». Потом следил, как дымок вился, таял в солнечных полосах, пронизывающих комнату. Лежал в утренней тишине дома, слышал все звуки (Бонд.) (в двух последних предложениях опущена тема — подлежащее).
Тема – это та часть предложения, которая содержит в себе уже известную информацию.
Рема (новое) – это та часть предложения, которая содержит в себе новую, неизвестную или самую важную часть предложения.
Наиболее полное членение на тему и рему обнаруживается в диалогической форме речи, в вопросно-ответных конструкциях.
Что такое счастье? Соучастие в добрых человеческих делах
В монологической речи АЧ выявляется в связи предложения с текстом.
Одним из объективным критериев АЧ является вопрос – о чём говорится в предложении, с помощью которого выявляется тема (Т); и вопрос, что говорится в данном предложении (выявляется R).
Наряду с коммуникативно членимыми существуют и коммуникативно нерасчлененные предложения, в которых невозможно выделить T и R. Обычно это предложения со значением бытия, существования, которые несут в себе целостную информацию и как бы отвечают на вопрос (что случилось?, что происходит?). (русская грамматика): тип предложений с нулевой темой. В нерасчлененных предложениях нет исходного пункта, нет предмета сообщения. Весь их состав образует комплексную рему. Коммуникативная цель таких предложений — сообщение о существовании, наличии или возникновении каких-то явлений, представляемых как единое целое: Была глубокая ночь; Горели фонари', Манила свежесть теплой прозрачной воды; Грохочет артиллерия; Слышится гудок паровоза; Стало жарко; Воцарилась зловещая тишина; Реконструируются старые заводы и фабрики; Черный пруд, вековые деревья, уходящие в звездное небо (Бунин).
Основной массив коммуникативно нерасчлененных двукомпонентных предложений составляют предложения с непереходными глаголами со значением бытия, появления, возникновения, перехода из одного состояния в другое, положения в пространстве, способа существования или постоянно присущего проявления; глагольное сказуемое в них образует тесное семантическое единство с существительным-подлежащим Коммуникативно нерасчлененные предложения контекстуально независимы: в их состав чаще всего входят слова, не названные в предшествующем контексте. Такие предложения содержат новое сообщение, поэтому они часто фигурируют в описательных и повествовательных контекстах, информируя о сосуществующих либо чередующихся событиях: Жаркое солнце, синее небо, море лиловое; бесконечные стоянки в многолюдных портах с оглушающим грохотом лебедок, с бранью, с криками капитанских помощников... — и опять успокоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке (Бунин);
Устанавливается определенная закономерность: T выражается подлежащим, а R - … в составе сказуемого. Это придает сказуемому особую значимость (при прямом порядке слов).
Способы выражения темы и ремы (РГ):
Существуют характерные, наиболее обычные способы выражения темы и ремы, в наименьшей степени зависящие от контекста, и способы менее обычные, более редкие, обнаруживающие значительную степень контекстуальной обусловленности. Для выражения темы как предмета сообщения наиболее приспособлены и наиболее обычны существительные, т. е. слова с предметным аначением. Тема чаще всего выражается подлежащим (со всеми распространяющими его членами) или косвенно-падежной формой имени: Снег был глубокий; Зверя, поймали; У старика было шесть внуков; Лето кончилось; Синева моря ослепляла; Красота этих мест привлекает множество туристов. Обычным способом выражения темы является также называющая форма глагола — инфинитив, один или вместе с распространяющими его членами: Курить воспрещается; Волноваться вредно; Жаловаться — грех; Догнать мальчика было трудно; Провалиться на этом экзамене было бы для каждого из нас несчастьем (К. Чук.). Для выражения ремы, напротив, чаще служат слова со значением признака — глаголы, прилагательные, качественные наречия, существительные, называющие признак. Поэтому, обычным способом выражения ремы является сказуемое (со всеми распространяющими его членами) или — в однокомпонентных предложениях — главный член предложения: Воздух посвежел; Ночь была глухой, безлунной; Ехать было легко; Лыжи — это полезно; Музыкальные вечера — всегда радость; Под горой — глубокий овраг; Нового учителя полюбили.
. В контексте наиболее обычные отношения могут меняться: исходным пунктом сообщения, его темой может стать слово со значением признака, а ремой — слово с предметным значением: Оперный театр так и не приехал,. Приехала небольшая драматическая труппа; Подняться по верхней тропе нетрудно и безопасно. Опасно — это подъем и спуск со стороны м о-р я; Настоящее было ему мало знакомо, непонятно и чуждо. Было чуждо и это короткое, игривое письмо (Чех.). По своей коммуникативной природе тема обнаруживает тенденцию к тому, чтобы быть выраженной существительным. Поэтому тема, выраженная прилагательным, спрягаемой формой глагола, наречием, может быть соотнесена с именной конструкцией; ср.: В экспедицию уехали /I студенты третьего курса = Уехавшие в экспедицию (те, кто уехал в экспедицию) — студенты третьего курса; Опасно — это подъ ем и спуск со стороны моря = Опасность состоит в подъеме и спуске со стороны моря. Прилагательное или наречие, выступающее в качестве темы, может стать в именной конст" рукции определением к слову типа дело, вещь, человек, выполняющему указательную функцию- Опасно — это подъем со стороны моря — Опасное дело — это подъем со стороны моря; У меня брат хороший. Хороший и его друг Саша — Хороший человек и его друг Саша.
R выделятся в предложении с помощью различных языковых средств: - логическое ударение; - порядок слов; - лексический повтор; - частицы; - особые синтаксические конструкции.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – универсальное средство, позволяющее выделить коммуникативный центр высказывания в любом предложении.
Мы пойдем сегодня в столовую.
Два коммуникативных варианта с разным актуальным членением Школьник II купил книгу и Школьник купил II книгу, имея одинаковый порядок слов, различаются интонацией. Первый вариант может составлять одну синтагму или члениться на две синтагмы; в последнем случае тема школьник выделяется в отдельную синтагму с интонацией незавершенности — ИК-3. Во втором варианте в отдельную синтагму с интонацией незавершенности выделяется тема школьник купил.
ПОРЯДОК СЛОВ
Грамматическая функция порядка слов определяет место ЧП, характер ЧП, их лексико-грамматические свойства. В предложении слова обычно занимают типичное для них положение.
Петя быстро шёл по коридору. (прямой порядок слов)
Порядок слов может варьироваться в зависимости от коммуникативной задачи сообщения. Например, в предложении Студенты четвертого курса II уехали в экспедицию коммуникативной задачей может быть сообщение о том, что сделали студенты. В этом случае студенты третьего курса будет темой предложения, а уехали в экспедицию — ремой. Такому коммуникативному заданию удовлетворяет приведенный порядок слов.
Когда же говорящий хочет привлечь внимание собеседника к части сообщения, он меняет прямой порядок слов. В результате этого инверсированный ч.п. приобретает особую смысловую значимость и выделяется как коммуникативный центр высказывания. Актуализирующими позициями в предложении являются начало и конец.
Коммуникативная задача, однако, может измениться таким образом, что потребуется иное расположение слов. Если известно, что кто-то уехал в экспедицию и необходимо сообщить, кто именно уехал, то расположение слов будет такое: В экспедицию уехали II студенты четвертого курса.
В предложении Петя II был хорошим собеседником коммуникативной задачей является сообщение о том, каким свойством обладал Петя; Петя здесь служит темой, а был хорошим собеседником — ремой. При порядке слов Хорошим собеседником был II Петя предложение осуществляет другую коммуникативную задачу — сообщение о том, кто был хорошим собеседником; темой здесь является хорошим собеседником был, а ремой — Петя.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
Усиливая коммуникативную значимость выделяемого члена, одновременно повышает экспрессивность высказывания. На фоне повторяющихся слов ярче звучат антонимы и слова других лексико-семантических групп слов. Например: Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Толстой)
ЧАСТИЦЫ
Частицы являются очень эффективным средством выделения коммуникативного центра
Теперь оставалось только одно – ждать (Симонов). И именно там особенно живо вспоминается Россия, и именно деревня (Л. Толстой).
ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
(НЕПОЛНЫЕ, ОДНОСОСТАВНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ)
Вы сегодня выполняете обязанности дежурных? - спросил учитель Мы! (R) (двусоставное неполное предложение)
Односоставное: Учитель объяснял. Четко, доступно, с примерами.
Часто коммуникативный центр высказывания актуализируется несколькими средствами одновременно Достойно выступил докладчик, достойно!
Являясь фактом речи АЧ оказывает влияние на систему языка. Следствием актуального членения стало появление новых структурно-семантических типов предложения.
Актуализация – это условное выделение смыслового центра высказывания.
На основе АЧ разрабатываются проблемы коммуникативных форм предложения (или вариантов) (в зависимости от коммуникативной цели говорящего одно и то же предложение может приобретать различный смысл) Предложение каждого синтаксического типа, со всеми способами его распространения, может образовать некоторое количество вариантов, различающихся актуальным членением и, следовательно, порядком слов и интонацией. Сочетание определенного порядка слов с определенной интонацией представляет собой относящийся к языковой системе абстрактный образец, по которому строятся конкретные варианты синтаксически идентичных предложений. По этим образцам строятся как контекстуально независимые, так и контекстуально зависимые предложения. Ряд таких вариантов составляет коммуникативную парадигму предложения. - Исходным членом каждой коммуникативной парадигмы является тип контекстуально независимого предложения, в котором актуальное членение соответствует членению синтаксическому. В отдельных случаях исходным членом парадигмы является предложение, в котором актуальное членение соответствует семантической структуре предложения и расходится с его синтаксическим членением.
|