Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные научные школы и современные направления развития ЭТ
Первой школой ЭТ был меркантилизм. Представитель этой теории Монкретьен подчёркивал, что основными объектами исследования является сфера обращения, торговля (особенно внешняя), а экономика рассматривалась как объект государственного управления. Источником богатства они признавали внешнюю торговлю. Вторая школа 18 века представлена физиократами. Представители: Кене и Тюрго. Они перенесли исследования на с\х производство, считая его основным. В знаменитой «Экономической таблице» Кене дал классический анализ процессов воспроизводства и реализации с учётом классовой структуры общества, показал макроэкономические пропорции, положив начало классической политической экономике во Франции. Создание классовой школы буржуазной политической экономики её характер изменился и она стала превращаться в науку об экономических отношениях классов. Своё развитие ЭТ начинает с классической школы. В основных работах её представителей (У. Петти, Ф. Кене, Д. Риккардо) дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положив начало трудовой истории стоимости, провела исследования…в тесной связи с производственными силами. Во второй половине 19 века- начале 20 века из неё выделилось несколько направлений: · Неоклассическое (Менгер, Варрас, Маршал) · Институционализм (Веблен, Гелбрейт) · Маржинализм (Кларк, Хайек) в 70-80гг 19 века появился монетаризм (Фридман, Хайек), который утверждал, что деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования, способными обеспечивать бескризисное развитие экономики. Одним из постклассических направлений конца 18в. стал марксизм-ленинизм. К.Маркс в «Капитале», Фр.Энгельс в «Андидеоринге» и Ленин в «Империализме как высшей стадии капитализма» исследовали зарождение и развитие, трансформирование капитализма в империализм и государственный капитал. На основе конкретного анализа развития капитализма они создали теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопление и движение капитала и доходов, описали механизм функционирования и движения буржуазного общества. В экономической теории Маркса, Энгельса и Ленина доказан приходящий характер капитализма, возможность построения капитализма и социализма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. В 30-е гг. 20в. в экономической теории появилось кейнсианство. В работе Кейнса «Общественная теория занятости процента и денег» (1936г.) обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы. В современных условиях основными направлениями развития экономической науки Запада можно считать: а) неоклассическое/неолибералистическое б) кейнсианство/неокейнсианство/посткейнсианство в) неоинституционное/социально институционное г) неоклассический синтез Основными критериями такого разграничения выступают: · отношение той или иной школы к роли государства · доминирование отдельных сфер экономической теории при построении модели экономического роста · теоретические и методологические принципы проведения экономического исследования+ Наше время - Монетаризм. Основная роль в стабилизации экономики отводится денежным факторам. (М, Фридмен).
\
|