Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих сороковой






 

«Се возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя».

Во всем этом восьмистишии выясняется с разных сторон тот закон жизни духовной, что че­ловеку принадлежит в ней искание и труд, сколь­ко сил есть, а самое дело жизни совершается и спеется благодатию Божиею. Выяснив все, от­носящееся сюда, пророк делает общее заключе­ние относительно себя: «се возжелах», говорит, и представляю то, что от меня требуется, всей ду­шою желаю и ищу: даруй же и Ты мне то, что зависит от благодати Твоей, — оживи меня, как положила оживлять нас правда Твоя, вразумляй, возбуждай сочувствие и энергию, дай силы и терпение безостановочно и успешно идти путем угодной тебе жизни. Не указываю, что и когда мне дать: Тебе, единому Всеправедному, вполне ведом путь правды: «имиже веси судьбами, спаси мя». Блаженный Августин пишет: «Всем сердцем, всею душою и всем помышлением возжелал я любить Тебя и ближнего своего, как самого себя, так как в этом вся совокупность заповедей. Не моею, но Твоею правдою оживи меня, то есть исполни ме­ня той любовию, которой я возжелал; помоги мне исполнить то, что Ты повелеваешь; даруй Сам, что заповедуешь. Сам я в себе имею только то, чем умереть; а чем жить, того не могу нигде найти, как только в Тебе едином: живи же меня прав­дою Твоею».

Почему же не в начале, а в конце сказал он о таком расположении? — Потому, что оно само приходит не в начале, а после того, как истощат­ся все свои средства и усилия. С начала обраще­ния, хотя и говорит обращенный: -«Господи, помо­ги!», но сокровенно многого ожидает от своих усилий и напряженных исканий. И успех ему дается лишь в том, что он навыкает этим спосо­бом всем порядкам богоугодной жизни; дальше же сам идти не может. Между тем вместе с тем навыком у того, кто внимает себе, раскрывается и сознание существенных требований такой жизни. Когда навык установится, внимание и усилие, до сих пор устремленные на этот навык, остаются свободными. У кого не раскрылось сознание су­щественного в духовной жизни, у того они засы­пают, и дело жизни предается застою; а у кого раскрылось, у того они устремляются в эту сто­рону, и чем выше теперь цель, тем напряженнее и они. Но чего не дано достигнуть своими уси­лиями, того и не достигнешь ими, как ни бейся. Опытное удостоверение в этом начинается вмес­те с устремлением своих усилий на стяжание со­знанных черт духовной жизни. Когда перепробу­ются все приемы, а успеха все нет и нет, тогда остается одно — сложить свои орудия и вопить: «имиже веси судьбами, спаси мя»; желаю, ищу, но жи­вить меня силен только Ты правдою Твоею.

В обычных опытах благочестной жизни до очевидности оправдывается это над навыком молитвы Иисусовой. Мало в ней слов, но они совмещают все. Исстари признано, что, навыкнув молиться этою молитвою, можешь заменить ею все молитвословия. И есть ли кто из ревную­щих о спасении, кто не был бы знаком с этим деланием? Велика сила этой молитвы, по изобра­жению святых отцов; а между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. Отчего это? — Оттого, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней. Начать повто­рять эту молитву утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге — есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердеч­ная теплота: но все это будет, как замечает в «Добротолюбии» инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом, значит то же, что удовольствоваться уменьем попугая про­износить известные слова, даже такие, как «Гос­поди помилуй». Плод от этого такой: будешь ду­мать, что имеешь, тогда как ровно ничего не име­ешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем су­щество ее. Не сознавая же того, они довольству­ются указанными естественными начатками дей­ствий ее и прекращают искание. Но у кого соз­нание то раскроется, тот не прекратит искания; а видя, что сколько ни усиливается действовать по старческим указаниям, все ожидаемого плода не обнаруживается, пресекает всякое ожидание плода от одного своего усилия и все упование возлагает на Бога. Когда это образуется, тогда открывается возможность и благодатному воз­действию: приходит благодать в момент, ей одной ведомый, и прививает молитву ту к сердцу. Тог­да, как говорят старцы, все то же будет по внеш­нему порядку, но не то же по внутренней силе.

Что сказано об этой молитве, то приложимо ко всякому проявлению жизни духовной. Возь­мите сердитого и предположите, что он возревно­вал погасить гневливость и стяжать кротость. В подвижнических книгах есть указания на то, как должно править собою, чтоб этого достиг­нуть. Усвояет все это он и начинает действовать по вычитанным указаниям. Докуда же дойдет он своими усилиями? — Не далее, как до молчания уст при серчании, с некоторым укрощением само­го серчания, а чтобы совсем погас гнев и в сердце водворилась кротость, до этого он сам никогда не дойдет. Это бывает уже тогда, когда приходит благодать и прививает кротость к сердцу.

Так в отношении и ко всему. Какого бы пло­да духовной жизни ни взыскал ты, искать — ищи всеусильно, но не ожидай плода от твоего иска­ния и твоих усилий, а «возверзи печаль твою на Господа» (Пс.54, 23), без всякого отчисления чего-либо на свою долю, и «Той сотворит» (Пс.36, 5). Молись: желаю, ищу; но живи меня Ты, правдою Твоею. Господь определил: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15, 5). И закон этот исполняется в духовной жизни с точностью, ни на волос не уклоняющеюся от оп­ределенного. Когда спрашивают: что мне сде­лать, чтобы приобресть ту или другую доброде­тель? — можно всем отвечать: обратись ко Гос­поду, и Он тебе даст; другого способа к получе­нию искомого нет. Святой Афанасий на настоя­щий стих и пишет так: «Вот он и хранил запо­веди, с любовию расположен был к ним, и испол­нял их ради их самих, а все же просит себе у Бога жизни праведной и добродетельной, чтоб она из сердца шла. Так может говорить только желающий жить в Сыне, веруя, что в Нем только жизнь». Блаженный Августин так выражает мысль пророка: «Живи мя правдою Твоею, то есть Христом, ибо Он «бысть нам премудрость от Бот, правда же и освящение и избавление, да, якоже писано есть, хваляйся о Господе да хвалится» (1Кор.1, 30-31).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал