Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития
Региональные концепции развития являются в настоящее время самым динамичным участком теоретических исследований в экономике. Цель этих исследований - разработать комплексный механизм решения проблем регионального развития, включающий в себя выравнивание уровней отдельных регионов, создание межрегиональных производственных комплексов, эффективное использование внутренних ресурсов региона. Классификация региональных программ (по данным Института макроэкономики): 1 Уровень значимости: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные. 2 Территориальная принадлежность: республиканские, краевые, областные, краевые, автономные образования. 3 Функциональная ориентация: научно-технические (инновационные), социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические). 4 Содержание решаемых проблем (основные назначение): полное и эффективное использование производственного потенциала; формирование ТПК; сглаживание порегиональных различий по показателям уровня развития и условий жизни; создание новых производств и рабочих мест. 5 Масштабность программной проблемы: комплексные (многоаспектные), узкоспециализированные (моноцелевые). 6 Отраслевая локализация: межотраслевые, отраслевые, подотраслевые. 7 Характер возникновения проблемы: планово-прогнозные, экстренные, конъюнктурные. 8 Период действия: долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (до 1 года). 9 Источник финансирования: централизованно финансируемые, финансируемые из средств местного бюджета, прочие источники финансирования, смешанное финансирование. 10 Эффективность финансирования: самоокупаемые, дотируемые. 11 Временной аспект реализации проблемы: перманентные, ограниченные во времени (разовые). 12 Приоритетность: первоочередные, временноотложенные. 13 Включение внешних связей: внутренние, внешние. 14 Статус: государственная, межгосударственная; самостоятельная (местная). С одной стороны, каждый регион занимает определенное место в системе общественного разделения труда и должен быть нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, а, с другой - разработка эффективной государственной стратегии должна осуществляться исходя как из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития регионов, так и из возможностей формирования межрегиональных научно-производственных комплексов. Это позволит решить задачи укрепления экономической целостности страны, снижения степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорения межрегиональной интеграции и одновременно создать условия для реализации потенциалов развития отдельных регионов. К числу наиболее успешных программ такого рода следует отнести федеральные целевые программы «Дальний Восток», «Калининград», «Юг России». Возможно, такой путь построения государственных программ экономического развития представляется более сложным, но затраты времени и средств компенсируются открывающимися возможностями наиболее полного использования квалифицированных кадров на местах, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики на региональном и, как следствие, на общегосударственном уровне. Благодаря разработке индивидуальных программ отдельных субъектов РФ и их последующей интеграции в общегосударственные появляется также реальная возможность более широкого и детального информационного охвата сложившейся ситуации, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования. Разработка регионального аспекта в ходе государственного программирования должна включать шесть этапов: 1-й этап: определяется базовый ресурсный потенциал, сложившийся под влиянием как природно-климатических факторов, так и в результате проведенных политических, социальных и экономических преобразований. Рассматриваются данные о природных, трудовых, инвестиционных ресурсах, а также инновационный потенциал анализируемого субъекта. 2-й этап: выделяются приоритетные отрасли региона, составляющие его специализацию, рассматривается их место и роль в социально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях. 3-й этап: анализируется уровень развития отраслей специализации, их доля в экспортно-импортных операциях, численность занятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическое положение региона и формирование его рыночной инфраструктуры. 4-й этап: в случае если отрасль специализации не является единственной, но в ней занято около 50 % всех трудовых ресурсов региона, целесообразно разработать программу поддержки отрасли в финансовой и научно-технической области, а в случае узкой специализации экономически важно развивать другие направления отраслевой структуры, что позволит не только расширить возможности региона, но и избежать структурного кризиса, тотальной безработицы и, как результат, падения социально-экономического уровня субъекта. 5-й этап: на основе обработки полученных на предыдущих этапах данных разрабатывается программа социально-экономического развития субъекта, предусматривающая привлечение как государственных, так и частных капиталовложений. 6-й этап: определяются механизм и инструментарий реализации региональной программы развития. При разработке программ экономического развития правительство интересуют обычно депрессивные территории с одинаково низким доходом, то есть гомогенные регионы. Решить проблему таких регионов обычно пытаются путем создания «общего экономического пространства». Главной предпосылкой формирования обоснованных программ регионального развития служит качественное социально-экономическое прогнозирование. Экономическими органами регионов, исходя из осмысления текущего состояния и возможного изменения условий протекания воспроизводственных процессов в экономике, разрабатываются прогнозы отраслевых показателей и показателей развития сфер экономической деятельности, проводится содержательный анализ ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, выявляются пути решения ключевых проблем. В современных условиях, когда экономический рост во многом зависит от интенсификации производства на базе внедрения новейшей техники, резко возрастают требования к научной обоснованности выбора наилучшего сценария экономического и социального развития из огромного числа допустимых вариантов. Поэтому необходимо выделение ряда закономерностей, свойственных программному механизму в настоящее время: 1 Программирование территориального развития стало главной формой реализации региональной социально-экономической политики практически всех развитых и развивающихся стран. 2 Каждый программный механизм формально признает задачу регионального развития как совместную, согласованную ответственность всех звеньев управления, — но каждое звено играет ту конкретную роль, для которой у него имеются лучшие средства. 3 Разрабатываемые программы должны носить комплексный характер. Все задания в ней являются искомыми и взаимозависимыми. Они не разделяются по степени важности, поскольку ни одно из них не может быть исключено из программы без нарушения ее целостности. 4 Разрабатываемые в программном механизме мероприятия планируются на несколько лет, и это придает определенную степень стабильности для хозяйствующих субъектов в условиях финансирования и других вопросах.
5.3. Региональные финансы: сущность и функции Региональные финансы (в широкомсмысле) система экономическихотношений, посредствомкоторой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Региональные финансы ( вузкомсмысле) это совокупность денежных средств. используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Региональныефинансы включают: 1) Централизованные финансы (государственные): - бюджетная система (федеральный, региональный, местный) - государственные внебюджетные фонды (социальные, экономические) 2) Децентрализованные финансы (негосударственные): -средства хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и отраслей экономики. - кредитные организации, страховые учреждения - средства населения Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах: самостоятельности бюджетного федерализма; государственной финансовой поддержки прозрачности гласности. Функции, присущие и государственным и региональнымфинансам: перераспределение осуществляется через систему централизованных фондов; регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда; контрольная функция. Специфические функции региональных финансов: - функция проведения социальной политики государством через региональные финансы - выравнивание уровней социального и экономического развития территорий - региональные финансы помогают осуществлять местным органам власти функцию обеспечения комплексного развития регионов. В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим механизмом государственного регулирования территориального и регионального развития является бюджетная система. Так же как и в большинстве стран, она строится по принципам бюджетного федерализма и имеет три уровня: федеральный, региональный (субфедеральный) и местный (муниципальный). Бюджетная система включает также государственные внебюджетные фонды (федеральные и субфедеральные). Практически ежегодно происходят уточнения правил конструирования бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджеты принимаются и используются на основе законодательных актов: Бюджетного, Налогового кодексов Российской Федерации, Закона о федеральном бюджете на очередной год, актов законодательных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления. Согласно ст.41 БК к доходам бюджета относятся: - налоговые доходы (федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним); - неналоговые доходы (доходы от использования государственного и муниципального имущества, его продажи, доходы от платных услуг, средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, средства самообложения граждан); - безвозмездные поступления (дотации их других бюджетов, субсидии из других бюджетов, субвенции из федерального, регионального бюджета, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц Подавляющая часть всех расходов бюджетов субъектов федерации используется для нужд экономики и населения соответствующих регионов. В структуре расходов этих бюджетов первое место занимают социально-культурные мероприятия, далее — государственная поддержка отраслей регионального хозяйства. Наиболее важными направлениями региональной бюджетной политики являются: - сбор бюджетных доходов - выполнение бюджетных обязательств - управление бюджетным дефицитом и государственным долгом Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых доходов Финансовая помощь из федерального бюджета выделяется через бюджетные фонды: ФФПР (создан в 1994 г.) трансферты ФФПР распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня. Фонд компенсаций (создан в 2001 г.). предназначен для полною целевого финансирования так называемых федеральных мандатов - расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты законами о социальной защите Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) (создан в 2001 г.) предназначен для стимулирования регионов к финансированию основных общественных услуг на определенном уровне. Фонд регионального развития (ФРР) (создан в 2000 г.) его средства выделяются только в форме субсидий, т.е. на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субъект финансирует проект не менее чем на 50%. Фонд реформирования региональных финансов с 2001 года формируется в федеральном бюджете. Средства фонда в виде субсидий ежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе 5-10 субъектов при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере. Главными задачами совершенствования межбюджетных отношений являются: 1) уменьшение числа регионов, получающих выравнивающий трансферт, посредством укрепления собственной финансовой базы региональных бюджетов; 2) переориентация финансовой помощи из федерального бюджета в большей степени на стимулирование экономического развития регионов; 3) усиление контроля за целевым и эффективным использованием финансовой помощи.
|