Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы
1. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы областных учреждений профессионального образования. Существовавший ранее институт базовых предприятий, которые активно помогали учреждениям в оснащении оборудованием и ремонте зданий, ликвидирован, а средства областного бюджета на эти цели за последние 15 лет выделялись в недостаточном количестве. Физический и моральный износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования образовательных учреждений составляет 80-90 %. Это не позволяет обеспечить подготовку кадров высокой квалификации, отвечающих современных требованиям. 2. Неблагоприятная демографическая ситуация особенно негативно влияет на учреждения НПО. Снижение объемов подготовки рабочих кадров в силу демографических причин будет происходить для всех отраслей экономики области. В течение ближайших трех лет общее количество учащихся областных учреждений НПО уменьшится на 30%. 3. Отсутствие адекватной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики области в трудовых ресурсах. Это приводит к значительным диспропорциям в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. В ближайшие 5 лет экономика области будет нуждаться дополнительно в 60 тысячах специалистов, из которых наибольший спрос будет на специалистов с начальным профессиональным образованием – 61, 1% и значительно меньше на специалистов со средним профессиональным образованием – 13, 5%, и высшим – 25, 4%. В то же время доля выпускников профессиональных училищ в общей структуре выпуска профессиональных учебных заведений составляет 27%, техникумов - 30%, вузов - 43%.. 4. Низкая квалификация выпускников профессиональных училищ. Современному работодателю в 95% случаев необходимы рабочие кадры 4–6-го разрядов, имеющие обязательное среднее образование, способность к овладению смежными профессиями, обладающие гибкостью и динамичностью, владеющие компьютером, иностранными языками. В то же время 70% профессиональных училищ выпускают рабочие кадры 3-го разряда, то есть с низким качеством подготовки. В результате в 70% случаев работодатель принимает на работу не выпускников училищ, а выпускников колледжей и техникумов, поскольку эти выпускники более образованны, более обучаемы, дисциплинированны, им можно доверить дорогое оборудование. Таким образом, требования работодателя вышли далеко за пределы возможностей одного уровня образования, в данном случае – начального профессионального. 5. Неготовность основной части работодателей к активному взаимодействию с системой профессионального образования. В значительной степени проблемы качества профобразования и структуры подготовки кадров связаны с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей к формированию заказа на подготовку специалистов, организации профессионального обучения, вложению ресурсов предприятий в развитие профобразования. Наблюдавшаяся в последние годы положительная динамика заключения договоров на подготовку кадров между предприятиями и областными профессиональными училищами не подкреплена реальными обязательствами работодателей по развитию материально-технической базы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Вследствие низкой оплаты труда, предлагаемой работодателями (как правило, это 2, 5-3 тысячи рублей в месяц), лишь одна треть выпускников профессиональных училищ реально трудоустраивается на те предприятия, где проходили производственную практику. Таким образом, существующая система начального профессионального образования морально устарела и не в состоянии адекватно ответить экономическим вызовам, предъявляемым развивающейся промышленностью. Если не предпринять мер по модернизации этой системы, то уже в ближайшие 3-5 лет эта система утратит свою роль на рынке образовательных услуг и уступит место центрам подготовки, которые будут вынуждены создавать сами предприятия.
|