Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория сравнительных преимуществ Рикардо во внешней торговле






При определении закономерности внешнеэкономической деятельности одним из основных критериев является международные цены и механизм их формирования. И не просто цены, а соотношение внутренних и внешних цен. Бразилия продает кофе, Саудовская Аравия - нефть, Япония - компьютеры именно потому, что при существующем ныне соотношение внутренних и мировых цен производителям и поставщикам этих стран выгоднее реализовывать свою продукцию иностранцам (цены мирового рынка выше внутренних цен). В то же время Японии выгоднее покупать бразильский кофе и саудовскую нефть, а в Бразилии и Саудовской Аравии - японскую электронику по той же причине - собственное производство товаров, импортируемых обойдется дороже.

По сути, это тот принцип, которого придерживался еще Адам Смит. Автор «Богатства народов» утверждал, что условием международной торговли служит различие в ценах, различие в размерах абсолютных расходов, которые несут внешнеторговые партнеры на производство товаров, которые обмениваются.

Выступая против искусственного ограничения торговли, Смит заявлял, что торговать надо с теми странами, где продукты дешевле: Если вина Франции лучше и дешевле португальских вин или если ее полотно лучше полотно Германии, то для Великобритании выгоднее покупать нужное ей вино и зарубежное полотно во Франции, а не в Португалии и Германии.

Зачем производить виноград в Шотландии, ведь вино там в 30 раз дороже, чем в Португалии. Целесообразнее покупать вино там, где оно дешевле.

Принцип Смита - принцип абсолютных расходов. Согласно этому принципу нужно импортировать товар из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки производства которых ниже, чем в экспортера.

Смит утверждал, что торговля, которая, за исключением воздействий или препятствий, естественно и нормально ведется между двумя странами, всегда выгодна, хотя и не всегда в равной степени обоим странам.

В противоположность Смиту, Давид Рикардо считал, что предпосылкой международного товарообмена не обязательно должна быть различие абсолютных издержек. Как быть, если страна не обладает абсолютным преимуществом и имеет равные расходы? Останется ли она в выигрыше, если будет экспортировать часть своих товаров?

Национальные государства, по мнению Д.Д. Рикардо, получают экономический эффект за счет производства и экспорта товаров, которые обходятся им относительно дешевле, и импорта товаров, которые производятся за границей сравнительно дешевле, чем внутри страны. Этот принцип он поясняет на примере торговли сукном и вином между Португалией и Англией. При этом предполагается, что торговля осуществляется на эквивалентных началах. Если даже издержки производства сукна в Англии несколько выше, чем в Португалии, а вина значительно выше, то все равно внешнеторговый обмен сукном и вином между этими странами является взаимовыгодным (исходя из принципа абсолютных издержек А. Смита такая торговля не имеет смысла для Португалии, потому, что она ей не выгодна)[6].

На ряде примеров Рикардо доказывает, что абсолютное преимущество в затратах - не обязательное условие торгового обмена. Достаточно, чтобы между торгующими странами различались сравнительные затраты.

Во времена Рикардо издержки производства сукна в Англии были несколько выше, чем в Португалии. Но, по мнению Рикардо, Англии все равно выгоднее экспортировать сукно, а Португалии выгоднее его покупать (хотя в последней издержки производства сукна ниже). В свою очередь, Португалия будет заниматься экспортом вина, производство которого дешевле, чем в Англии.

Сукно в Португалии дешевле. Но вследствие торгового обмена Португалия получит больше сукна, чем если бы она производила его сама. Выручка от продажи вина и «потери» от покупки английского сукна компенсируют различие в сравнительных затратах.

Допустим, что затраты на производство одинакового количества вина в Португалии - 100 условных единиц (например фунтов стерлингов), а в Англии - 3000. В то же время затраты на производство одного и того же количества сукна в Португалии - 300 единиц, а в Англии - 350. Тогда Португалия экспортировав в Англию данное количество вина получает эффект в размере 2900 (3000 - 100) единиц и сможет на эту сумму закупить значительно большее количество сукна, чем если бы она производила его сама. В то же время выгода Англии заключается в том, что продав сукно в Португалию, она закупит за это сукно значительно большее количество вина, чем если бы она сама его производила[7].

Пример с обменом английского сукна на португальское вино Рикардо иллюстрирует расчетам, построенными на затратах рабочего времени. На изготовление сукна нужен труд ста человек, на изготовление вина - труд восьмидесяти человек. Труд ста англичан, отмечает Рикардо, не может быть отдана за труд восьмидесяти англичан, но продукт труда ста англичан может быть отдан за продукт труда восьмидесяти португальцев, шестидесяти русских или ста двадцати индусов.

Основной вывод, к которому пришел Рикардо, свидетельствует: Правило, регулирующее относительную стоимость товаров в одной стране, не регулирует относительную стоимость товаров, которые обмениваются между двумя или несколькими странами. При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые для - самые выгодные.

Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды. Именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, хлеб должен обрабатываться в Америке и Польше, а различные металлические изделия и другие товары должны изготовляться в Англии.

Однако и принцип сравнительных издержек представляет собой некоторое упрощение, поскольку не отражает всей сложности внешнеэкономических связей. Модель Рикардо - это модель торговли между двумя странами, которая не учитывает изменения относительных издержек, различия в производственных возможностях торгующих стран, невозможности идти по пути полной специализации в производстве.

Рикардо исходил из того, что различия в производственных затратах определяются преимущественно различиями в природных, географических условиях. Этот принцип в целом справедлив, но не исчерпывает всех возможностей. На мировом рынке торгуют не только нефтью и апельсинами. Все большую долю во внешнеторговом обмене занимают товары обрабатывающей промышленности, услуги. В формировании мировых цен на производство и торговлю такой продукцией все более значительную роль играют не только природные условия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал