Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
п/п
| Вид учебной работы
| Количество часов
| 1.
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| 2.
| Обязательная аудиторной учебная нагрузка (всего)
|
| | в том числе:
| | | практические занятия
|
| 3.
| Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя (всего)
|
| | практические занятия
|
| 4.
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| | домашние работы
|
| 5.
| Итоговая аттестация в форме четвертных, семестровых просмотров (экзаменов)
| 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уро-вень осво-ения
| | Всего
| Обязательные, включая дополнительную работу над завершением программного задания под руководством преподавателя
| Самостоя-тельная работа обучаю-щихся
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| | | | I курс, 1 семестр
| | | | | | 1.
| Тема № 1.
Вводная беседа о рисунке. Зарисовки предметов быта.
| Роль и значение рисунка в процессе обучения. Рисунок с натуры, как основа реалистического изображения. Задачи курса рисунка. Распределение материала по годам обучения.
Зарисовки предметов быта. Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – приобретение навыков рисования с натуры.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, задачи: приобретение навыков рисования с натуры.
|
|
|
| 1, 2
| | 2.
| Тема № 2.
Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 2 геометрических тел (параллелепипед с лежащим цилиндром).
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени.
Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов.
Доп. работа: зарисовки академической постановки с различных точек. Задача: развить у учащихся пространственное мышление, решение пространственных задач.
Домашнее задание: изображение предметов геометрической прямоугольной формы на разных уровнях. Задача: верная передача перспективных сокращений, линии горизонта и точки схода.
Самостоятельная работа: изображение предметов домашнего обихода, задача: закрепление знаний и навыков, полученных на академическом задании.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 3.
| Тема № 3.
Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3 геометрических тел (куб, конус, 6-гранник).
| Натюрморт, включающий куб, призму, пирамиду или цилиндр ставятся ниже уровня горизонта.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени.
Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов.
Примечание: предварительно выполнить на полях листа наброски группы предметов для нахождения лучшей композиции.
Доп. работа: изображение тел вращения (конус, шар, цилиндр), задача: зарисовки группы предметов для лучшего решения композиции натюрморта.
Домашнее задание: изображение предметов круглой формы, задачи: определение светотеневой градации.
Самостоятельная работа: изображение предметов домашнего обихода, задача: для лучшего решения перспективного сокращения, степень сокращения овалов в зависимости от линии горизонта.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 4.
| Тема № 4. Тональный рисунок натюрморта с гипсовым шаром и небольшим предметом (спичечный коробок).
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное.
Задача – тональными средствами вылепить сферическую поверхность шара в пространстве с четким делением на тень, свет, полутень, рефлекс.
Примечание: рядом с шаром следует положить спичечную коробку для более точного определения величины шара и его положения на плоскости, ощущения его материальности. В этом задании следует усилить внимание к владению штрихом, умению решить большое пространство фона, не оставляя белых полей и т.д.
Доп. работа: зарисовки шара, задачи: освоение техники штриховки предметов круглой формы.
Домашняя работа: зарисовки предметов быта шарообразной формы. Задачи: научиться пластическому освоению сложной объемной формы.
Самостоятельная работа: рисунки овощей и фруктов различными материалами (уголь, сангина, цв. карандаш), задача: лепка формы предметов тоном.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 5.
| Тема № 5.
Тонально-конструктивный рисунок складок висящей драпировки.
| Драпировка прикреплена к стене в двух точках на разной высоте. Рисунку предшествует беседа о складках, о характере складок ткани (свободновисящие, обвертывающие, натяжные и пр.) в зависимости от формы предмета, на котором находится ткань и т.д.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное.
Задача – передача характера складок ткани, их формы, провисание складок. Определение плоскости стены, на которой повешена ткань. Выявление пространства в драпировке и объема складок.
Доп. работа: рисунки складок. Задача: выявление различия распределения светотени на разных типах складок.
Домашняя работа: складки, задачи: тон и пространство (техника и смягчение тона).
Самостоятельная работа: рисунки различного типа складок (обмотанная форма, драпировка на шаре, радиальные складки (рубашка, блузка, скомканная, смятая драпировка), задача: передача характера складок, закрепление изученного материала.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 6.
| Тема № 6.
Тонально-конструктивный рисунок гипсовой вазы с драпировкой.
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой.
Задача – закрепление знаний, полученных в процессе рисования геометрических тел и складок ткани. Взаимодействие предметов друг с другом.
Доп. работа: зарисовки гипсовой вазы в разных положениях много ниже линии горизонта. Задача: грамотный рисунок при ясной перспективе.
Домашняя работа: зарисовки домашних предметов (ваза, горшок) с четко выраженной симметрией. Задача: закрепление знаний, полученных в процессе рисования тел вращения.
Самостоятельная работа: рисование предметов сложной формы, конструктивное решение.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 7.
| Тема № 7.
Линейно-конструктивный рисунок розетки (симметричный).
| Выполняются два рисунка.
1 задание: линейно-конструктивным методом построить розетку.
2 задание: линейно-конструктивное решение со светотенью. Освещение искусственное.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное со средой.
Задача – построение орнамента и передача пластической формы.
Доп. работа: зарисовки с натуры розетки, задачи: выявление характера конкретного предмета с его пропорциональными характеристиками.
Домашняя работа: зарисовки розетки в различных ракурсах. Задачи: изучение конструктивного построения с помощью линейной перспективы.
Самостоятельная работа: рисунок розетки по памяти, задача: передача сложной формы, конструктивных плоскостей объема.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 8.
| Тема № 8.
Линейно-конструктивный рисунок гипсовой капители в ракурсе (дорическая капитель).
| Капитель ионического или дорического ордера ставится под наклоном, в ракурсе. Рисунок носит кратковременный характер.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени.
Задача – правильное построение капители линейно-конструктивным методом. Умение анализировать сложную форму, согласуя её с наклонной центральной осью.
Доп. работа: рисунок капители в различных ракурсах, задачи: выполнение конструктивного построения, изучение пропорциональных взаимодействий частей формы.
Домашняя работа: рисунки гипсовой капители. Задачи: развить у учащихся активное восприятие сложной формы.
Самостоятельная работа: нарисовать фронтальное изображение капители, схематическое пропорционирование. Задача: формирование у учащихся аналитического мышления.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 9.
| Тема № 9.
Тональный рисунок асимметричного гипсового орнамента растительного характера
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой.
Задача – построение асимметричного орнамента, передача красоты и выразительности пластической формы орнамента. Передача объема орнамента с помощью тона.
Передача большой формы с внимательной проработкой объема без нарушения целого.
Доп. работа: кратковременный рисунок ассиметричного орнамента. Задачи: научиться пластическому освоению сложной рельефной формы.
Домашняя работа: зарисовки в параллельных аудиториях ассиметричного орнамента. Задача: закрепление знаний и умений последовательного ведения работы.
Самостоятельная работа: рисунок по памяти (ассиметричный орнамент). Задачи: правильное определение и построение основных масс сложной формы орнамента.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
| -
| | | | I курс, 2 семестр
| | | | | | 10.
| Тема № 10. Зарисовки предметов быта.
| Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа.
Задача – закрепление навыков рисования с натуры.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов сложной формы. Задачи: линейно-конструктивное решение формы (сквозная прорисовка), передача линейно-воздушной перспективы, пространства.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 11.
| Тема № 11.
Тональный рисунок натюрморта в интерьере мягким материалом.
| Предметами натюрморта могут быть: крупная гипсовая ваза, драпировка со складками, книга, скрипка, домбра, ноты и драпировка.
Материалы – соус, сепия. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное.
Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного.
Самостоятельная работа: зарисовки натюрмортов из предметов быта с драпировкой на предмете. Задача: обратить внимание на главное и второстепенное, усилить роль композиции. Передать материальность предметов и драпировки. Активнее использовать тонированную бумагу.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 12.
| Тема № 12.
Тональный рисунок тематического натюрморта из бытовых предметов с фактурой (и гипсовым предметом).
| Предметы, входящие в натюрморт, должны быть различны по форме, тону и материалу, но объединены смыслом.
Материалы – соус, сепия, графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное.
Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного. Передача общего состояния и материальности.
Самостоятельная работа: зарисовки натюрмортов из предметов быта с драпировкой на предмете. Задача – передать характер складок, возникающих в зависимости от формы предмета. Подчеркнуть места соприкасания драпировки и формы.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 13.
| Тема № 13.
Линейно-конструктивный рисунок гипсовой маски тигра.
| Материалы – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени.
Задача – построение маски линейно-конструктивным методом с введением светотени, подчеркивающей большую форму, рисунок является переходным этапом к рисованию гипсовой головы человека.
Самостоятельная работа: многочисленные зарисовки маски тигра в различном положении и ракурсах. Задачи: рисование парных форм, передача сложной пластики симметричной формы. По окончании зарисовок попрактиковаться в рисовании по памяти (на построение)
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 14.
| Тема № 14.
Гипсовая голова, беседа. Линейно-конструктивный рисунок обрубовочной головы и черепа.
| Необходимо провести беседу о строении, пропорциях и методах рисования гипсовой головы. Беседа о строении головы человека и о её изображении. Беседа проводится с показом черепа, гипсовых античных слепков, выполненных рисунков и других пособий. Большая форма головы. Профильная линия. «Крестовина» - линия, идущая сверху в низ и делящая голову на две симметричные части и пересекающая её линия, идущая через слезники. В процессе объяснения учащиеся выполняют кратковременный рисунок голов, зарисовывают принципиальную схему её построения. Размер ¼ листа.
Рисунок обрубовочной головы и черепа на одном листе.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое.
Задача – линейно-конструктивным методом с введением светотени построить обрубовочную голову и череп.
Примечание: это задание необходимо также выполнить по памяти, чтобы учащиеся не только умели рисовать с натуры, но и запоминать анатомическое строение черепа и сокращение планов в пространстве.
Самостоятельная работа: зарисовки обрубовочной головы и черепа в разных положениях.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 15.
| Тема № 15.
Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы в 2-3 поворотах.
| На одном листе бумаги нужно скомпоновать два – три рисунка. При рисовании головы следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени.
Самостоятельная работа: зарисовки черепа и анатомической головы, задача: уметь рисовать череп человека в любом повороте и ракурсе. Конструктивное понимание и изображение черепа и анатомической головы в основных характеристиках формы, (опираться на Г. Баммеса).
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 16.
| Тема № 16.
Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы.
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью.
Задача – передача большой формы и характера головы.
Самостоятельная работа: рисование гипсовых слепков частей лица (нос, губы, ухо, глаза), задача: изображение частей лица головы Давида следует решать линейно-конструктивным методом.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 17.
| Тема № 17.
Тонально-конструктивный рисунок женской гипсовой греческой головы.
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью.
Задача – передача большой формы и характера головы.
Самостоятельная работа: рисование гипсовых античных голов и масок (женская, мужская) стоящих в натурных постановках учебных классов (Апоксиомен, Аполлон, Диана, Венера и т.д.). Задача: решение конструктивное с легкой светотенью большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязки частей лица с общей формой головы.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
| -
| | | | II курс, 3 семестр
| | | | | | 18.
| Тема № 18.
Наброски
| Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа.
Задача – ознакомление с головой человека, анализ большой формы.
Самостоятельная работа: выполнение краткосрочных зарисовок головы человека используя линию и пятно. цель- изучение пропорций
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 19.
| Тема № 19.
Рисунок гипсовой античной головы в двух поворотах
| На одном листе бумаги выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся, рисуя голову, периодически пересаживаются так, чтобы попеременно видеть голову в фас и в профиль.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение конструктивное с легкой светотенью.
Задача – проследить за сокращением формы в зависимости от поворота, передать пропорции головы, её характер. Третий рисунок рекомендуется сделать в третьем ракурсе по представлению.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с гипсовых голов (Диана, Венера) в различных поворотах. рисунки линейно-конструктивные с условным тоном. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций головы человека при перспективных сокращениях, сохраняя характерные черты модели.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 20.
| Тема № 20.
Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, губы, ухо, глаза)
| На одном листе бумаги нужно скомпоновать два – три рисунка. При рисовании частей лица следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени.
Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных зарисовок с каждой отливки частей лица (нос, глаза, ухо) Задвчи- закрепление навыков в анализе сложных форм с разных углов зрения.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 21.
| Тема № 21.
Рисунок античной гипсовой головы
| Дорифор, Диадумен, Апоксиомен.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью.
Задача – решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязка частей лица с общей формой головы. Детальная проработка формы.
Самостоятельная работа: Выполнение нескольких зарисовок гипсовых голов. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций, подчинение мелких форм крупным.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 22.
| Тема № 22.
Рисунок гипсовой головы Сократа
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Освещение – верхнее, боковое.
Задача – размещение головы в листе бумаги – композиционное решение; умение подчеркнуть детали в большой форме; передача характера и гипса. Рисунок выполняется с фоном.
Самостоятельная работа: Выполнение краткосрочных зарисовок с гипсовой головы Сократа. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций и характера модели.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 23.
| Тема № 23.
Рисунок гипсовой головы Гомера
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Освещение – верхнее, боковое.
Задача – закрепить полученные знания. Решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями; умение подчеркнуть детали в большой форме; передача характера и гипса. Рисунок выполняется с фоном.
Самостоятельная работа: Выполнение краткосрочных зарисовок с гипсовой головы Гомера. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций и характера модели.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 24.
| Тема № 24. Рисунок крупной гипсовой головы (Зевс, Геракл)
| Контрольное задание. Этим заданием учащиеся заканчивают знакомство с гипсовой головой. Поэтому рисунок должен отвечать всем требованиям рисования гипсовой головы, тональными средствами.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное.
Задача – это задание должно вмещать в себя все задачи, поставленные в 3 семестре.
Самостоятельная работа: выполнение нескольких зарисовок крупной головы. Задачи- закрепление навыков в работе с крупными формами, в умении подчинить мелкие формы крупным.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
| -
| | | | II курс, 4 семестр
|
|
|
|
| | 25.
| Тема № 25.
Вводная беседа. Голова человека (наброски)
| Провести беседу о строении и характере живой головы. Для беседы подобрать две модели разнохарактерного строения. Объяснить учащимся сходство и различие моделей.
Материал – графитный карандаш.
Задача – передача строения и характера живой головы.
Самостоятельная работа: выполнение множества краткосрочных зарисовок с головы человека. Задачи- формирование навыков в передаче характерных пропорций модели
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 26.
| Тема № 26.
Рисунок черепа человека в двух поворотах
| На одном листе выполняются два рисунка черепа в разных поворотах (фас, три четверти, профиль). Проводится беседа о его конструкции. Два часа отводится на наброски черепа.
Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона.
Задача – уметь рисовать череп человека в любом ракурсе и повороте.
Конструктивное понимание строение черепа человека в основных характеристиках. Светотеневое решение пластической формы черепа. Практическое закрепление материала, пройденного в курсе пластической анатомии.
Самостоятельная работа: выполнение многочисленных зарисовок черепа человека в разных положениях с минимальным использованием тона. Задачи- закрепление навыков в рисовании черепа человека, анализе больших конструктивных форм в перспективе.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 27.
| Тема № 27.
Рисунок головы натурщика в двух поворотах
| На одном листе выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся попеременно рисуют голову в фас и в профиль.
Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона.
Задача – передача характера модели в двух поворотах, проследить за сокращением основных форм головы и сокращением их в перспективе.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы одной модели в разных поворотах. Задачи- закрепление навыков в передачи характерных пропорций с разных точек зрения с учетом перспективных сокращений.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 28.
| Тема № 28.
Рисунок анатомической головы Гудона и черепа в том же повороте
| Выполняются на одном листе бумаги в том же повороте.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное. Освещение – сверху, спереди, не дающее больших падающих теней.
Задача – композиционное расположение головы и черепа на листе. Построение анатомической головы Гудона и черепа. Определение основных плоскостей, создающих поверхность черепа и её частей. Нахождение светотенью границ перелома формы (гребень формы).
Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных зарисовок анатомической головы Гудона и черепа в одинаковом положении.
Задачи- закрепление навыков а анализе анатомической формы головы и черепа.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 29.
| Тема № 29.
Рисунок головы натурщика
| Модель подбирается с крупными чертами лица.
Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, с легкой светотенью.
Задача – передача большой формы головы без лишних деталей, конструктивно-объемным методом с введением светотени.
Самостоятельная работа: выполнение нескольких краткосрочных зарисовок головы человека, используя линию и легкий тон. Задачи- закрепление навыков в изображении головы человека с передачей характерных пропорций.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 30.
| Тема № 30.
Рисунок головы натурщика в платке или головном уборе
| Платок или косынка помогают учащимся увидеть большую форму головы без лишних деталей.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное.
Задача – передача характера модели и складок платка, подчеркивающих большую форму головы.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы человека в головном уборе с легким тоном. Задачи- закрепление навыков в изображении анатомически правильной формы головы модели, подчиняя детали большой массе, обобщенной головным убором.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 31.
| Тема № 31.
Рисунок анатомической полуфигуры человека
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – верхнее – боковое.
Задача – изучение мышц, связь головы и шеи с плечевым поясом.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с гипсовой полуфигуры и с полуфигуры натурщика. Задачи- закрепление и дальнейшее освоение материала по анатомии человека на примере гипсовой и живой модели. Особое внимание в зарисовках уделяется участкам сочленения форм
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 32.
| Тема № 32.
Рисунок головы натурщика с плечевым поясом
| Модель ставится обнаженной по пояс или в майке.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – естественное.
Задача – связь головы и шеи с плечевым поясом. Изучение мышц методом конструктивно-аналитического анализа формы.
Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных и тональных зарисовок с головы и плечевого пояса натурщика, уделяя особое внимание сочленению головы и шеи.
|
|
|
| 1, 2, 3
| |
| Тема № 33.
Рисунок обнаженной полуфигуры.
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное.
Задача – определить основные пропорции человека, выявить характер модели и объем полуфигуры тоном.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
| -
| | |
| III курс, 5 семестр
|
|
|
|
| | 34.
| Тема № 34.
Вводная беседа. Фигура человека
| Модель ставится обнаженной по пояс или в майке.
Беседа о строении и пропорциях человеческого тела.
Наброски с обнаженной мужской фигуры человека с натуры.
За отведенное время учащиеся должны выполнить два кратковременных рисунка по 1 часу, ряд набросков – от 5 до 15 минут.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное.
Задача – найти движение фигуры, определить основные пропорции человека.
Доп. работа: наброски-зарисовки с модели на движение и постановку ф. на плоскость.
Домашнее задание: изучение – копирование с пособий по пластической анатомии Г. Баммеса
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 35.
| Тема № 35.
Рисунок скелета человека в 2 положениях
| Объект постановки: скелет фигуры человека. Выполняются два рисунка на одном листе: вид спереди – 10 часов, вид со спины – 10 часов.
Материал – графитный карандаш. Размер – 1 лист. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени.
Задача – практическое закрепление знаний по пластической анатомии.
Доп. работа: наброски-зарисовки со скелета в разных положениях.
Домашнее задание: изучение – копирование с пособий по пластической анатомии Г. Баммеса
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 36.
| Тема № 36.
Рисунки частей тела человека (верхние конечности, нижние конечности)
| Рисунок верхних конечностей. На одном листе нужно скомпоновать руку натурщика и в том же положении скелет руки. В случае, когда педагог не может найти модель с достаточно ясно выраженной формой, он может использовать гипсовые слепки.
Рисование стопы, голени и коленного сустава.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени.
Задача – основная задача направлена на изучение скелета и мышц человека, а также их рисование в дальнейшем по памяти.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 37.
| Тема № 37. Анатомическая фигура Гудона без вытянутой руки (2 задания)
| Выполняются 2 задания: вид спереди, вид со спины.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное.
Задача – пластическое построение фигуры, изучение мышц, лепка формы основных масс фигуры.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 38.
| Тема № 38.
Рисунок головы натурщика
| Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное.
Задача – закрепление знаний, полученных при рисовании живой головы. Задача может быть усложнена, если натура имеет характерные черты лица. Натурщик не просто модель, а человек с определенным характером.
Доп. работа: конструктивно-пластические зарисовки голов в разных положениях.
Самостоятельная работа: копирование с анализом конструктивного построения с пособий.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 39.
| Тема № 39.
Рисунок одетой мужской полуфигуры с руками
| Модель ставится таким образом, чтобы выявить голову и кисти рук.
Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное.
Задача – выявление главного с внимательной проработкой головы и кислей рук, выявление характера модели и объема полуфигуры тоном.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
|
| | |
| III курс, 6 семестр
|
|
|
|
| | 40.
| Тема № 40.
Наброски фигуры человека
| Материал – на выбор. Размер – ¼, 1/8 листа.
Задача – приобретение навыков рисования фигуры человека с натуры.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 41.
| Тема № 41.
Рисунок обнаженной фигуры человека с врисовыванием скелета
| Натурщик ставится в простой позе с опорой на одну ногу.
Примечание: сначала делается рисунок с фигуры натурщика. При рисовании модели нужно акцентировать внимание на те места, где кости скелета подходят к кожному покрову и наиболее полно определяют форму; затем производится врисовывание скелета (основных анатомических узлов).
При выполнении этого задания учащиеся должны пользоваться скелетом и анатомическими рисунками.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени.
Задача – учащийся должен изучить, в какой степени взаимосвязь скелета и мышц определяет форму человеческого тела.
Подводятся итоги знаний учащихся по пластической анатомии.
Доп. работа: наброски-зарисовки с фигуры человека и скелета человека.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки, копии с пособий по пластической анатомии, включая рис. Отдельных частей фигуры человека.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 42.
| Тема № 42.
Рисунок одетой и обнаженной фигуры в одной и той же позе
| Для одетой и обнаженной фигуры ставится модель в легком платье типа «туники». Движение фигуры должно быть не сложным, но выразительным, чтобы складки лежали свободно и подчеркивали форму фигуры. В начале учащиеся рисуют обнаженную фигуру, затем выполняют рисунок одетой фигуры в том же положении, проверяя и корректируя его по обнаженной модели.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – искусственное, не контрастное. Решение – тональное.
Задача – изучение и расположение складок на фигуре человека. Рекомендуется чередовать рисунок с обнаженной и одетой фигуры.
Доп. работа: наброски-зарисовки складок одежды, определяющих строение человеческого тела.
Самостоятельная работа: копии с работ и пособий, изображающих человека в одежде.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 43.
| Тема № 43.
Рисунок головы натурщика
| Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное.
Задача – закрепление знаний, полученных при рисовании живой головы. Задача может быть усложнена, если натура имеет характерные черты лица. Натурщик не просто модель, а человек с определенным характером.
Доп. работа: конструктивно-пластические зарисовки голов в разных положениях.
Самостоятельная работа: копирование с анализом конструктивного построения с пособий.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 44.
| Тема № 44.
Рисунок обнаженной мужской фигуры
| Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – тональное.
Задача – четкая постановка фигуры на плоскости, связав следки с постаментом или полом. Передать движение и живую форму с её пластическими особенностями.
Доп. работа: наброски по изучению постановки с разных положений.
Самостоятельная работа: копирование-изучение, наброски-зарисовки как одетой, так и обнаженной фигур.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 45.
| Тема № 45.
Рисунок гипсовой фигуры (Венера, Раб - Микеланджело)
| Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное с фоном.
Задача – найти движение и пропорции фигуры, выявить крупные формы тональными средствами.
Доп. работа: зарисовки по изучению модели, включая отдельные части гипсовой фигуры.
Самостоятельная работа: копирование образцов мирового искусства.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 46.
| Тема № 46.
Рисунок обнаженной женской фигуры
| Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу.
Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное.
Задача – внимательная проработка основных узлов человеческого тела. Передача пластических особенностей женской модели.
Доп. работа: наброски-зарисовки с обнаженной модели.
Самостоятельная работа: копирование образцов мирового искусства, наброски с живой модели.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 47.
| Тема № 47.
Рисунок одетой фигуры человека в неглубоком пространстве
| Материал – графитный или угольный карандаш. Размер – по указанию педагога. Освещение – верхнее. Решение – тональное с фоном.
Задача – проверка всех знаний и практических навыков за 3 курс. Итоговое задание.
Доп. работа: зарисовки по компоновке постановки, по изучению складок, подчеркивающих фигуру.
Самостоятельная работа: копирование образцов одетой фигуры, зарисовки-наброски с одетой фигуры.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
|
| | | | IV курс, 7 семестр
|
|
|
|
| | 48.
| Тема 48.
Наброски и кратковременные рисунки обнаженной фигуры человека
| Под руководством преподавателя выполняются наброски и зарисовки обнаженной и одетой фигуры человека в качестве подготовительной работы к будущим учебным заданиям. Материал свободный, размер листа определяется рисующим.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 49.
| Тема № 49. Рисунок обнаженной фигуры в ракурсе
| Выполняется кратковременный рисунок фигуры в сильном ракурсе. В работе над композицией, особенно при зарисовках и в набросках, учащимся приходится часто сталкиваться с ракурсом. Модель должна быть расположена выше линии горизонта рисующих.
Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с намеченной светотенью. Задача: грамотно построить фигуру человека с учетом ракурса, применяя знания линейной перспективы. Дополнительная работа: передача объема фигуры и пространства в постановке. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека в ракурсе. Самостоятельная работа: выполнение композиционной зарисовки с разных ракурсов. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 50.
| Тема № 50.
Рисунок головы натурщика
| Постановка должна носить тематический характер (рыбак, лесоруб, актер и т.д.).
Материал – свободный. Размер – ½ листа. Освещение – в зависимости от характера постановки. Решение – тональное.
Задача: передать характер модели, грамотное композиционное решение постановки. Дополнительная работа: Образное решение портрета. Домашнее задание: краткосрочные зарисовки головы человека. Самостоятельная работа: предварительнаякомпозиционная зарисовка. Формат А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 51.
| Тема № 51.
Рисунок одетой фигуры в интерьере
| Фигура может быть поставлена в аудитории, коридоре, вестибюле и должна быть подчинена интерьеру. При решении этой задачи нужно помнить, что фигура является как бы масштабом интерьера.
Материал – по указанию педагога. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное.
Задача: грамотно нарисовать фигуру и вписать её в пространство интерьера. Дополнительная работа: передача связи фигуры с окружающим пространством за счет мягких касаний с фоном. Домашнее задание: зарисовки одетой фигуры мягким материалом. Самостоятельная работа: тональный эскиз постановки с разных ракурсов. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 52.
| Тема № 52.
Рисунок обнаженной женской фигуры
| Постановка ставится в сложном движении (Винт). Модель ставится так, чтобы движение её основных осей постепенно закручивалось в одну сторону, кроме головы с шеей, которые уравновешивают движение фигуры.
Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное.
Задача – объемно-конструктивным методом передать движение фигуры и определить основные оси. Необходимо обратить внимание на направление осей таза и плечевого пояса и выделить опорные моменты при помощи тональных акцентов. Дополнительная работа: передача объема фигуры тоном. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры в движении. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки фигуры с разных сторон. Формат А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| |
| Тема № 53.
Рисунок одетой полуфигуры с руками
| Желательно придать постановке смысловое значение (например: кружевница, каменщик, плотник с аксессуарами, присущими данным профессиям). Постановка не должна перегружаться большим количеством деталей, так как это отвлекает учащихся от основной задачи, в том числе композиционной.
Материал – свободный. Размер – до 1 листа. Освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное.
Задача: композиционно разместить в листе полуфигуру человека с предметом профессионального труда. Подчинить складки одежды строению человеческого тела. Тонально проработать рисунок. Дополнительная работа: передача материальности деталей постановки, используя все возможности мягкого материала. Домашнее задание: наброски и зарисовки одетой полуфигуры. Самостоятельная работа: композиционные тональные зарисовки полуфигуры (с руками). Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| |
| Тема № 54.
Рисунок мужской обнаженной фигуры (итоговое задание)
| Материал – по указанию преподавателя. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное с фоном.
Задача: в этом задании учащиеся должны продемонстрировать на практике итог приобретенных знаний в работе над обнаженной фигурой человека. Дополнительная работа: подведение рисунка к стадии завершенности за счет полного тонального разбора. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение композиционного наброска. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | Итого:
|
|
|
| -
| | | | IV курс, 8 семестр
|
|
|
|
| | 56.
| Тема № 56.
Наброски и кратковременные рисунки одетой и обнаженной модели
| Прежде, чем приступить к контрольным заданиям, учащимся представляется возможность улучшить профессиональную форму за счет набросков и коротких заданий, а также решить композиционно-пластические задачи: движение, отбор главного, силуэт, контраст, ритм. Во время набросков учащиеся используют графические средства: линия, светотень, пятно, а также умение пользоваться различными материалами: тушь, перо, кисть, карандаш, уголь, сангина, акварель.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | | | Контрольные задания
|
|
|
|
| | 57.
| Тема № 57.
Рисунок одетой фигуры
| Длительный рисунок. Тематическая постановка: охотник, шахтер, студентка и т.д.
Материал, размер и освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное с фоном. Задача: выявить характер, пластику фигуры и ее связь с фоном. Дополнительная работа: выполнение полного тонального разбора постановки. Домашнее задание: наброски фигуры человека. Самостоятельная работа: предварительная тональная зарисовка постановки. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 58.
| Тема № 58.
Рисунок головы натурщика или натурщицы
| Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном.
Задача: итог полученных знаний в рисовании головы. Дополнительная работа: образное решение портрета. Домашнее задание: зарисовки головы человека. Самостоятельная работа: выполнение самостоятельного композиционного наброска. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 59.
| Тема № 59.
Рисунок одетой полуфигуры (портрет с руками)
| Характер постановки зависит от модели.
Материал – свободный. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном.
Задача: передать характер модели и связь основных узлов полуфигуры. Найти выразительное композиционное решение. Дополнительная работа: выявление объема полуфигуры тоном, передача материальности деталей постановки. Домашнее задание: наброски одетой полуфигуры человека. Самостоятельная работа: выполнение предварительной тональной зарисовки. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | 60.
| Тема № 60.
Рисунок обнаженной фигуры человека (итоговое задание)
| Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Решение – тональное с фоном. Итоговое задание. Задача: единство всех элементов рисунка: композиционное размещение фигуры; движение, пропорции, постановка фигуры на плоскости; конструктивно-анатомическая связь основных узлов фигуры; лепка формы тоном.
В последних итоговых заданиях учащиеся показывают все знания и навыки, приобретенные за время учебы. Дополнительная работа: доведение рисунка до завершающей стадии за счет полного тонального разбора. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека. Самостоятельная работа: выполнение композиционного наброска. Формат А3, А4.
|
|
|
| 1, 2, 3
| | | | Итого:
|
|
|
|
| | | | Итого за весь период обучения:
|
|
|
| -
| | Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|