Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Данная тема призвана дать представления о комплексном характере теории аргументации и познакомить с ее логической основой – доказательством
Данная тема призвана дать представления о комплексном характере теории аргументации и познакомить с ее логической основой – доказательством. Это предполагает, прежде всего, выяснение содержания таких понятий, как «аргументация», «обоснование», «доказательство». Наиболее широким из них является аргументация, представляющая собой убеждающее воздействие в процессе речевой коммуникации и включающая в себя социальные, психологические, лингвистические и логические факторы воздействия на мнение человека. К аргументации могут быть отнесены не только корректные, но и некорректные приемы (например, «аргумент к силе», «аргумент к невежеству» и т.п.). Обоснование чаще рассматривается как синоним доказательства, так как обосновывать (доказывать) можно только корректными приемами. Основное внимание при изучении данной темы должно быть сосредоточено на доказательстве как логической составляющей аргументации. Здесь, прежде всего, необходимо усвоить структуру доказательства: тезис, аргументы и форму доказательства (демонстрацию). По способу обоснования тезиса различают прямое доказательство и косвенное. Если в прямом доказательстве рассуждение идет от аргументов к тезису, то в косвенном – путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений. Первое из разновидностей косвенного доказательства называется апагогическим (рассуждением от противного), а второе разделительным (методом исключения). Изучение правил доказательства удобно осуществлять, одновременно анализируя ошибки, возможные в аргументации, знакомясь с основными видами ложных доказательств. Доказательство в зависимости от своей цели может выступать в двух видах. Если оно направлено на установление истинности тезиса, то оно называется подтверждением, или собственно доказательством. Если же оно направлено на установление ложности тезиса, то оно называется опровержением. Следует иметь в виду, что опровержение может быть направлено и на тезис, и на аргументы, и на демонстрацию, но только в случае установления ложности тезиса доказательство считается опровергнутым, в остальных же случаях тезис только лишается оснований и может доказываться снова. Своего внимания требует соотношение понятий «опровержение» и «критика». С одной стороны, критика не всегда сопровождается показом ложности того или иного положения. Иногда достаточно показать просто необоснованность отстаиваемого оппонентом положения (то есть опровержение выступает частным случаем критики). С другой стороны, критика, как логическая операция, направлена на разрушение уже состоявшегося процесса аргументации. Знание сути доказательства и его основных видов и форм, отработка практических навыков по их идентификации в письменной и устной речи вооружает сотрудников органов внутренних дел умениями вести следственные и оперативные действия, дискуссию, полемику, спор.
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой аргументация в широком смысле и какие виды ее существуют? 2. Чем отличается доказательство от других видов аргументации? 3. В каких значениях используется слово «доказательство» в обыденной жизни, юридической практике и в логике? 4. В чем суть доказательства как логической формы? 5. Что общего и в чем различие между логическим доказательством и судебным доказыванием? 6. Какова логическая структура доказательства? 7. Что такое тезис, какова его роль в доказательстве и каким требованиям он должен отвечать? 8. Что такое аргументы, каково их значение в доказательстве и каким требованиям они должны отвечать? 9. Что такое демонстрация, какова ее роль в доказательстве и каким требованиям она должна отвечать? 10. Какие виды доказательства различают по способу демонстрации? 11. Как соотносятся доказательство и опровержение? 12. Какие способы опровержения возможны? 13. Как соотносятся опровержение и критика? 14. Какие доказательства называют прямыми? 15. Какие доказательства называют косвенными? 16. Каковы основные виды косвенных доказательств? 17. Что такое апагогическое доказательство и какова его особенность? 18. Что такое разделительное доказательство и какова его особенность? 19. Каковы правила доказательства по отношению к тезису? 20. Какие ошибки возможны при доказательстве тезиса? 21. Какие правила в доказательстве существуют по отношению к аргументам и какие ошибки здесь возможны? 22. Какие правила в доказательстве существуют по отношению к демонстрации и какие ошибки здесь возможны?
|