Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1- 2. История этических учений
1. Этические учения Древней Индии 2. Этические учения Древнего Китая 3. Древнегреческая этика 4. Этическая мысль Средних веков и Нового времени (специфика средневековой этики, этические воззрения И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, марксистская этика, этика экзистенциализма, этика ненасилия) 5. Этика постмодернизма 6. Русская и белорусская этическая мысль
Вопросы для дискуссии 1.Как вы понимаете четыре «благородные истины» буддизма? · Всякое существование принципиально является страданием · Причина страдания — влечение, желание, привязанность к миру, жажда бытия · Есть, тем не менее, состояние, в котором страдания нет (нирвана). Нирвана – состояние полного покоя и освобождения от круговорота сансары. · Есть путь, ведущий к прекращению страдания и обретению нирваны (Благородный Восьмеричный Путь ). 2. Прокомментируйте учение Конфуция о «благородном муже» 3.Согласны ли Вы с утверждениями Сократа? · добродетель тождественно знанию (зло по незнанию) · добродетельный человек более счастлив, чем злодей, просто потому, что он воплощает в свое жизни общие начала бытия (благо) · умеренность – это знание того, как обуздывать свои страсти · справедливость – это знание того, как выполнять законы божественные и человеческие 4. Согласны ли вы с высказыванием Аристотеля: «Добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность» 5. Как вы понимаете следующие суждения об особенностях этики христианства? · в противовес античному идеалу мудреца, христианство обращено к простым людям, «нищим духом»; · христианство провозгласила равенство людей перед Богом, выработала понятие «ближнего»; · источником морали в христианстве считается голос Бога в душе личности (то, что в современной морали называется совестью), что позволяет ей самостоятельно принимать нравственные решения; Источник веры - сердце · главным мотивом нравственного поведения провозглашается любовь (а не разум, как полагала античная этика); Бог – есть любовь. На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – Закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас». Он сам являл пример совершенной любви. · христианство выдвинуло целостный нравственный идеал воплощенный в Иисусе Христе, а не просто набор добродетелей, как это было в древнегреческой этике; · новый нравственный идеал христианства предполагал и новые добродетели: веру, надежду, любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение. Поясните содержание этих понятий. 6. Проанализируйте содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа. В чем заключается ее нравственный смысл? 7.Как понимать высказывание Августина: «Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу»? 8. Как вы понимаете формулировки категорического императива Канта: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» 9.Можно ли согласится с Кантом, что моральный долг – волевое состояние свободного и разумного существа. 10.Почему учение А.Шопенгаэура называют философией пессимизма? 11.Что означает «переоценка всех ценностей» по Ницше? Что понимал Ницше под моралью рабов и моралью господ? 12 Как понимать высказывание Ницше: «Величайшее из новых событий – что «Бог умер» и что вера в Христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает уже бросать на Европу свои первые тени. … Впредь с погребением этой веры должно рухнуть все воздвигнутое на ней, опиравшееся на нее, вросшее в нее, - к примеру, вся наша европейская мораль». 13. К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Как вы понимаете это высказывание? 14.В чем заключается мораль философского эссе А.Камю «Миф о Сизифе»? 15.Альберт Швейцер утверждал, что «Этика благоговения перед жизнью – это универсальная этика любви …». Прокомментируйте данное высказывание. Литература 1. Аристотель. Этика.- М. 2006 2. Конфуций. Изречения. – М. 2001 3. Сенека Люций Аней. Нравственные письма к Луцилию. – М. 1993 4. Марк Аврелий Антонин. Размышления. – Л. 1985. 5. Антология мировой философии: В 4т. – М. 1970-1971 6. Платон. Государство. Законы. Политик. – 1996 7. Августин. Исповедь. – М. 1991 8. Фома Аквинский. Сумма теологии. – Киев; М. – 2002 9. Домострой. – М. 1990 10. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М. – 1996 11. Монтень М. Опыты. – М. -! 960 12. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере: В 3т. М. – 1997-1999 13. Кант И. Критика практического разума /Кант И. Соч.: В 6т. Т 4. М. – 1965. 14. Лютер М. 95 тезисов. – СПб. - 2002 15. Ницше Ф. Сочинения. В 2т. М – 1997 16. Камю А. Бунтующий человек. М. – 1990 17. Камю А. Миф о Сизифе. М - 1990 18. Швейцер Альберт. Благоговение перед жизнью. М. – 1992 19. Фромм Э. Бегство от свободы. М. – 1995 20. Фромм Э. Искусство любви. Мн. 1990 21. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. – 1993.
|