Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава девятая. Мать по имени Ева






 

Прослеживая аккадские, а затем и шумерские корни Библии, можно понять истинный смысл библейских историй, и особенно тех, что изложены в Книге Бытия. Тот факт, что многие шумерские слова имеют не одно, а несколько значений, – в большинстве случаев, но не всегда, это объясняется исходными пиктограммами – служит главным препятствием для понимания шумерских таблиц и требует серьезного внимания к контексту. С другой стороны, склонность шумерских авторов широко использовать игру слов, делает чтение их текстов увлекательным занятием.

Так, например, анализируя библейскую историю о Содоме и Гоморре, я указал на то, что «соляной столб», в который превратилась жена Лота, оглянувшаяся посмотреть, что происходит в городе, в оригинальном шумерском варианте звучит как «столб водяного пара». Поскольку шумеры добывали соль в окутанных испарениями болотах, оригинальный шумерский термин «нимур» обозначает одновременно и «соль», и «пар». Несчастная жена Лота испарилась, а не превратилась в соль – в результате ядерных взрывов, уничтоживших мятежные города.

Что касается библейской истории Евы, то именно знаменитый специалист по истории шумерской цивилизации Сэмюэл Н. Крамер первым указал на то, что ее имя, которое переводится с древнееврейского как «та, в которой жизнь», а также ее происхождение из ребра

Адама, вполне возможно, уходят корнями в неоднозначность шумерского слова «ти», которое обозначает одновременно и «жизнь», и «ребро».

В предыдущей главе уже упоминались некоторые оригинальные или двойные значения слов. Дополнительную информацию о Еве и ее происхождении можно получить путем сравнения Библии с шумерскими текстами и анализа шумерской терминологии.

Как мы уже видели, манипуляции с генами проводились Энки и Нинту в специальном помещении, которое в аккадской версии мифа называлось «Бит Шимти» – «дом, где вдыхается ветер жизни». Это название точно передает назначение этого специального помещения, то есть лаборатории. Однако здесь следует принять во внимание склонность шумеров к игре слов – это прольет дополнительный свет на источники историй о ребре Адама, об использовании глины и о дыхании жизни.

Как уже отмечалось выше, аккадское название происходит от шумерского термина ШИ.ИМ.ТИ, составного слова, смысл каждого из трех компонентов которого обогащается и усиливается при объединении с остальными двумя. «Ши» – это то, что в Библии названо словом нефеш, которое обычно переводится как «душа», но имеет более точное значение – «дыхание жизни». «Им» имеет несколько значений в зависимости от контекста. Это слово может обозначать «ветер», а может и «бок». В текстах по астрономии оно указывает на спутник, который находится «бок о бок» с планетой, в геометрических трактатах оно обозначает сторону квадрата или треугольника, а в анатомии – ребро. Древнееврейский синоним «села» и сегодня обозначает как сторону геометрической фигуры, так и ребро человека. И что самое Удивительное, слово «им» имеет и четвертое значение – «глина»…

Слово «ти» делает шумерскую лингвистическую головоломку еще занимательнее – как будто множества значений «им» (ветер/бок/ребро/глина) недостаточно. Оно, как уже отмечалось раньше, имеет два значения: «жизнь» и «ребро» – последнее аналогично аккадскому слову «силу», от которого произошло древнееврейское «села». Удвоенное ТИ.ТИ обозначает «чрево», содержащее плод. А аккадское слово «титу», как это ни удивительно, имеет значение «глина», и именно от него произошло древнееврейское «тит». Таким образом, компонент «ти» из шумерского названия лаборатории ШИ.ИМ.ТИ имеет несколько значений: жизнь, глина, чрево, ребро.

В отсутствие шумерского оригинала, который мог послужить основой для составителей Книги Бытия, нельзя точно сказать, почему было выбрано значение «ребро» – потому что его передают два компонента, «им» и «ти» или потому что оно дает возможность социального толкования, как демонстрируют следующие строки:

 

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

В повествовании о сотворении человеку пары говорится о том, что Адам, помещенный в Эдин, чтобы ухаживать и за садами и охранять их, был один. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Совершенно очевидно, что это продолжение версии, по которой Адам был сотворен один, а не варианта, когда создавались одновременно мужчины и женщины.

Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, следует вспомнить о последовательности создания человека. Сначала был создан один мужчина «лулу», или «смешанный», а затем оплодотворенные яйцеклетки самок обезьяночеловека были смешаны с сывороткой крови и спермой молодого аннунака, поделены на группы и помещены в «форму», где они приобрели мужские или женские характеристики. Из имплантированных в матки «богинь рожденья» эмбрионов на свет появились семь мужчин и семь женщин. Однако эти «смешанные существа» были гибридами, не способными давать потомство. Чтобы получить большее количество людей, требовалось вновь и вновь повторять процесс.

На определенном этапе стало ясно, что этот метод производства слуг недостаточно хорош. Следовало найти способ получения людей без привлечения женщин аннунаков. В результате Энки и Нинту выполнили вторую манипуляцию с генами, дав человеку способность самостоятельно размножаться. Для того чтобы дать потомство, Адам должен был иметь полностью совместимую женщину. Как и почему она была создана, поведано в истории о ребре Адама и об Эдемском саде.

Рассказ о сотворении женщины из ребра напоминает краткую запись в медицинском журнале. В недвусмысленных терминах в нем описывается серьезная операция, которая довольно распространена в наши дни и во время которой близкий родственник (например, отец или сестра) отдает орган для трансплантации. Современная медицина все чаще прибегает к трансплантации костного мозга при раке и поражении иммунной системы.

В библейском рассказе донором является Адам. Он подвергается общей анестезии и засыпает. Затем у него Делают надрез и извлекают ребро. Рану зашивают, и дают Адаму время отдохнуть и восстановить силы.

Далее операция продолжалась без Адама. Господь теперь использовал костную ткань, чтобы создать женщину – не сотворить, а создать. Разница в терминологии здесь очень важна; она указывает, что женщина, о которой идет речь, уже существовала, но ей требовались некоторые усовершенствования, чтобы стать парой Адаму. Зачем было нужно ребро и что именно из него получили, можно догадаться по другим значениям корней «им» и «ти» – жизнь, чрево, глина. Может быть, женщине был имплантирован костный мозг Адама? К сожалению, в Библии не описывается, какие манипуляции были проделаны с женщиной (Адам назвал ее Евой), а соответствующие шумерские тексты до сих пор не найдены. Однако нечто подобное могло иметь место – на это указывают строчки из перевода поэмы «Атрахазис» на ассирийский язык (примерно 850 год до нашей эры), которые перекликаются с библейскими стихами, повествующими, что человек оставляет отца и мать и становится «одной плотью» с женой, когда они ложатся вместе. К сожалению, таблица с этим текстом сильно повреждена и полностью не передает смысл шумерского оригинала.

Тем не менее, благодаря достижениям современной науки нам известно, что различия между полами и способность к размножению заложены в хромосомах человека. Клетка любого человека содержит двадцать три пары хромосом – у женщины двадцать третья пара состоит из двух Х-хромосом, а у мужчин из одной Х-хромосомы и одной Y-хромосомы (рис. 59). Однако репродуктивные клетки (женская яйцеклетка и мужской сперматозоид) содержат лишь по одному набору хромосом, а не пары. Образование пар происходит во время оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Таким образом, эмбрион имеет двадцать три пары хромосом, половина которых получена от матери, а половина от отца. От матери ему всегда достается одна Х-хромосома, а от отца либо X, либо Y. В зависимости от полученного набора рождается либо девочка, либо мальчик.

 

 

Таким образом, основа репродуктивного механизма заключается в слиянии двух одиночных наборов хромосом; если их количество и генетический код отличаются, они не соединятся, и получившийся в результате организм останется бесплодным. Поскольку и мужчина, и женщина «примитивных рабочих» уже существовали, их стерильность объяснялась не отсутствием хромосом X или Y. Необходимость использования кости – в Библии подчеркивается, что Ева была «кость от костей» Адама – предполагает необходимость преодолеть реакцию иммунного отторжения, которая развивалась у женщин «примитивных рабочих» на мужскую сперму. Операция, выполненная Господом Богом, позволила разрешить эту проблему. Адам и Ева осознали, что принадлежат к разным полам, то есть обрели «знание» – этот библейский термин означает сексуальные отношения с целью продолжения рода («Адам познал Еву, жену свою; она зачала и родила Каина».) Таким образом, Ева, как сказано в истории о Эдемском саде, обрела возможность забеременеть от Адама, получив от Бога благословение одновременно с проклятием: «…в болезни будешь рожать детей».

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас». Человеку было даровано «знание», homo sapiens обрел способность самостоятельно размножаться. Правда, несмотря на то, что человек получил значительную часть генов аннунаков, которые сотворили его по своему образу и подобию, одна генетическая черта не была унаследована им. Это продолжительность жизни аннунаков. Именно этого плода «древа жизни», попробовав которого, человек жил бы так же долго, как аннунаки, ему не было дано отведать. Об этом прямо говорится в шумерском «Мифе о Адапе», когда описывается созданный Энки человек: «Он умудрил его разум… он открыл ему образ миров… мудрость дал он ему… вечной жизни он ему не дал…»

С момента публикации книги «Двенадцатая планета» я больше не пытался объяснить кажущееся бессмертие богов. В качестве примера я приводил вымышленный разговор двух мух. Муха отец говорит мухе-сыну: «Знаешь, этот человек бессмертен; за то время, что я живу на свете, он нисколько не состарился; отец рассказывал мне, что его отец и все наши предки видели этого человека точно таким же. Он бессмертен!»

Мое «бессмертие» (с точки зрения говорящих мух) является просто результатом разной продолжительности жизненных циклов. Человеческая жизнь измеряется десятилетиями. Но каков смысл этих терминов? «День» – это время, за которое наша планета делает полный оборот вокруг своей оси; «год» – это промежуток времени, за который Земля делает оборот вокруг Солнца.

Промежутки времени, которыми определялась деятельность аннунаков на Земле, измерялись в «сарах», и эта единица соответствовала 3600 земным годам. На мой взгляд «сар» – это год планеты Нибиру, то есть время, за которое она совершает один оборот вокруг Солнца. Так, например, когда в шумерском «Списке царей» сообщается, что глава аннунаков правил одним из городов на протяжении 36 тысяч лет, это значит, что время его правления составляло десять саров. Если считать, что два поколения людей разделяет двадцать лет, то в один «год» аннунаков укладывается 180 поколений людей, что делает аннунаков в их глазах «бессмертными».

Древние тексты прямо говорят, что такая продолжительность жизни не была передана людям, но им была дана «мудрость». Это указывает на убеждение или знание, что две данные характеристики, разум и долгожительство, могли быть дарованы человеку теми, кто конструировал его генетический код. Неудивительно, что современная наука соглашается с этим утверждением. Журнал «Scientific American» (за март 1989 года) писал: «За последние 60 лет накопилось достаточно большое количество свидетельств того, что разум имеет генетическую составляющую». Помимо примеров разного рода гениев, которые передавали свои способности детям и внукам, в статье уделено внимание сообщению исследователей из Университета Колорадо (Дэвида У. Фалкера, Джона С. Дефриза и Роберта Пломина), которые выявили «тесную биологическую корреляцию» в умственных способностях, передаваемых по наследству. Заголовок журнальной статьи гласил: «Новые свидетельства связи между генами и разумом». Другие исследователи признавали, что «память состоит их молекул», и отсюда следовал вывод, что, если компьютеры когда-нибудь станут такими же разумными, как человек, это будут «молекулярные компьютеры». Дополнительные предположения на этот счет были выдвинуты Форрестом Картером из Лаборатории ВМФ в

Вашингтоне, Джоном Хопфилдом из Калифорнийского политехнического института и также учеными из лаборатории AT& amp; T, которые в 1988 году («Science», том 241) предложили схему «биологического компьютера».

Кроме того, накапливаются данные о генетических источниках жизненного цикла организма. Различные стадии развития насекомых и продолжительность их жизни, вне всякого сомнения, определяются генами. То же самое относится к факту, что многие живые существа – но не млекопитающие – умирают после того, как воспроизведут себя в потомстве. Так, например, было установлено (Джеромом Водински из Университета Вендиса), что осьминоги генетически запрограммированы на «самоуничтожение» после размножения и что эту информацию несут в себе химические вещества, найденные в их зрительных узлах. Эти исследования проводились в рамках работ по изучению процессов старения животных. Многие другие исследования показали, что некоторые животные обладают способностью восстанавливать поврежденные гены своих клеток и таким образом останавливать или даже обращать вспять процесс старения. У каждого вида продолжительность жизни зафиксирована в генах – один день для мухи, шесть лет для лягушки и пятнадцать лет для собаки. В настоящее время продолжительность жизни человека имеет предел около ста лет, но в древности люди жили гораздо дольше.

Согласно Библии Адам прожил 930 лет, его сын Сиф – 912 лет, а сын Сифа Енох – 905 лет. Есть все основания полагать, что составители Книги Бытия уменьшили в 60 раз сроки жизни, указанные в шумерских текстах, однако Библия явно свидетельствует о том, что до Потопа человек жил гораздо дольше. Продолжительность жизни библейских патриархов со временем уменьшалась. Так, например, отец Авраама Фарра прожил 205 лет, сам Авраам 175 лет, а его сын Исаак умер в возрасте 180 лет.

Сын Исаака Иаков прожил 147 лет, но сын Иакова умер уже в возрасте 110 лет.

Считается, что свой вклад в процесс старения вносят генетические ошибки, которые накапливаются в ДНК в процессе воспроизводства ее внутри клеток, однако научные данные указывают на то, что у всех живых существ есть так называемые «биологические часы», то есть генетический механизм, управляющий продолжительностью жизни вида. Пока неизвестно, какой ген или группа генов приводят эти часы в «движение» – это предмет будущих интенсивных исследований. Но тот факт, что ответ следует искать среди генов, уже подтвержден результатами многочисленных работ. При исследовании некоторых вирусов у них обнаружили фрагменты ДНК, способные буквально «обессмертить» эти организмы.

Вероятно, все это было известно Энки, и поэтому когда дело дошло до создания человека – способного к размножению homo sapiens – он дал Адаму разум и «знание», но не продолжительность жизни, которую несли в себе гены аннунаков.

По мере того, как человечество удалялось от первого «лулу», или «смешанного существа», в котором соединились «божественные» и «земные» гены, продолжительность жизни человека уменьшалась. Это может быть обусловлено постепенной – от поколения к поколению – утратой «божественных» элементов, когда стало доминировать «животное внутри нас». Наличие в нашей генетической структуре «бессмысленной» ДНК – сегментов ДНК, которые не выполняют никаких функций, – является явным свидетельством таких «остатков» от «смешивания». Два независимых, хотя и связанных между собой полушария мозга – одно более примитивное и эмоциональное, а другое более совершенное и рациональное – это еще одно доказательство смешанного генетического происхождения человека.

Современная антропология при помощи найденных ископаемых останков и прогресса в других областях науки сделала огромный шаг вперед в понимании происхождения человека. В настоящее время вопрос: «Откуда мы?» – имеет однозначный ответ. Человечество родом из Северной Африки.

История человечества, как нам уже известно, началась вовсе не с человека; «глава», посвященная группе млекопитающих под названием «приматы», уносит нас на сорок пять или пятьдесят миллионов лет назад, когда в Северной Африке появился общий предок современных обезьян, высших приматов и человека. Примерно через двадцать пять или тридцать миллионов лет после этого – так медленно вращаются колеса эволюции – от них отделилась ветвь человекообразных приматов. В 20-х годах на одном из островов озера Виктория (см. карту) были случайно найдены ископаемые останки такого примата, получившего имя Проконсул. Находка привлекла внимание к этому региону знаменитой супружеской пары палеоантропологов, Луиса и Мэри Лики. Здесь они обнаружили останки Ramapithecus, первого прямоходящего человекообразного примата. Его возраст составлял около четырнадцати миллионов лет, и от Проконсула его отделяли от восьми до десяти миллионов лет эволюции.

Это были не просто очередные ископаемые останки – находки позволили заглянуть в тайную лабораторию, где Мать Природа продолжает неспешно проворачивать колеса эволюции, которая привела от млекопитающих к приматам, затем человекообразным приматам и гоминидам. Местность, где были сделаны все эти находки, представляет собой рифтовую равнину, которая простирается на территорию Эфиопии, Кении и Танзании. Это часть рифтовой системы, начинающейся в долине реки Иордан и на Мертвом море в Израиле, включающей Красное море и протянувшейся до самого юга Африки (карта, рис. 60).

 

 

Ископаемые останки, найденные Лики и другими палеоантропологами, принесли славу этим местам. Самые богатые находки были сделаны в ущелье Олдуваи в Танзании, в окрестностях озера Рудольф (теперь переименовано в озеро Туркана) в Кении и в эфиопской провинции Афар. Исследованиями в этом регионе занимались ученые из многих стран, однако самыми значительными – в смысле научных дискуссий относительно значения и возраста останков – следует считать находки сына супружеской четы Лики Ричарда (куратора Национальных музеев Кении), Дональда С. Иохансона (в то время куратора Кливлендского музея национальной истории), Тима Уайта и Дж- Десмонда

Кларка (Калифорнийский университет в Беркли), Алана Уолкера (Университет Джона Хопкинса), Эндрю Хилла и Дэвида Пилбима из Гарварда и также южноафриканцев Реймонда Дарта и Филлипа Тобиаса.

Если отвлечься от проблем, вызванных гордостью первооткрывателей, различной интерпретацией находок и склонностью разбивать виды и роды на более мелкие подразделения, можно смело утверждать, что ведущая к человеку эволюционная ветвь отделилась от передвигавшихся на четырех ногах приматов примерно четырнадцать миллионов лет назад, а для появления первых приматов с признаками гоминида, австралопитеков, потребовалось еще около девяти миллионов лет – и все это в регионе, который природа выбрала в качестве лаборатории для «производства» человека.

Окаменелых останков, относящихся к этим промежуточным десяти миллионам лет, было найдено крайне мало, однако палеоантропологи (такое название получила новая отрасль науки) проявили настоящее искусство в сведении воедино фактов, относящихся к следующим трем миллионам лет. Иногда лишь по одной челюсти, по осколкам черепа, по тазовой кости, по останкам пальцев или – при большой удаче – по части скелета они реконструировали облик существ, чьи останки подвергались анализу. При помощи других находок, таких как грубо заточенные кости животных, использовавшиеся в качестве орудий труда, ученые определяли уровень развития и обычаи этих существ, а по возрасту геологических пластов, в которых были найдены окаменелости, определялся возраст самих останков.

Среди выдающихся открытий следует упомянуть находку части скелета самки, получившей имя Люси (она могла выглядеть как гоминид, рис. 61) – считается что это был развитый австралопитек, живший около 3, 5 миллиона лет назад; окаменелость, занесенную в каталог как «Череп 1470» – череп мужчины, жившего примерно 2 миллиона лет назад и отнесенного исследователями к виду homo habilis («человек умелый»), а также останки скелета «рослого молодого человека» с каталожным номером WT. 15000 – homo erectus, жившего 1, 5 миллиона лет назад, возможно, первого настоящего гоминида. Именно с ним связывают начало каменного века; он начал использовать камни в качестве орудий труда и через Синайский полуостров, служивший мостом между Африкой и Азией, мигрировал в Юго-Восточную Азию и в южную Европу.

 

 

После этого след homo теряется. Глава истории, охватывающая период от 1, 5 миллиона до 300 тысяч лет назад оказывается пропущенной – найдены лишь следы homo erectus на периферии района миграции этого гоминида. Затем, около 300 тысяч лет назад, в отсутствие каких-либо следов постепенной эволюции, неожиданно появился homo sapiens. Поначалу считалось, что homo sapiens neanderthalis, или неандерталец (названный в честь местечка в Германии, где впервые были найдены его останки), который доминировал в Европе и части Азии около 125 тысяч лет назад, был предком кроманьонца, или homo sapiens sapiens, заселившего эти земли примерно 35 тысяч лет назад. Затем ученые сделали вывод, что более «грубый» и «примитивный» неандерталец принадлежал к другой ветви homo sapiens, а кроманьонец развивался независимо от него. В настоящее время известно, что это утверждение верно, но лишь отчасти. Эти две линии homo sapiens были родственниками, но не потомками друг друга, и одновременно жили на Земле 90 или даже 100 тысяч лет назад.

Свидетельства этого были найдены в двух пещерах, одна из которых расположена на горе Кармель неподалеку от города Назарет в Израиле. В этом регионе расположено множество пещер, где доисторический человек устраивал свои стоянки. Возраст первых находок, сделанных в 30-х годах, составлял около 70 тысяч лет, и найденные останки принадлежали неандертальцу, что как нельзя лучше согласовывалось с существующей теорией. В 60-х годах совместная французско-израильская экспедиция провела повторные раскопки в пещере Кафзех неподалеку от Назарета и обнаружила останки не только неандертальцев, но и кроманьонцев. Расположение культурных слоев показало, что кроманьонцы пользовались пещерой раньше неандертальцев – этот факт отодвигал появления кроманьонцев с 35 тысяч до, по крайней мере, 70 тысяч лет назад.

Озадаченные ученые для подтверждения полученных данных исследовали останки грызунов, найденные в этих же слоях. Анализ подтвердил этот невероятный факт: кроманьонцы, homo sapiens sapiens, которые, как считалось, появились 35 тысяч лет назад, достигли Ближнего Востока (территории современного Израиля) и обосновались там более 70 тысяч лет назад. Более того, на протяжении длительного времени они жили бок о бок с неандертальцами.

В конце 1987 года находки из Кафзеха и Кебары, пещеры на горе Кармель, были проанализированы новыми методами, включая метод термолюминесценции, позволяющий получить надежные данные, превышающие точность радиоуглеродного анализа для образцов старше 40 или 50 тысяч лет. Как сообщалось в двух номерах «Nature» (том 330 и том 340) руководителем группы французских ученых Хелен Валаде из Национального исследовательского центра в Жиф-сюр-Иветт, результаты исследований со всей определенностью указывают на то, что и неандертальцы, и кроманьонцы обитали в этом регионе в период от 90 до 100 тысяч лет назад (ученые обычно берут среднюю цифру 92 тысячи лет назад). Эти данные впоследствии подтвердились другой находкой, сделанной в Галилее.

Кристофер Стрингер из Британского музея, посвятивший этим находкам передовую статью в журнале «Nature», признал, что общепринятая теория о том, что неандертальцы предшествовали кроманьонцам, должна быть отвергнута. Похоже, оба вида ведут свое происхождение от какой-то более ранней формы homo sapiens. «Выяснилось, что там, где мог быть „Эдем“ современного человека, – говорилось в статье, – первыми появились неандертальцы, мигрировавшие на север около 125 тысяч лет назад». Вместе со своим коллегой Питером Эндрюсом и Офером Бар-Иосифом из Еврейского университета Стрингер предложил «не африканскую» интерпретацию этих открытий. Миграция первых homo sapiens со своей африканской родины на север была подтверждена обнаружением (Робертом Уэнфордом из Южного методистского университета в Далласе) неподалеку от реки Нил в Египте черепа неандертальца, возраст которого составлял 80 тысяч лет.

«Означает ли это более раннюю зарю человечества?» – вопрошал заголовок в «Science». По мере того, как к исследованиям подключались специалисты из других областей науки, положительный ответ на этот вопрос становился все более очевидным. Как выяснилось, неандертальцы не просто были гостями на Ближнем Востоке, а жили здесь на протяжении длительного времени. И они не были теми примитивными и грубыми существами, которыми их считали раньше. Они хоронили умерших, и их ритуалы указывали на наличие религиозной практики, а также «по меньшей мере, одного типа духовно мотивированного поведения, которое роднит их с современным человеком» (Джаред М. Даймонд, Медицинский факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе). Некоторые ученые – например, Ральф С. Солецки из Колумбийского университета, обнаруживший останки неандертальца в пещере Шиндар – считали, что неандерталец еще 60 тысяч лет назад использовал для лечения травы. Скелеты, найденные в пещерах Израиля, убедили анатомов, что вопреки предыдущим теориям неандерталец обладал речью. «Останки черепов говорят о хорошо развитой языковой зоне мозга», – утверждает Дин Фолк из Государственного нью-йоркского университета в Олбани. «Мозг неандертальца был крупнее, чем у нас… он не был тупым и бессловесным», – делает вывод нейроанатом Терренс Дикон из Гарварда.

Все эти открытия последнего времени не оставляют сомнений в том, что неандерталец принадлежал к роду homo sapiens – но он был не предком кроманьонца, а более ранним ответвлением от той же эволюционной ветви.

В марте 1987 года сотрудник Британского музея Кристофер Стрингер вместе со своим коллегой Полом Мелларсом организовал в Кембриджском университете конференцию – с целью дополнить и осознать новые открытия в области «происхождения и распространения современного человека». Как сообщал Дж. А. Дж. Гоулет в журнале «Antiquity» (июль 1987 года), конференция сначала проанализировала ископаемые останки. Собравшиеся пришли к заключению, что после homo erectus наблюдается пробел продолжительностью от 1, 2 до 1, 5 миллиона лет, а затем, примерно 300 тысяч лет назад, внезапно появляется homo sapiens (это подтверждают окаменелые останки в Эфиопии, Кении и Южной Африке). Неандертальцы «отделились» от этих первых homo sapiens («человек разумный») примерно 230 тысяч лет назад и могли начать миграцию на север еще через 100 тысяч лет, что совпало с появлением homo sapiens sapiens.

Эта конференция также проанализировала другие доказательства, включая совершенно новые данные, предоставленные биохимией. Однако наибольшее впечатление производили открытия, сделанные генетикой. Способность генетиков проследить родословную путем сравнения «предложений» ДНК была доказано в судебных процессах по установлению отцовства. Новая методика неизбежно должна была распространиться дальше – с установления отцовства или материнства до прослеживания родословной целого вида. Именно новая наука под названием молекулярная генетика позволила с большой точностью определить, что гоминиды отделились от человекообразных обезьян лишь около 5, а не 15 миллионов лет назад и что ближайшим родственником гоминидов является шимпанзе, а не горилла.

Поскольку ДНК каждого человека является смесью генов его предков, сравнение ДНК клеточных ядер (половина из которых достается от матери, а половина от отца) через несколько поколений уже не дает результата. Однако ученые обнаружили, что в клетке матери ДНК присутствует не только в ядре, но и вне его, в так называемых «митохондриях» (рис. 62). Эта ДНК не смешивается с ДНК отца, а передается в неизменном виде от матери к дочери, затем к внучке, правнучке и так далее. Это открытие, сделанное в 1980 году Дугласом Уоллесом из Университета Эймори, побудило его сравнить эту «мт-ДНК» у примерно 800 женщин. В результате он пришел к удивительному выводу, который огласил на научной конференции в июле 1986 года: содержащиеся в митохондриях ДНК женщин оказались настолько сходными, как будто у всех был общий предок по женской линии.

 

 

Эти исследования были продолжены Уэсли Брауном из Мичиганского университета, который предположил, что если определить скорость естественной мутации митохондриальной ДНК, то по ней удастся вычислить, как давно жил этот общий предок. Сравнивая митохондриальные ДНК двадцати одной женщины различных национальностей и рас, он пришел к выводу, что все они произошли от «одной митохондриальной Евы», которая жила в Африке примерно 180–300 тысяч лет назад.

Эти интригующие открытия были взяты на вооружения другими учеными, которые занялись поисками этой «Евы». Наибольших успехов на этом пути добилась Ребекка Канн из Калифорнийского университета в Беркли (впоследствии она работала в Гавайском университете). Получив плаценты 147 женщин различных национальностей и рас, рожавших в больницах Сан-Франциско, она выделила из них и сравнила митохондриальные ДНК. Вывод был точно таким же: у всех рожениц был общий предок по женской линии, живший 150–300 тысяч лет назад (в зависимости от скорости мутации ДНК, 2 или 4 процента за миллион лет). «Обычно мы берем среднюю цифру, 250 тысяч лет», – поясняет Канн.

Как отметили палеонтологи, верхняя граница в 300 тысяч лет совпадает со временем появления homo sapience, вычисленным по ископаемым останкам. «Что за событие, вызвавшее такие изменения, произошло 300 тысяч лет назад?» – задают вопрос Канн и Аллан Уилсон. Но у них нет на него ответа.

Для дальнейшей проверки «гипотезы Евы», как называли эту теорию Канн и ее коллеги, Уилсон и Марк Стоункинг провели исследование плацент 150 женщин, предки которых прибыли в Америку из Европы, Африки, Ближнего Востока и Азии, а также плаценты женщин из племен Австралии и Новой Гвинеи. Исследования показали, что африканская митохондриальная ДНК была самой старой и что все женщины разных национальностей и рас из разных уголков Земли имели одного предка по женской линии, который жил в Африке 140–290 тысяч лет назад.

В редакционной статье журнала «Science» (от 11 сентября 1987 года), содержавшей обзор всех этих открытий, говорилось, что найдены неопровержимые доказательства того, что «Африка была колыбелью современного человека» и что «по данным молекулярной биологии современный человек появился в Африке примерно 200 тысяч лет назад».

Эти сенсационные открытия – впоследствии подтвержденные другими исследованиями – попали на первые полосы газет всего мира. «Получен ответ на вопрос, откуда мы пришли, – объявлял журнал „National Geographic“ (октябрь 1988 года). – Из юго-восточной Африки». «Найдена „Праматерь“», – возвещала газета «San Francisco Chronicle». «Из Африки: путь человека к господству над миром», – гласил заголовок лондонской «Observer». Журнал «Newsweek» поместил на обложке изображение «Адама» и «Евы» со змеем, сопроводив его заголовком: «Поиски Адама и Евы».

Заголовок был вполне уместен, поскольку, как заметил Аллан Уилсон, «совершенно очевидно, что если была мать, то был и отец».

Все эти открытия последнего времени играют важную роль в подтверждении библейских строк, относящихся к первой супружеской чете на Земле:

 

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

 

Из данных, содержащихся в шумерских источниках, напрашиваются несколько выводов. Во-первых, создание «лулу» стало следствием мятежа аннунаков, произошедшего около 300 тысяч лет назад. Эта дата является верхней границей времени появления homo sapiens и подтверждается современной наукой.

Во-вторых, процесс создания «лулу» происходил «выше Абзу», то есть к северу от района золотых рудников. Это совпадает с местом находки первых ископаемых останков древнего человека в Танзании, Кении и Эфиопии – севернее золотоносных районов Южной Африки.

В третьих, появление первой разновидности homo sapiens, то есть неандертальцев – примерно 230 тысяч лет назад – хорошо согласуется с предполагаемым периодом жизни «Евы» – 250 тысяч лет назад, за чем последовало появление homo sapiens sapiens, или современного человека.

Таким образом, нет никакого противоречия между данными науки и предполагаемой датой мятежа аннунаков, случившегося 300 тысяч лет назад. Учитывая, что мы оперируем земными годами, а год аннунаков равнялся 3600 земным, нужно вспомнить о периоде «проб и ошибок», последовавшем за решением «создать человека», прежде чем получилась «совершенная модель». Однако и после создания «примитивных рабочих», семи мужчин и семи женщин, необходимость в «богинях рожденья» не отпала, поскольку получившийся гибрид был бесплоден.

Совершенно очевидно, что трассировка митохондриальной ДНК приводит к «Еве», способной рожать детей, а не к бесплодным женщинам «лулу». Способностью к воспроизведению человек обязан второй манипуляции с генами, которую проделали Энки и Нинту и которая в Библии приняла вид истории об Адаме, Еве и змее в Эдемском саду.

Возможно, эта вторая манипуляция с генами имела место 250 тысяч лет назад, когда по предположению Ребекки Канн жила «Ева», или 200 тысяч лет назад, как считает журнал «Science».

Согласно Книге Бытия у Адама и Евы дети появились только после изгнания из Эдема. Нам не известно, было ли потомство у их первенца Авеля, убитого своим братом Каином. Но в Библии сообщается, что Каин и его потомки были вынуждены уйти в изгнание в дальние земли. Кем были эти потомки: «проклятым родом Каина» или мигрирующими неандертальцами? Это интригующее предположение по-прежнему остается предметом споров.

Вне всякого сомнения, Библия в конечном итоге признает появление homo sapiens sapiens, или современного человека. В Книге Бытия сказано: у третьего сына Адама и Евы, Сифа, был сын Енос, от которого и пошел род человеческий. В переводе с древнееврейского имя Енос означает «человек, человеческое существо» – то есть вы и я. Именно во времена Еноса, как утверждает Библия, люди «начали призывать имя Господа». Другими словами, именно тогда появился цивилизованный человек и возникла религия.

Таким образом, все части древней истории стали на свои места.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал