Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учитель химии Вокина Т.Л.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Дата проведения: 14 апреля 2012 г.
Приступая к беседе, я должна вам сказать, что тему для нее я выбрала не случайно и план ее проведения зрел у меня уже давно. И сегодня появилась возможность воплотить свою мечту в реальность. Почему я выбрала эту тему? Я знаю немало людей, для которых классическая музыка очень далека и непонятна. А ведь это элитарное искусство, и оно призвано служить людям. Музыка делает нашу жизнь духовно богаче и ярче. Музыкальный язык универсален, он понятен людям разных национальностей и не требует перевода. И сегодня я как большой любитель классической музыки делаю попытку приблизить ее к вам и надеюсь, что у вас появится ощущение того, что классическая музыка, оказывается, не так-то уж и далека… Для нашей беседы я сделала специальную подборку музыкальных произведений, которые, на мой взгляд, относятся к разряду популярной классической музыки. Сегодня в нашем репертуаре музыка композиторов разных стран. Всего произведений и фрагментов 21. Каждое из них длится по времени от 1, 5 до 5, 5 минут. В общей сложности прослушивание занимает примерно 1 час 20 минут. Классическая музыка – это музыка для меньшинства. Говорят, когда ее понимаешь, находишься ближе к Богу… Я должна вам сказать, что свой рассказ я буду связывать со своими личными воспоминаниями и восприятием музыки. «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой», - говорил великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Прошло более 240 лет со дня его рождения. В творчестве этого композитора классическая музыка достигла своей вершины. Бетховен был современником Великой французской революции конца 18 века, и ее отзвуки слышны во многих его произведениях. На окружающих Бетховен производил сильное впечатление. В сознании людей его человеческий облик соединялся с созданной им гениальной музыкой, пропитанной такой невероятной силой и могуществом, такой страстью и болью, таким лиризмом и нежностью, что сам он казался каким-то сверхчеловеком. Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Потеря слуха – смертельный удар для любого музыканта. Бетховен был в отчаянии, но любовь к музыке спасла его. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила». В этот период (1802 г.) Бетховен пишет свою знаменитую «Лунную сонату», которую он посвятил любимой ученице Джульетте Гвичарди. С музыкой Бетховена я знакома уже давно. В моем доме с детства царила музыкальная атмосфера. Едва научившись музыкальной грамоте, я подходила к фортепиано, нажимала на клавиши и вслушивалась в чарующие звуки «Лунной сонаты». Дом наш тогда стоял окнами в поле, и окружающая природа как нельзя лучше соответствовала этой музыке: лес, поле, луг…В этой музыке я готова была раствориться… Отец мой не был музыкантом, но горячо любил музыку. Он был прогрессивным для того времени человеком, директором школы, и первый в нашем селе приобрел фортепиано, пригласил из районного центра учителей и отвел для занятий специальное помещение, а также создал школьный духовой оркестр. А когда я приобрела кое-какие навыки в игре на фортепиано, то он буквально заставлял меня играть пришедшим гостям. Я, бывало, пряталась под кроватью, но отец был непреклонен. Несмотря на все это я благодарна отцу за то, что он на всю жизнь приобщил меня к классической музыке. Послушайте 1 часть «Лунной сонаты» в моем исполнении.
Л. Бетховен. Лунная соната. 1 часть (5∕ 30) С 1802 года начинается бурный расцвет творчества Бетховена. В этот период было написано одно из лучших его произведений – «Пятая симфония». Она состоит из 4 частей, объединенных одной и той же грозной и повелительной темой. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь». В 1 части ритмическая четкость, решительная устремленность вперед, тревога, беспокойство, огромные нарастания силы звука дают право толковать всю симфонию как грандиозную борьбу человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Влияние музыки Бетховена я по-настоящему ощутила на себе не тогда, когда робко и несмело прикасалась к клавишам, пытаясь сыграть «Лунную сонату», а тогда, когда училась в музыкальном училище на фортепианном отделении. О, я даже рада тому, что сразу после окончания школы я пошла учиться не в университет, который окончила позднее, а в музыкальное училище, потому что музыка оказала на меня огромное влияние и пролила свой свет на все стороны моей жизни. В 16-17-летнем возрасте я, можно сказать, «переболела» Бетховеном, испытав сильнейшее воздействие его музыки, она усиливала мое восприятие жизни: то была ранняя юность – состояние прекрасной эйфории. Она всегда была со мной: и когда ложилась спать, я слышала «в себе» эту музыку, и выглядывая из окна автобуса, который вез меня домой на каникулы, и любуясь окружающей природой, я слышала эту музыку…
Л. Бетховен. Симфония №5. 1 часть (7∕ 48) Но я должна сказать, что музыке Бетховена я уделила в нашей беседе особое внимание не случайно. Дело в том, что с этим композитором у меня связано первое настоящее знакомство с миром классической музыки. И это отнюдь не значит, что музыка других композиторов, таких как Бах, Шопен, Чайковский волнует меня меньше, не говоря уж о Рахманинове, который является для меня композитором №1 в мире. На ум приходят сравнения: музыка Рахманинова – явление природы, закон природы, это величайшая мудрость, музыкальная философия. Я самостоятельно пришла к этому выводу, прослушав много его произведений, и к своей радости нашла подтверждение своим мыслям в словах знаменитых музыкантов и больших любителей классической музыки. Вот что сказал известный музыкант Владимир Спиваков, о котором я расскажу вам позднее: «Музыка – это светоносное искусство, всеобщая человеческая речь…Это точки, в которых закодированы эмоции. Они идут прямо в сердце другого человека без всяких преград. Отношусь к Рахманинову как к иконе. Для меня он не только великий композитор, но и великий человек необыкновенной чистоты и высочайшей морали. Не случайно в его сочинениях обычно проходит тема страшного суда: покайтесь, покайтесь, одумайтесь!». Но музыку Рахманинова я стараюсь слушать не часто. Я это определила для себя как редкие встречи с самым сокровенным…
С. Рахманинов. Вокализ (6∕ 30)
А сейчас мы послушаем два произведения нашего великого соотечественника Петра Ильича Чайковского в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением главного дирижера Владимира Спивакова. 1. П.И. Чайковский. «Па де де» из балета «Щелкунчик» (4∕ 58) Это великая возвышенная музыка. Проследите ее развитие и отметьте кульминационный момент. 2. П.И. Чайковский. Сцена 1 из балета «Лебединое озеро» ((2∕ 46)) В нашем городе каждый год, начиная с 2004 года, проходит Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». Организатором его является наш земляк, бывший иркутянин, пианист Денис Мацуев, ныне «один из самых востребованных музыкантов мира». Его именем названа звезда в созвездии Лиры. Денис Мацуев – лауреат многочисленных международных конкурсов (1 премия на самом престижном музыкальном конкурсе – Международном конкурсе им. П.И.Чайковского, который проходит в Москве раз в 4 года). Он дал концерты в 30 странах мира, 40 российских городах. Заслуг у Дениса Мацуева много, но одна из них состоит в том, что он открыл в Иркутске «Школу для одаренных детей», призванную поддерживать и развивать юные дарования, что очень важно для нас, иркутян. «Я хочу сделать свой огромный фестиваль в Иркутске, дай Бог, в 2004 году, - говорил Денис Мацуев. – Хочу пригласить больших артистов, звезд мирового уровня, чтобы показать гостям Байкал. Потому что я же с Байкала, и оттуда моя энергия…». На 1 Международном музыкальном фестивале в Иркутске я посетила три концерта: скрипача мировой величины Максима Федотова, «русского Паганини», как его называют за рубежом, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением всемирно известного скрипача и дирижера Владимира Спивакова (кстати, именем «Спиваков» Российский центр космических исследований назвал одну из малых планет) и концерт ведущего органиста современности Гарри Гродберга. Мне удалось немного пообщаться со «звездами», собрать их автографы на одной открытке и даже сфотографироваться с ними.
|