Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условие первое: понимание иного состояния бытия
Жизнь - далеко не наша социальная обусловленность Поговорим о первом условии капитана Лайфа: " Поднимаясь на борт моего судна, нельзя брать с собой никаких книг, фотографий и картин. Вместо них ты должен принести только ручку и чистую бумагу". Это означает, что, если мы хотим жить полной жизнью, а не оставаться покорным соучастником социальной обусловленности, нужно позабыть обо всем, чему нас учили (книги), отбросить все, что, как нам кажется, мы знаем (фотографии и картины), а затем начать заново изучать (ручка и чистая бумага) ту жизнь, какую нам хотелось бы прожить. Задумайтесь о том, что вы уже знаете. Вас когда-нибудь учили думать самостоятельно? Скорее, вас учили думать так, как думают все остальные. Быть может, вам вручили инструменты, с помощью которых можно самому найти смысл жизни? Скорее, просто заставляли придерживаться чужих убеждений и предвзятых мнений. Возможно, вас учили дорожить личным опытом и ставить его выше сведений, которые получены от других? Скорее, вам постоянно твердили, что собственных переживаний следует стыдиться. Вы усвоили нечто такое, что можете с полным правом назвать собственным открытием? Думаю, если вы будет достаточно честным перед собой, то сами придете в ужас, когда поймете, как мало знаний получили на личном опыте. Большая часть всего того, что люди обычно считают своими познаниями, является на самом деле чужими мыслями и мнениями, достоверность и справедливость которых нередко остается неопробованной и непроверенной. Все эти факты как случайно, так и намеренно, навязываются нам социальной обусловленностью. Не так уж важно, о каком общении мы говорим - с любимым человеком, родителями, братьями и сестрами, начальником или всем миром в целом. Если мы хотим, чтобы общение стало гармоничным, первым шагом должна стать внимательность к состоянию бытия другого человека. То же относится и к общению с самим собой. Однако как понять собственное состояние бытия, не говоря уже о жизни окружающих? Под " состоянием бытия" я понимаю то место, которое каждый, включая нас самих, занимает в собственной жизни, - как человек мыслит, чувствует и реагирует, сталкиваясь с жизненными обстоятельствами. Чтобы понять, насколько редко нам удается проникнуть в состояние бытия другого человека или самого себя, достаточно бросить взгляд на многообразие взаимоотношений в окружающем нас мире. Например, братья и сестры часто достаточно похоже видят мир, но в подавляющем большинстве случаев очень редко мечтают об одном и том же. Единственное, что объединяет братьев и сестер, - общие родители, и потому вместо настоящего общения (то есть такого общения, когда люди учитывают состояние бытия другого человека) между ними часто устанавливаются отношения соперничества - " если бы не родился ты, все внимание уделяли бы мне". Такие взаимоотношения вообще трудно назвать общением, это скорее состязание, корни которого уходят в ту или иную форму ощущения внешней угрозы. В результате братья и сестры не только не пытаются понять друг друга, но тратят немало времени на взаимную борьбу за внимание со стороны родителей, либо пытаются обойти другого в учебе или на спортплощадке. На работе царит то же соперничество с окружающими, полностью вытесняющее стремление объединиться и помочь друг другу в общем деле, понять сильные и слабые стороны своих коллег и свои собственные. Вследствие этого сотрудники постепенно становятся тайными врагами, и каждый боится, что кто-то другой поймет, каков он на самом деле. В этом случае общение тоже чрезвычайно затруднительно, ведь общаться приходится с неким фасадом, с внешними проявлениями, а настоящее общение возможно только с подлинным человеком, который скрывается за такой маской. Подобных примеров очень много. Сын отчаянно старается оправдать надежды отца, так как убежден, что в противном случае отец перестанет любить его просто таким, какой он есть. Начальник без колебаний прибегает к командным методам вместо того, чтобы сделать подчиненных своими помощниками, а причина заключается лишь в столь низкой самооценке, что начальник видит угрозу даже со стороны секретарши, подающей чай. Этот список можно продолжать бесконечно. Если вы задумаетесь о собственной жизни, то без труда найдете в ней другие примеры соперничества, заменяющего взаимопонимание. Независимо от внешних проявлений, коренная причина всего этого заключается, во- первых, в неумении учитывать состояние бытия другого человека и, во-вторых, в отсутствии веры в собственные знания и ценности, что, собственно, и становится источником ощущения угрозы и неопределенности. Оглядевшись по сторонам, можно заметить, что лишь редкие люди действительно умеют общаться, тогда как большая часть окружающих просто соперничает с остальными. Конечным результатом обычно является стиль поведения, который достаточно разрушительно влияет на все стороны общения. В связи с этим следует отметить, что плодами любых настоящих взаимоотношений, напротив, становится воодушевление и укрепление участвующих в нем людей. Этот смысл подразумевает само слово " общение", то есть " общность, объединение" - по существу, полная противоположность соперничества. Я хочу предложить вам одно упражнение, которое позволит понять, насколько правильно вы оцениваете свои собственные взаимоотношения. Составьте их список, уделяя особое внимание тем отношениям, которые вы обычно считаете само собой разумеющимися - скажем, общение с соседями, дворником, домашним животным и, самое главное, с самим собой. Не пытайтесь обмануть себя, так как для этого нужна настоящая честность. Настоящим другом можно считать того, кто любит вас достаточно сильно, чтобы открыто выражать свое мнение и не бояться поссориться с вами. Тот, кто постоянно соглашается с вами (даже если вы допускаете небезукоризненные поступки) только ради того, чтобы сохранить эту дружбу, - совсем не друг, а, скорее, соучастник преступления!
|