Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие и мужество. Глава I. Бытие и мужество Мужество и отвага: от Платона до Фомы Аквинского Мужество и мудрость: стоики Мужество и самоутверждение: Спиноза Мужество и






Пауль Тиллих

Мужество быть

Содержание

Глава I. Бытие и мужество

  • Мужество и отвага: от Платона до Фомы Аквинского
  • Мужество и мудрость: стоики
  • Мужество и самоутверждение: Спиноза
  • Мужество и жизнь: Ницше

Глава II. Бытие, небытие и тревога

  • Онтология тревоги
    • Смысл небытия
  • Взаимозависимость страха и тревоги
  • Типы тревоги
    • Три типа тревоги и природа человека
    • Тревога судьбы и смерти
    • Тревога пустоты и отсутствия смысла
    • Тревога вины и осуждения
    • Смысл отчаяния
  • Эпохи тревоги

Глава III. Патологическая тревога, витальность и мужество

  • Природа патологической тревоги
  • Тревога, религия и медицина
  • Витальность и мужество

Глава IV. Мужество и соучастие (мужество быть частью)

  • Бытие, индивидуализация и соучастие
  • Коллективистские и полуколлективистские проявления мужества быть частью
  • Неоколлективистские проявления мужества быть частью
  • Мужество быть частью в обществе демократического конформизма

Глава V. Мужество и индивидуализация (мужество быть собой)

  • Возникновение современного индивидуализма и мужество быть собой
  • Романтические и натуралистические формы мужества быть собой
  • Экзистенциалистские формы мужества быть собой
    • Экзистенциальная позиция и экзистенциализм
    • Экзистенциалистская точка зрения
    • Утрата экзистенциалистской точки зрения
    • Экзистенциализм как бунт
  • Экзистенциализм сегодня и мужество отчаяния
    • Мужество и отчаяние
    • Современное искусство и литература: мужество отчаяния
    • Мужество отчаяния в современной философии
    • Мужество отчаяния, свойственное нетворческой экзистенциалистской позиции
    • Границы мужества быть собой

Глава VI. Мужество и трансцендирование (мужество принять приятие)

  • Сила бытия как источник мужества быть
    • Мистический опыт и мужество быть
    • Встреча Бога и человека и мужество быть
    • Вина и мужество принять приятие
    • Судьба и мужество принять приятие
    • Безусловная вера и мужество быть
  • Мужество быть как ключ, открывающий дверь самого-бытия
    • Небытие открывает дверь бытия
    • За пределами теизма
    • Бог над Богом и мужество быть

Ключевые слова: пауль тиллих, мужество быть, тревога, отчаяние, экзистенциализм, скачать христианские книги, христианская экзистенциальная философия, богословие, теология

Глава I

Бытие и мужество

В соответствии с условиями Фонда Терри эти лекции должны касаться вопросов религии в свете науки и философии. Поэтому я выбрал понятие, в котором сошлись воедино теологические, социологические и философские проблемы, – понятие «мужества». Это одно из важнейших понятий, помогающих осмыслить человеческую ситуацию. Мужество относится к сфере этики, но оно коренится во всем многообразии человеческого существования и в конечном счете в структуре самого бытия. Для того чтобы понять «мужество» этически, следует прежде рассмотреть его онтологически.

Необходимость выхода за рамки этики проявляется со всей очевидностью в одном из древнейших философских споров о мужестве – в диалоге Платона «Лахет». В ходе диалога несколько первоначальных определений отвергаются. Тогда Никий, знаменитый полководец, делает еще одну попытку. Ему, как военачальнику, следовало бы знать, что такое мужество, и уметь правильно определить его. Однако предложенное им определение, как и все прочие, оказывается несостоятельным. Если, как он утверждает, мужество – это знание о том, «когда следует опасаться и когда дерзать», то вопрос приобретает универсальный характер: ведь чтобы ответить на него, необходимо обладать «знанием обо всем добре и зле во всех их проявлениях» (199 с). Но такое определение противоречит предыдущему утверждению о том, что мужество – лишь часть добродетели. «Значит, – заключает Сократ, – мы не выявили, что же такое мужество»(199 е). И это весьма серьезная неудача для сократического способа мышления. Ибо для Сократа добродетель – это знание: тот, кто не знает, что такое мужество, не может действовать в соответствии с истинной природой мужества. Однако эта неудача Сократа гораздо важнее, чем большинство, казалось бы, удачных определений мужества (даже тех, что принадлежат самому Платону или Аристотелю). Ибо эта неудавшаяся попытка определить мужество как добродетель среди других добродетелей выявляет один из основополагающих вопросов человеческого существования. Эта неудача показывает, что понимание мужества основано на понимании того, что такое человек и его мир, на понимании структур и ценностей этого мира. Лишь тот, кто обладает знанием об этом, знает, что следует утверждать, а что отрицать. Этический вопрос о природе мужества неизбежно приводит к онтологическому вопросу о природе бытия. И наоборот: онтологический вопрос о природе бытия может быть задан как этический вопрос о природе мужества. Мужество может показать нам, что такое бытие, а бытие может показать нам, что такое мужество. Поэтому первая глава этой книги называется «Бытие и мужество». Вряд ли я сумею сделать то, что не удалось Сократу. Но, возможно, мужество риска при том, что моя попытка почти наверняка обречена на провал, снова пробудит живой интерес к этой сократовской проблеме.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал