Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цикличная обязанность
В статье 56 Конституции устанавливается, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В преамбуле декрета №3 указано, что он принят в целях обеспечения исполнения именно этой конституционной обязанности (при этом почему-то распространенной на постоянно проживающих иностранных граждан). Таким образом, декрет №3 самодостаточен. Он вводит обязанность по уплате налога со ссылкой на то, что граждане обязаны платить налоги. Очевидно наличие порочного круга, позволяющего таким же способом обосновать любой налог. Под действие декрета могут попасть две категории. Либо те, кто живет на незаконно полученные доходы (уклоняющиеся от налогообложения) – и тогда декрет №3 предоставляет им своеобразную индульгенцию (хотя на самом деле не освобождает от уплаты подоходного налога и штрафов). Другой категорией плательщиков сбора могут стать те, кто живет на доходы, с которых уже уплачены налоги (например, владельцы депозитов, лица, заплатившие налог с доходов в прошлые годы, члены семьи, средства которым предоставляет уплативший все налоги супруг и т.п.). Для таких плательщиков декрет №3 станет актом, в силу которого уже освобожденный от налогов доход облагается повторно. Представляется, что во введении нового сбора нет необходимости – нужно либо истребовать причитающиеся налоги (обнаружив скрытые доходы), либо признать, что все налоговые обязанности выполнены, так как соответствующая налоговая база отсутствует. Если же говорить о возможном правовом воплощении нормы о минимальном участии в государственных расходах, то можно было бы установить следующее: трудоспособные граждане платят налог со своих доходов, но не менее 20 базовых величин. При этом каждый вправе представить декларацию об отсутствии собственного дохода и об источниках средств на проживание на сумму, не меньшую прожиточного минимума (1 549 790 рублей), и получить освобождение от уплаты налога. Такая конструкция могла бы сместить акцент с " тунеядства" на " финансирование". Однако в декрете №3 главным остается идеологический стержень. Учитывая запрет принудительного труда (ст. 41 Конституции, Трудовой кодекс, международные конвенции), можно сделать вывод о том, что незримо существует и конституционное право на лень – право гражданина не работать против своей воли. Можно использовать любые риторические приемы, в том числе говорить, что, к примеру, когда в магазине не дают бесплатно продукты, тем самым вас также понуждают к труду, либо упоминать о случаях освобождения от сбора. Впрочем, все это – не более чем словесные конструкции. Система норм декрета построена исходя из предполагаемой обязанности граждан трудиться (и эта же мысль красной нитью повторяется в различных публичных выступлениях). При этом оценку конституционности документа может дать только Конституционный суд (куда могут обратиться лишь избранные субъекты).
|