Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На формирование личности
Люди допускают две ошибки относительно влияния, которое оказывает жизнь на формирование личности. Первая ошибка заключается в том, что некоторые рассматривают влияние окружающей среды с позиций детерминизма. Они глубоко заблуждаются, считая, что ребенок является беспомощной жертвой тех обстоятельств, в которых он воспитывается. Вторая ошибка – это полное отрицание влияния окружающей среды. Люди, допускающие эту ошибку, говорят, что события, происходящие в раннем детстве, не оказывают на ребенка никакого воздействия. Библейские отрывки, такие как Притчи 29: 21, ясно показывают важность всего того, что происходит с ребенком в первые годы его жизни. В данном отрывке говорится о рабе, которого с детства воспитывали в неге, что впоследствии принесло горькие плоды. Ни отрицание влияния окружающей среды, ни детерминизм не отражают истинного положения вещей. Вам необходимо рассматривать факторы, формирующие личность, с библейской точки зрения. Правильное понимание действительности поможет вам в осуществлении ваших родительских обязанностей. Вы совершаете большую ошибку, если думаете, что воспитание детей заключается лишь в том, чтобы обеспечить им самую благоприятную обстановку, которая сама сформирует их личность. Многие верующие родители придерживаются такого «христианского детерминизма». Они считают, что если смогут защитить и уберечь своего ребенка от всего плохого, если они смогут всегда быть исключительно добры и вежливы с ним, если они отправят его учиться в христианскую школу или же будут обучать его дома, если они смогут дать ему самое счастливое детство, какое только возможно, то с их ребенком все будет в порядке. Такие родители уверены в том, что хорошая обстановка воспитает хорошего ребенка. Они действуют так, как будто ребенок совершенно инертен. Подобная позиция представляет собой детерминизм, одетый в христианские одежды. У меня есть друг-гончар. Он рассказал мне, что может сделать только такой горшок, какой позволит ему сделать глина, с которой он работает. Глина не является абсолютно пассивной и податливой в его руках. Она реагирует на то, что он с ней делает. Один сорт глины эластичен и мягок. Глина же другого сорта крошится, и с ней трудно работать. На основании его наблюдений можно провести удачную аналогию: вам следует заботиться о том, чтобы постоянно подвергать своих детей самому хорошему и доброму влиянию, однако вы никогда не должны думать, что имеете дело с инертной, мертвой глиной. Даже глина реагирует на то, как с ней обращаются: она либо принимает ту форму, которую вы пытаетесь ей придать, либо отвергает ее. Дети никогда пассивно не воспринимают то, что вы с ними делаете. Они активно реагируют на происходящее. Ваш сын или ваша дочь реагируют на ваши действия в соответствии с тем, как они относятся к Богу. Если ваш ребенок знает и любит Господа, если он осознал тот факт, что познание Бога может дать ему способность наслаждаться миром и покоем в любых обстоятельствах, то он будет положительно реагировать на ваши усилия по его воспитанию. Если же ваш ребенок не знает и не любит Бога, но пытается удовлетворить жажду своей души, обращаясь к водоемам, «которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13), то он может взбунтоваться даже против самых лучших ваших попыток воспитать его в правильном духе. Вы обязаны делать все, к чему Бог призвал вас, однако результат не так просто предугадать, даже если вы все сделали правильно. Ваши дети ответственны за то, как они реагируют на ваше воспитание. Детерминизм заставляет родителей думать, что хорошее влияние автоматически сделает их детей хорошими. Впоследствии такое мышление часто приносит горькие плоды. Родители, у которых в семье растет «трудный» подросток или молодой человек, причиняющий им много беспокойства, приходят к заключению, что вся проблема заключается в том влиянии, которому в свое время подвергался их ребенок. Они считают, что если бы дома у них условия были чуть-чуть получше, то с их ребенком все было бы в порядке. При этом они забывают, что личность формируется не только под воздействием внешних факторов. Помните, что Книга Притчей 4: 23 учит нас тому, что сердце является источником жизни. Сердце вашего ребенка определяет то, как он реагирует на ваше воспитание. У мистера и миссис Эверет рос непослушный пятнадцатилетний сын. Они осознавали, что допустили много ошибок при его воспитании. Сознание вины ослепило их так, что они не видели его недостатков. Когда они смотрели на своего сына, то видели лишь свои собственные просчеты. В результате они никогда не рассматривали его как человека, который грешит добровольно. Они не могли согласиться с тем, что их ребенок виновен в том, что он сам делает выбор в пользу неверия и непослушания Богу. Да, они не были безупречными родителями. Однако верно и то, что их сын не был хорошим сыном. Те, кто придерживается детерминистского взгляда на воспитание детей, упускают из виду тот факт, что люди являются творениями, поведение которых обусловлено ориентацией их сердец. Ребенок не занимает абсолютно нейтральной позиции. Ваши дети активно взаимодействуют с окружающим миром. Это подводит нас к следующей главе и следующей схеме.
Вопросы к главе 2 1. Что оказывает наибольшее влияние на формирование личности вашего ребенка? 2. Какова структура вашей семьи? Каким образом она влияет на вашего сына или дочь? 3. Каковы, по мнению ваших детей, ваши семейные ценности? Что имеет для вас первостепенное значение? 4. Есть ли какие-либо секреты или тайны в вашей семье? Рассказываете ли вы слишком много своим детям и, таким образом, обременяете их проблемами, которые непосильны для них? Рассказываете ли вы им слишком мало и, таким образом, изолируете их от реальной жизни и зависимости от Бога? 5. Кто является главой в вашем доме? Есть ли в вашей семье централизованная власть или решения принимаются на общем семейном совете? 6. Как обычно разрешаются конфликтные ситуации? Как способы разрешения конфликтов отражаются на каждом ребенке? Гарантирована ли перемена? Если да, то какая перемена? 7. Что обеспечивает успех или является причиной неудач в вашей семье? 8. Какие события были основными в вашей семейной биографии? Как они отразились на вас? Как они повлияли на ваших детей? 9. Склонны ли вы быть детерминистом в ваших взглядах на воспитание? Способны ли вы видеть, что ваши дети активно реагируют на внешние факторы, оказывающие на них влияние? Как они реагируют на них, и как вы относитесь к их реакции?
|