Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наказание как выражение любви
Будучи на конференции пасторов и беседуя во время перерыва на чашку кофе, я случайно услышал разговор двух мужчин, которые говорили о своих детях, и я не мог не прислушаться к тому, о чем они говорили. - Я слишком строг с ними, - заметил папа №1, - я постоянно их наказываю. Мне приходится это делать, потому что моя жена слишком сильно любит детей, и поэтому не способна наказывать их. - Полагаю, что вам и вашей жене следует иметь взвешенный подход к воспитанию, - высказал свое мнение папа №2. - Да, - с задумчивым видом продолжил папа №1, - нам следует соблюдать определенное равновесие между наказанием и любовью. Услышав это, я чуть не подавился пончиком! Равновесие между наказанием и любовью? Я вспомнил о том, что написано в Книге Притчей 3: 12: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Слова Книги Притчей 13: 24 и Откровения 3: 19 также пришли на память: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»; «кого люблю, тех обличаю и наказываю». Как можно соблюдать равновесие между наказанием и любовью? Ведь наказание является выражением любви. Разговор, свидетелем которого я невольно стал, можно услышать довольно-таки часто. У многих родителей отсутствует библейское представление о наказании. Они склонны думать о наказании как о мести, как о сведении счетов со своими детьми. 12-я глава Послания к евреям поясняет, что цель наказания – не покарать, а исправить. Здесь говорится о наказании как о слове утешения, которое адресовано сынам. Здесь говорится также, что наказание – это знак того, что Бог наказывает нас для пользы, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (стих 10). Хотя наказание неприятно, болезненно, однако оно «доставляет мирный плод праведности» (стих 11). Вместо того чтобы быть противовесом любви, наказание является ее глубочайшим выражением. Бог дает нам понимание того, что такое наказание. Его главное назначение не в том, чтобы покарать, а в том, чтобы исправить. Основная цель наказания – не отомстить ребенку за его плохое поведение, а исправить его. Родители наказывают своего ребенка потому, что не хотят способствовать его погибели (Пр. 19: 18). Почему все это так трудно понять? Причина кроется в том, о чем мы уже говорили прежде. Мы не считаем себя представителями или доверенными лицами Бога. Поэтому мы наказываем своих детей тогда, когда они раздражают нас. Если же их поведение не раздражает нас, то мы не наказываем их. Таким образом, подобное наказание не уводит наших детей подальше от гибельного пути; оно скорее выражает наше расстройство и разочарование. Оно как бы говорит: «Я устал от тебя. Ты мне надоел. Ты просто выводишь меня из равновесия. Я побью тебя, или буду кричать на тебя, или посажу тебя в угол на стул, чтобы изолировать тебя от всей семьи до тех пор, пока ты не осознаешь, что плохо поступил». То, что я описал выше, не является воспитанием вообще. Это – кара, плохое, грубое обращение с ребенком. Вместо того, чтобы приносить мирный плод праведность, такое отношение к детям делает их замкнутыми и злобными. Тогда стоит ли удивляться, что дети противятся воле родителей, которые набрасываются на них потому, что те раздражают их. Истинное наказание – как действенное наставление, а не как отрицательное, карающее насилие над ребенком – не исключает последствий в виде правильного или неправильного поведения. Последствия или плоды поведения несомненно являются частью Божией работы по очищению Своего народа. Библия приводит примеры благополучных последствий, чтобы показать, как Бог благословляет послушание, и примеры разорения и гибели, являющихся следствием греховного поведения и непослушания. Мы поговорим об этом позднее. Хотя верно то, что дисциплинированные дети доставляют радость своим родителям (Пр. 23: 15-16, 24), однако, как Божии представители, вы не должны наказывать их лишь ради собственного удобства или личных интересов. Наказание, которому вы подвергаете своих детей, должно быть непосредственно связано с принципами и нормами Слова Божия. Вопросы наказания и дисциплины – это вопросы формирования характера ребенка и почитания Бога. Божии стандарты, не подлежащие обсуждению, являются движущей силой наказания и дисциплины. Вашей целью, когда вы наказываете детей, должно быть сближение с ними, а не противостояние им. Вы сближаетесь с ними, используя порицания и просьбы. Целью наказания является исправление. Оно должно излечивать, а не карать. Оно предназначено для того, чтобы способствовать росту, а не причинять боль. Есть также и другие вопросы воспитания, которые должны волновать вас. Вы обязаны понимать не только значение того, что значит быть Божиим представителем в своей семье. Вас должна интересовать не только сама сущность воспитания. Родители обязаны видеть перед собой конкретную цель. В следующей главе мы будем исследовать цели, которые стоят перед родителями. Каковы библейские цели воспитания? Что из того, что дала нам наша культура, нам следует взвесить и пересмотреть?
Вопросы к главе 4 1. Какова, по вашему мнению, суть вашего авторитета и власти как родителя? Как ваше мнение согласуется с мнением Библии? 2. Как часто наказание, которому вы подвергаете своих детей, сводится к противостоянию личностей, вместо того, чтобы быть средством, напоминающим об авторитете и власти Бога над ними? 3. Что вы можете сделать, чтобы меры дисциплинарного воздействия направляли ваших детей на путь жизни? 4. В каком свете вы преподносите свою власть и авторитет своим детям? Бывают ли моменты, когда вы говорите примерно следующее: «Я твой отец/твоя мать, и пока ты живешь в моем доме, тебе придется слушаться меня»? 5. Как бы вы описали свое назначение как доверенного лица Бога, которому поручено дисциплинировать своих детей? Как видение себя в таком качестве может повлиять на методы наказания? 6. Хотите ли вы уделить время тому, чтобы внимательно проанализировать цели воспитания, сильные и слабые стороны вашей работы с детьми, краткосрочные и долгосрочные планы, а также стратегию воспитания?
|