Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обращение к совести
Все, что вы делаете, наказывая и дисциплинируя вашего сына или вашу дочь, должно касаться их совести. Бог дал детям способность здраво рассуждать и понимать, что хорошо и что плохо. Апостол Павел напоминает нам, что даже те, кто не имеет закона Божия, показывают своей жизнью, что его требования записаны у них в сердцах, когда они повинуются закону (Послание к римлянам 2: 12-16). Они либо оправдывают, либо обвиняют самих себя в своем разуме, потому что к этому побуждает их совесть. Эта совесть, которую Бог дал человеку, является вашим союзником в воспитании детей. Самые сильные обращения и обличения – это те, которые затрагивают совесть. Когда ребенок чувствует угрызения совести, тогда выговор и наказание будут иметь силу. Два библейских примера проливают свет на данный вопрос. Книга Притчей объясняет, почему при наказании должна применяться розга. В главе 23 мы читаем: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (стихи 13 и 14). Розга, однако, не является единственным орудием воспитания, о котором говорится в данном отрывке. Есть и другое орудие. Это обращение к совести. Горячей мольбой преисполнены следующие слова: «Да не завидует сердце твое грешникам…» (23: 17); «…направляй сердце твое на прямой путь» (23: 19); «Сын мой! Отдай сердце твое мне…» (23: 26); «Слушайся отца твоего: он родил тебя…» (23: 22); «Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разума» (23: 23). Эта глава целиком проникнута ласковой и нежной мольбой, обращенной к совести. Относился ли Соломон с прохладцей к использованию розги? Нет! Но он понимал ограниченность воздействия на ребенка розгой. Он знал, что розга способствует привлечению внимания, но при этом совесть должна быть вспахана и засеяна истиной Божией. Разговор Иисуса с фарисеями является еще одним наглядным примером воззвания к совести. В Евангелии от Матфея 21: 23 первосвященники и старейшины подвергли сомнению авторитет и власть Христа. В ответ Он рассказал им притчу о двух сыновьях: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21: 28-32). В конце этой притчи Иисус задает им вопрос, который обращен к их пониманию добра и зла. Они правильно отвечают на поставленный вопрос. Затем Он рассказывает им еще одну притчу – притчу о злых виноградарях: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Мф. 21: 33-46). Обратите внимание на то, как Иисус обращается к их чувству справедливости. Он взывает к их совести: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он?» Он просит их произвести суд, и они выносят правильный приговор. Затем Он объясняет им, что они уловили суть притчи. Евангелист Матфей пишет: «…первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». Здесь мы видим определенный принцип. Христос обращается к совести этих людей, так что они не могут избежать сознания своего греха. Таким образом, Он касается коренной, главной проблемы, а не только вопросов, лежащих на поверхности. Вопрос, заданный Иисусу вначале: «Какой властью Ты это делаешь?» (Мф. 21: 23), звучал как вопрос о том, кто дал Ему такую власть. На самом же деле это был вызов Его власти и авторитету. Ответ Иисуса расставил все по своим местам. Он доказал, что власть была дана Ему Богом. Хотя эти люди не покаялись, обращение к их совести попало прямо в цель. Они осудили самих себя. В этом заключается ваша задача по воспитанию своих детей. Вы обязаны взывать главным образом к их совести. Чтобы увидеть, как они разрешают вопросы, связанные с их ориентацией по отношению к Богу, вы должны исправлять не только их поведение, но, прежде всего, касаться их сердечных проблем. Вам следует обращаться к их сердцам, обличая грех и взывая к совести как к данному Богом арбитру, показывающему, что правильно и что неправильно. Недавно, после окончания богослужения, ко мне подошел человек в состоянии крайнего возбуждения. Он заметил, как после окончания собрания один мальчик украл некоторую сумму денег из тарелки для пожертвований. Он искренне переживал за этого ребенка. Я посоветовал ему поговорить с его отцом так, чтобы этот ребенок мог извлечь пользу из наказания и вмешательства своего отца. Несколькими минутами позже этот мальчик и его отец попросили меня принять их в моем кабинете. Мальчик достал из кармана два доллара и сказал, что взял их из тарелки для пожертвований. Он плакал, всем своим видом выражая глубокое сожаление о случившемся, и умолял простить его. Я начал беседовать с ним: «Чарли, я так рад, что кто-то увидел, что ты сделал. Как велика и чудесна милость Божия, что ты не ушел с этими деньгами! Бог пощадил тебя, сохранив твое сердце от ожесточения, которое наступает, когда мы грешим, и нам это сходит с рук. Разве ты не видишь, как Господь милостив к тебе?» Он посмотрел мне в глаза и кивнул головой в знак согласия. «Ты знаешь, Чарли, - продолжил я, - именно поэтому пришел Иисус. Он пришел, потому что люди, такие как ты, твой отец и я, имеют сердца, склонные к воровству. Мы настолько наглы и дерзки, что можем украсть даже деньги, которые другие люди пожертвовали для Бога. Но Бог настолько возлюбил нечестивых мальчиков и девочек, мужчин и женщин, что послал Сына Своего изменить их сердца и сделать их такими людьми, которые любят давать, а не брать». В этот момент Чарли разразился рыданиями и вытащил еще двадцать долларов из своего кармана. В начале нашего разговора он был готов изобразить покаяние и отдать два доллара из тех денег, которые украл. Но что-то произошло с ним, когда он услышал о милости Божией к падшим грешникам. В моем тоне не было никакого осуждения. Ни его отец, ни я не знали о том, что у него были еще и другие деньги, которые он стащил из тарелки для пожертвований. Что же произошло? Совесть Чарли была сокрушена Евангелием! В моих словах было нечто, что задело чувствительную струнку его юного сердца, склонного к воровству. Евангелие попало прямо в цель, коснувшись его совести.
|