Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели освоения учебной дисциплины. Учебно-методический комплексСтр 1 из 27Следующая ⇒
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж Автор: Юрова Н.М., к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 01 от 27 августа 2012г.). Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 3 от 05.10.2012 г.) Обновлен на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 01 от 29 августа 2014г.).
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2014 © Юрова Н.М., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………4 Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………16 Тематический план………………………………………………………………17 Программа учебного курса…….………………………………………….…..21 Планы семинарских занятий……………………………………………………33 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя……………………………………………...…..57 Литература к темам, которые изучаются самостоятельно……………………84 Задания для выполнения контрольных работ………………………..……....144 Примерная тематика курсовых работ………………………………………147 Литература………………………………………….…………………..............150 Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………...........160
Введение Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное право» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет содержание и структуру дисциплины.
Цели освоения учебной дисциплины Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая. В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач: в нормотворческой деятельности: · участие в подготовке международных договоров Российской Федерации; · участие в подготовке решений международных межправительственных организаций; · участие в работе международных организаций и конференций; · участие в подготовке нормативно-правовых актов, соответствующих международно-правовым обязательствам Российской Федерации; в правоприменительной деятельности: · обоснование и принятие в рамках должностных обязанностей решений, связанных с реализацией международно-правовых обязательств Российской Федерации, участие в представлении интересов Российской Федерации в работе органов международных организаций и международных судов; · совершение действий, связанных с реализацией норм международных договоров Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права; · совершение действий, связанных с реализацией и применением в Российской Федерации обязательных решений международных организаций, решений и постановлений Европейского Суда по правам человека; · составление юридических документов, опосредующих правоприменительную деятельность органов международных организаций и российских государственных органов, связанную с применением международно-правовых норм; в правоохранительной деятельности: · обеспечение международного правопорядка, безопасности личности, общества и государства; · предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование международных преступлений, преступлений международного характера; · участие в деятельности по обеспечению международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, международным терроризмом, по оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, выдаче преступников; · международно-правовая защита основных прав и свобод человека; в экспертно-консультационной деятельности: · консультирование по вопросам международного права, деятельности международных межправительственных организаций; · консультирование граждан, организаций и государственных органов по вопросам международно-правового сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями; · консультирование по вопросам обращения граждан и юридических лиц в международные судебные органы, составление и рецензирование необходимых документов; · международно-правовая экспертиза документов; · консультирование по вопросам применения в Российской Федерации норм международных договоров Российской Федерации, обязательных решений международных организаций, решений и постановлений Европейского Суда по правам человека; · экспертиза принимаемых в Российской Федерации решений органов государственной власти, нормативно-правовых актов на предмет их соответствия международным обязательствам Российской Федерации; в педагогической деятельности: · осуществление преподавания международного права в образовательных учреждениях (кроме высших учебных заведений); · участие в организации повышения квалификации работников предприятий и учреждений, государственных служащих, чтение лекций и проведение занятий по актуальным вопросам международного права; · правовое воспитание в духе уважения и соблюдения международных обязательств Российской Федерации, основополагающих прав и свобод человека и гражданина, обеспечения прав и интересов Российской Федерации на международной арене. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине): В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции: · осознание социальной значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального юридического правосознания (ОК-1); · способность добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей, соблюдение профессиональной этики юриста (ОК-2); · владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–3); · способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–4); · обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–5); · нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); · стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–7); · способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–9); Профессиональные компетенции: в области нормотворческой деятельности: · готовность участвовать в разработке международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1); в области правоприменительной деятельности: · способность осуществлять профессиональную деятельность на уровне развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК–2); · способность обеспечивать соблюдение международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права субъектами права (ПК-3); · способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, требованиями международного права (ПК–4); · способность применять международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, решения международных организаций, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК–5); · способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК–6); · владение навыками подготовки юридических документов (ПК–7); в области правоохранительной деятельности: · готовность обеспечивать международную законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК–8); · способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК–9); · способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); · способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК–13); в области экспертно-консультационной деятельности: · готовность принимать участие в проведение юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе с точки зрения их соответствия международным обязательствам Российской Федерации (ПК-14); · способность толковать различные международно-правовые акты (ПК–15); · способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международного права (ПК–16); в области педагогической деятельности: · способность преподавать международно-правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); · способность управлять самостоятельной работой обучающихся по изучению международного права (ПК-18); · способность эффективно осуществлять правовое воспитание с учетом знаний по международному праву (ПК-19). Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Международное право» студент должен: • иметь представление: − об основных актуальных характеристиках системы международного права; − о современном состоянии и тенденциях развития системы международного права; − о проблемах в сфере современного международного права, об основных направлениях международного сотрудничества; − о главных особенностях применения норм международного права в правовой системе Российской Федерации; − о наиболее прогрессивном опыте регулирования внутригосударственных отношений нормами международного права; – о месте и роли отдельных отраслей международного права в международно-правовой системе. • знать: − предмет, цель и задачи курса, источники и структуру, основные дефиниции международного права; − историю и закономерности формирования и развития международного права; − основные положения науки международного права. − важнейшие международные организации, особенности их компетенции и деятельности; − содержание основных отраслей и институтов в соответствии с программой курса − механизм реализации норм международного права в соотношении и взаимосвязи с нормами национального права. • уметь: − свободно оперировать соответствующим понятийным и категориальным аппаратом; − анализировать современную ситуацию как в мире, так и отдельных регионах и государствах, давать юридическую оценку событию, факту или ситуации в соответствии с международно-правовыми нормами; − анализировать и применять нормы действующего международного права, а также доктрины наиболее квалифицированных специалистов; − оценивать степень эффективности международно-правового регулирования применительно к конкретной жизненной ситуации; − самостоятельно выявлять и изучать новые юридические вопросы, появляющиеся в сфере международно-правового регулирования, опираясь на действующее международное право и специализированную литературу.
2. Требования к результатам освоения программы дисциплины: После освоения дисциплины «Международное право» студент при осуществлении своей будущей профессиональной деятельности: Должен знать правовую природу и особенности системы международного права; сущность и содержание основных понятий и категорий международного права; объект, предмет, методологию международного права; основные закономерности осуществления международных межгосударственных и международных негосударственных отношений; важнейшие пpоблемы внешней и внутpенней политики Pоссии, совpеменных междунаpодных отношений; основные международные договоры и нормы российского законодательства, в соответствии с которыми реализуются права и обязанности государств в процессе их взаимодействия, и обеспечивается международная безопасность; источники международного права, их соотношение по юридической силе; основополагающие принципы и нормы международного права, механизм их формирования и реализации в современных международных отношениях; положения важнейших междунаpодно-пpавовых документов ООН, ВТО, СОВЕТА ЕВРОПЫ, ЕВРАЗЭС, ОДКБ, ЮНЕСКО и дpугих междунаpодных оpганизаций, pегламентиpующих деятельность в области междунаpодных отношений, межрегионального, гуманитаpного и культуpного сотpудничества непосредственно связанные со специализацией; уметь толковать и применять в своей будущей профессиональной деятельности нормы международных правовых актов; основания и виды ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права; законные основания отказа государств от выполнения своих международных обязательств; международно-правовую базу и механизм защиты основных прав и свобод человека; механизм реализации норм международного права в российском законодательстве; роль и значение профессиональной юридической деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством на международном уровне; общекультурные и профессиональные качества юриста, его профессионального правосознания, основные проявления правового нигилизма и недостатков в работе правоохранительных органов и профессионального юридического образования; Способен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры. Способен правильно применять теоретические знания по международному праву, определить место международного права в системе социальных и юридических наук, предмет его изучения, а также функции науки международного права. Владеет основным понятийным аппаратом системы международного права, правильно оценивать роль и значение профессиональной юридической деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством на международном уровне; формировать общекультурные и профессиональные качества юриста, высокое профессионального правосознание, бороться с проявлениями правового нигилизма и недостатками в сфере профессионального юридического образования, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; понимает взаимосвязь и современные тенденции развития международного права в условиях экономических интегративных процессов, анализирует юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализирует, толкует и правильно применяет нормы международного права в конкретных практических ситуациях; владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-2). Осознает необходимость саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства, имеет уважительное отношение к праву и закону; умеет оперировать основными юридическими понятиями и категориями; способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, знает международное право в области борьбы с коррупцией и иными видами преступности; умеет оценивать российское конституционное и отраслевое законодательства с точки зрения его эффективности и оптимальности, а также его соответствия международно-правовым актам, направленным на борьбу с коррупцией; владеет навыками работы с антикоррупционным международно-правовыми актами и международной судебной практикой, осознает роль объективных и субъективных факторов в формировании системы международного права, понимает взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права (взаимодействие правовых систем), знает исторический генезис и современное состояние процессов становления и развития международно-правовых понятий и институтов и их взаимосвязь и зависимость от социальных, политических и экономических процессов развития современного международного права; умеет анализировать социально значимые процессы и проблемы современного международного права в целях определения их влияния на закономерности развития международного права; владеет навыками сбора, обобщения и анализа информации о социально значимых процессах и проблемах развития России, зарубежных государств и всего международного сообщества для решения профессиональных задач; может определить источники международного права, выступающие регуляторами внутригосударственных отношений, знает требования, предъявляемые к подготовке и принятию нормативно-правовых актов, а также основы правотворческой юридической техники (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1); Обладает необходимыми навыками работы с юридическими документами, способен осуществлять их толкование и систематизацию, обладает навыками анализа различных правовых явлений, разрешения правовых проблем и коллизий. Способен на принятие решений и совершение юридических действий в точном соответствии с законом; способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Знает содержание, формы и способы реализации норм международного права в Российской Федерации, обеспечения прямого действия международного права в Российской Федерации, способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, умеет применять нормы международного права в конкретных практических ситуациях, знает сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов судебного контроля и осуществления функций надзора в деятельности Президента РФ, законодательных, исполнительных и судебных органов, Прокуратуры и других правоохранительных органов в области соблюдения международных обязательств Российской Федерации, умеет анализировать коллизии международного и внутригосударственного права и способы из разрешения на основе действующего российского законодательства, владеет навыками разрешения коллизий между нормами международного и внутригосударственного права; знает содержание основных положений международного права, юридических фактов как необходимых предпосылок международно-правовых отношений, их субъектного состава, объектов и содержания, мер международно-правовой ответственности за нарушение предписаний международного права, обладает навыками толкования норм и способен к анализу, толкованию и применению норм международного права для решения конкретных международных ситуаций и казусов¸ способен давать квалифицированные консультации по вопросам международного права, обладает навыками анализа правоприменительной практики (ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-13, ПК-15, ПК-16). Способен давать теоретико-правовую оценку поведению субъектов права, разграничивать правомерное и противоправное поведение, определять виды противоправного поведения, а также анализировать их причины, осознает значимость института прав человека и роль государства в обществе, знает международное право в области прав человека и гражданина, международные акты в области прав человека, реальное состояние с соблюдением основных прав граждан в России, обладает навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина, способен соблюдать права человека и гражданина в своей профессиональной деятельности, а также использовать свои профессиональные юридические знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в международных органах защиты прав человека, в частности, Европейском Суде по правам человека; способен выявлять обстоятельства, способствующие нарушению норм международного права, владеет приемами осуществления основных процессуальных действий при разрешении международно - правовых конфликтов; демонстрирует знание трудов ведущих ученых-международников, международное право и практику его реализации, умеет творчески осмысливать современные международно-правовые конструкции, концепции, теории, владеет методологией научного поиска и исследования; знаетучебную и учебно-методическую литературу по международному праву, способен преподавать самостоятельно, под контролем преподавателя на необходимом теоретическом и методическом уровне проводить учебные занятия – пробные лекции, семинарские занятия, коллоквиумы, консультации и т.д; способен управлять самостоятельной работой обучающихся; способен эффективно осуществлять правовое воспитание; обладает методологией и приемами педагогической деятельности (ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-14, ПК-17, ПК-18, ПК-19). Отдельные из вышеуказанных результатов освоения дисциплины студент в полной мере может продемонстрировать только при условии освоения других предусмотренных стандартом дисциплин.
|