Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О лепке одушевлённых существ из снега. И рисование не существующих живых существ.
Вопрос: Я знаю, что Ислам запрещает рисовать и создавать живые существа, но я хочу спросить о снеговике. Многие родители, играя со своими детьми, лепят с ними снеговика, и, как мне известно, нет ни одного живого существа, похожего на снеговика. Значит ли это, что дозволено лепить его, делать ему глаза, рот и нос? Ответ: Хвала Аллаху. Во-первых, что касается рисунков живых существ, сделанных вручную, и их образа, изваянного в бронзе, из гипса или вырезанного на дереве, то нет никаких сомнений в запретности этого. Все эти действия попадают под действие текстов Шариата, в которых говорится о серьёзном наказании создающим изображения. Во-вторых, как было сказано, учёные единогласны в отношении долговечных изображений и фигур. Что же касается фигур и изображений недолговечных, как фигурок из теста, образов, вырезанных на арбузных корочках или сделанных из сладостей, то упоминание об этом мы нашли только в книгах по фикху маликитов и шафиитов. Маликиты имеют небольшие разногласия в этом вопросе, но большинство придерживаются мнения, что это запрещено. Что касается шафиитов, то они запрещали создавать подобные фигуры, но некоторые из них дозволили их продавать. Ар-Рамли, известнейший учёный по фикху среди шафиитов, опроверг мнение тех, кто говорил о дозволенности. То же самое можно сказать и о снеговике, о котором был задан вопрос. ‘Иллиш аль-Малики, да помилует его Аллах, сказал: «Запрещено создавать изображение, которое полностью удовлетворяет предыдущим условиям, если оно долговечно: из дерева, глины, теста, сахара. В этом единодушное мнение учёных. И также, если оно не долговечно и сделано из арбузных корочек. И это мнение противоречит мнению Асбага» (Минаху-ль-джалиль шарх мухтасар халиль. Т. 3. С. 529). Абу ‘Аббас Ахмад ас-Сауи, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается непрочной (статуи), то здесь есть разногласия. Но верное мнение гласит, что это запрещено» (Хашийату-с-Сауи ‘аля шархи-с-сагыр. Т. 2. С. 501). Ахмад ан-Нафрауи, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается статуи, которая является отдельностоящей и имеет тень, например, если это изображение льва, собаки или человека, которое было установлено на стену или землю, то это запрещено, так как это полное изображение. И нет различия долговечно ли оно или нет: из камня оно или из дерева, или из недолговечных материалов, например, когда льва или коня делают из теста или из сахара» (аль-Фауакиху-д-дауани. Т. 2. С. 315). В «Хашийату Кальйуби» (Т. 3. С. 298), одном из трудов по мазхабу шафиитов, сказано: «Его слова " Запрещено изображать животных", даже если это будет изображение несуществующего животного, подобия которому нет, как говорилось об этом, или оно будет сделано из глины, или из сахара. Но продавать его разрешено, не запрещено также смотреть на него и оставлять её. Это сказал наш шейх ар-Рамли, но другой наш шейх, аз-Зийади, придерживался другой точки зрения и считал два последних действия запретными». Верным мнением видится мнение о том, что нет различия между созданием скульптуры долговечной и недолговечной. В преданиях говорится, что арабы-многобожники в доисламские времена делали скульптуры из фиников и поклонялись им вместо Аллаха, а когда чувствовали голод, съедали их. Это ещё раз подтверждает, что между скульптурой долговечной и скульптурой недолговечной нет различия с точки зрения названия (то есть, недолговечная скульптура также называется скульптурой - прим. пер.) и с точки зрения религиозно-правового решения. Мнение маликитов и шафиитов верным считали и современные учёные. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «К запрещённым изображениям относятся те, что подобны скульптуре. Например, когда делают человека из теста, из гипса или из других материалов, то есть когда создается скульптура человека или животного. Это запрещено. Что касается изображения деревьев и подобных неодушевленных предметов, то в этом нет ничего плохого, как гласит верное мнение, которое является мнением большинства ученых» (Шарх рияду-с-салихин. Т. 6. С. 207). Шейх Салих Али-ш-Шейх, да хранит его Аллах, сказал: «Со стороны лингвистики установлено, что скульптура (идол) - это изваянное изображение, то есть вещь, которая была изваяна в форме изображения. Если это так, то идол может быть или из камня, или из дерева, или из теста, или из фиников, или из прочих материалов» (Шарх кашфу-ш-шубухат. № 8). В-третьих, что касается слов брата, задавшего вопрос: «…как мне известно, нет ни одного живого существа, похожего на снеговика», то, даже если эти слова верны сами по себе, они не меняют религиозно-правовое решение по этому поводу.
Так как не существует человека из меди, из дерева, из гипса или из фиников, но смысл в том, что создающие эти скульптуры люди изображают одушевлённых существ, делают им глаза, нос, голову. В этом причина запрета. И если бы из этих материалов они создали скульптуру неодушевленного предмета, то их действия не были бы порицаемы, или если бы они изобразили одушевлённый предмет, но без головы. Наряду с этим ясным указанием Шариата, учёные говорили о запрете создавать скульптуры фантастического человека или животного, если только это не детская игрушка. В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Мазхаб шафиитов гласит, что изображение воображаемого человека или животного также находится под запретом. Они сказали, что запрещено изображать, например, человека с крыльями, корову с клювом, или любое несуществующее существо. Автор труда " Рауду-т-талиб" указывает, что есть мнение о дозволенности этого. Очевидно, что это не касается детских игрушек. В хадисе от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что среди её игрушек был конь с двумя крыльями, и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев его, засмеялся так, что стали видны его коренные зубы» (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 12. С. 111). И если бы было сказано, что воображаемых существ изображать более запрещено, чем существующие одушевлённые предметы, как говорили некоторые учёные, то это мнение не было бы далеко от истины. Аль-Мауарди аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Запрещено изображать одушевлённые предметы: людей или животных, в приятном образе или безобразном, в большом размере или маленьком, если изображается существующее животное. Между ними нет различия, каждое из перечисленного изображать запрещено. Что касается изображения животного, которого на свете нет, например, птицу с человеческим лицом, или человека с крыльями как у птиц, то здесь есть два мнения. Первое мнение гласит - запрещено, и запрет этого более серьёзен, так как создающий подобное изображение изменяет создание Всевышнего Аллаха. А также потому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " Ему будет приказано вдохнуть в него дух, но он никогда не сможет сделать этого". Второе мнение, которое является мнением Абу Ахмада аль-Маруази, гласит, что это не запрещено, так как это будет больше походить на создание узоров, а не на изображения животных. Согласно первому мнению, человеку запрещено рисовать лицо человека без тела, а согласно второму - нет» (аль-Хауи аль-кабир. Т. 9. С. 565).
|