Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения






В отношении каждой из перечисленных в предыдущем параграфе категорий лиц установлен свой порядок возбуждения уголовно­го дела и привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448 УПК).

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладаю­щего процессуальным иммунитетом, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступле­ния, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государствен­ной Думы - Генеральным прокурором РФ на основании заключения

Раздел IV Производство по отдельным категориям уголовных дел

коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в дей­ствиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответствующей палаты Феде­рального Собрания,

2) в отношении Генерального прокурора РФ - коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ,

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации -Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоя­щей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи при­знаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ,

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автоном­ного округа, федерального арбитражного суда, военного окружного (флот­ского) суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения кол­легии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действи­ях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ,

5) в отношении иных судей - Генеральным прокурором РФ на основа­нии заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда рес­публики, краевого или областного суда, суда города федерального значе­ния, суда автономной области и суда автономного округа, о наличии в дей­ствиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей ква­лификационной коллегии судей,

6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Генеральным прокурором РФ,

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Фе­дерации - Генеральным прокурором РФ,

8) в отношении Президента, прекратившего исполнение своих полно­мочий, а также кандидата в Президенты РФ - Генеральным прокуро­ром РФ,

9) в отношении депутата законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта Российской Федерации - прокуро­ром субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или обла­стного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа,

10) в отношении следователя, адвоката - прокурором на основании за­ключения судьи районного суда, а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту со­вершения деяния, содержащего признаки преступления,

Глава XXXV Производство по делам в отношении отдельных категорий лиц ______ 625

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица органа местного самоуправче-ния - прокурором субъекта Российской Федерации

Таким образом, решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечении к уголовной ответственности указанных лиц в большин­стве случаев предшествует предусмотренная законодательством, процедура лишения их неприкосновенности, после чего прокурор направляет пред­ставление в суд для получения согласия на возбуждение уголовного дела или предъявление обвинения

Представление прокурора о даче заключения о наличии или об отсутст­вии в действиях лица, обладающего процессуальным иммунитетом, при­знаков преступления рассматривается судом с участием прокурора, подав­шего представление, а также с участием лица, в отношении которого вне­сено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании Срок рассмотрения судом представления прокурора не должен превышать 10 суток со дня его поступления

По результатам рассмотрения представления суд дает заключение о на­личии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления

Решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квали­фикационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на воз­буждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в каче­стве обвиняемого должно быть мотивированным Это решение принимает­ся в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Ге­нерального прокурора и заключения судебной коллегии о наличии в дейст­виях судьи признаков преступления

В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении его неприкосновенности В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Прези­дента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное ре­шение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3 су­ток направляется в Совет Федерации Решение Совета Федерации о ли­шении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вы­несения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор РФ Решение Госу­дарственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновен­ности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенно­сти указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследо­вания

*> •Ф

4

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел...

Глава XXXV. Производство по делам в отношении отдельных категорий лиц

О возбуждении уголовного дела, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Со­вета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следова­тель или суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Феде­рального Собрания Российской Федерации (ч. 4 ст. 19 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы).

При принятии решения вопроса об уголовном преследовании члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы следует иметь в виду, что они не могуг быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в со­ответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соот­ветствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Госу­дарственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Ес­ли в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Госу­дарственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федераль­ным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания и предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосно­венности.

Аналогичное положение установлено и в отношении судьи, который не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если всту­пившим в законную силу приговором суда не будет установлена его винов­ность в преступном злоупотреблении.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согла­сие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 20 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы). В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Феде­рального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ от Ге­нерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные ма­териалы.

Порядок подготовки и представления следователем, дознавателем, прокурором материалов для внесения Генеральным прокурором РФ пред­ставлений о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы регламентируется подзаконными актами

(например, указанием Генеральной прокуратуры РФ от 10 апреля 1995 г № 23/15).

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы поль­зуется процессуальным иммунитетом, т. е. не может быть привлечен к уго­ловной ответственности и арестован без согласия Генерального прокурора РФ только на период со дня регистрации кандидата соответствующей из­бирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголов­ного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь за­стигнут при совершении преступления), производство расследования яв­ляются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999г. № 17-П (СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364) принятие акта об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период рас­следования возбужденного в отношении него уголовного дела входит в компетенцию Совета Федерации; Президент РФ вносит предложения по этому вопросу.

Для рассмотрения вопросов обеспечения неприкосновенности судей создаются: Высшая квалификационная коллегия судей и квалификаци­онные коллегии судей Верховного Суда РФ, судей республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автоном­ной области и автономных округов, судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитраж­ных судов (ст. 18 Федерального закона о статусе судей в ред. Федераль­ного закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ // Российская газета. 2001. 20 дек.).

Процессуальный иммунитет в отношении депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации не распространяется на те случаи, когда его действия связаны с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением депутатом своих полномо­чий. Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клеве­та или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена феде­ральным законом.

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел...

Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении непри­косновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим его пре­кращение. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей пала­ты Федерального Собрания вправе участвовать Президент РФ, прекра­тивший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации -исключительная компетенция Государственной Думы, которая в этих целях образует специальную комиссию, оценивающую соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, поло­женных в основу предложения о выдвижении обвинения против Президен­та. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государ­ственной Думы (ч. 1 ст. 93 и п. «ж» ст. 103 Конституции). Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения на своем заседании 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента на­правляется в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.

Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда РФ, составленным по запросу Совета Федерации (п. 7 ст. 125 Конститу­ции). Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение про­тив Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от долж­ности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал