Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарубежная культура в первой половине XX в.
Наука и техника. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, началась разработка квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности А.Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В медицине больших успехов достигла микробиология и фармакология. Огромное значение имело открытие англичанином А.Флемингом в 1929 г. первого антибиотика - пенициллина. В 20 - 30-е гг. XX в. в промышленности все чаще использовали автомати-ческие станки и конвейеры. В 20-е гг. XX в. началось регулярное пасса-жирское авиасообщение. Стало распространяться радио, затем возникло телевидение. Появляются первые образцы домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т.д. Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни европейского начали распространяться ощущения кризиса. Отражением этих настроений стало зарождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идейно-художественной программы, но всех его сторонников объединяло неприятие реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств. Самые смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединявшихся под общим понятием авангардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовизма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Наиболее выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П.Пикассо (кубизм), А.Матисс (фовизм), С.Дали (сюрреализм). Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала XX в. В.Кандинским, К.Малевичем и М.Ларионовым. Всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников Д.Риверы, Х.К. Ороско, А. Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное освобождение. Особым направлением в культуре конца XIX—XX вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искусство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важным считалось соединение, синтез разных искусств (архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Позже в 20 —30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В этих течениях главное значение имела простота, рациональность здания. Дома имели правильную геометрическую форму, плоскую крышу. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Ш. Ле Корбюзье. Кинематограф. Бурными темпами протекало развитие киноискусства. Целой эпохой в этом жанре стало творчество великого американского актера и режиссера Ч. Чаплина. В его немых фильмах «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем стал смешной человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный, вызывающий смех и жалость. Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. В 20 - 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Тоталитаризм и культура. С приходом Гитлера к власти в Германии часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с рейхом. Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические сюжеты, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности». Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Самой знаменитой представительницей нацистской кинематографии стала режиссер и актриса Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы («Триумф воли», 1935) воспевали Гитлера, идеи нацизма. Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений «Имперского комплекса съездов нацистской партии» в Нюрнберге. В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались современные форумы - обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий.
|